Хорошо умирать под саксофон игоря бутмана
Музыкальная трагикомедия «Играем Стриндберг-блюз» в постановке Антрепризы Михаила Козакова (Театр им. И. Франко, 21 января)
Нам скучно, знаете ли. Миллениум, две недели беспробудного отдыха, неделя отдыха после отдыха -- празднички совершенно выбили нас из колеи. Развеяться надо бы. Расправить плечи. Эх-эх, а как бы это, чтоб что-то встряхнуло, чтоб без особых потерь? Цирк? Футбол? Театр? А почему нет -- развеемся. Повеселимся. В буфет сходим. Спектакль посмотрим.
Вот ведь как все изменилось. Раньше театр -- это была работа. Над собой. Теперь мы идем в театр, чтобы отдохнуть. Ощущаете разницу?.. Эй, актеры, нам скучно, развлеките нас. Повеселите нас, мы умираем со скуки. Нам уже все ясно, лучше рассмешите, покажите забавное, прикольное. Из-за того, что зрителю «скучно», на наших глазах рушится русский, украинский Театр. Уступая место театру эффекта, театру причудливых декораций и костюмов, театру псевдоклассическому и театру псевдоабсурда. Пустому и безжизненному. Театру, который веселит и приятно радует глаз пестротой имени Жан Поля Готье или какого-нибудь еще потье.
Спектакль, поставленный Козаковым, скучен. Он небросок, он даже нуден. Все герои так или иначе обречены -- спектакль создан по мотивам философской драмы Августа Стриндберга «Пляска смерти». Здесь есть Муж -- морской офицер, Жена -- бывшая актриса и Третий, который, конечно же, появляется не просто так, а чтобы разрушить привычный ход вещей. Еще в спектакле есть джаз -- выдающийся российский саксофонист Игорь Бутман и его квартет постоянно что-то нежно и усыпляюще играют. Но все это внешнее, а внутри -- классический разговор об одной вечной штуке -- одновременно подлости и прелести человеческого характера. О том, как расчет тонко переплетен с любовью, и плюньте в лицо тому, кто скажет, что бывает только либо одно, либо другое. Не бывает, ибо мы -- взрослые люди, мы редко рискуем бесплатно. Об этом спектакль, а может, о другом -- это неважно. Важно, что это -- театр, а вот многое их того, что к нам привозится и с придыханием рекламируется, -- сомневаюсь. Козаковская антреприза -- это не театр звезд, а театр атмосферы, погружения в характеры, театр тихой музыки, стихов и крика чаек. Он весь такой неспешный, тихОй, пока внезапно, в две-три минуты, реплики не разрешатся вдруг интриги, приоткроются внезапно потайные дверцы, вылезет оттуда хитрый пронырливый тип и посчитает все, и прикинет, сделает Ход. А ему на это -- Два. И т. д.
Нет захватывающих завязок. Нет шумных выходов на зрителя. И главное -- нет Героев. Нет выводов. Нет добра и зла в привычном противоборстве. Есть музыка, которая всех прощает и парит над мелкими семейными гадостями. Есть театр, который -- жизнь. Но не наоборот. В жизни все скучнее. Мельче и гаже. Искусство полнит.
335Читайте нас у Facebook