ПОИСК
Події

Американские летчики, сбросившие атомные бомбы на хиросиму и нагасаки, спустя месяц одними из первых доставляли в сгоревшие японские города медикаменты

0:00 9 серпня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
55 лет назад впервые в истории ядерное оружие было использовано для массового уничтожения людей

140 тысяч погибших в Хиросиме и 160 тысяч в Нагасаки -- так для человечества началась ядерная эра. Потом были еще сотни тысяч умерших от облучения и страшнейших ожогов. Спустя десятилетия противоборствующие военные блоки накопили гигантские арсеналы ядерного оружия, способные, по мнению аналитиков, как минимум 50 раз уничтожить все живое на Земле. Тем не менее за полвека, прошедшие со дня первой ядерной бомбардировки, оружие массового поражения не было использовано. Хотя угроза новой мировой войны нависала над человечеством не раз, в последний момент в горячих спорах политиков благоразумие одерживало верх. Возможно, то, что дошло до потомков из воспоминаний очевидцев первой атомной бомбардировки, помогало избежать глобальной катастрофы. Но даже тогда, в 1945 году, все могло быть иначе. В канун 55-й годовщины бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки мы приводим несколько малоизвестных фактов, связанных с этой трагедией.

Атомное оружие фашистская Германия могла применить еще в 1943 году на Курской дуге?

Долгое время считалось, что атомную эру начали не американцы, а физики третьего рейха. Мифическое оружие возмездия, которое, без сомнения, должно было быть атомным, разрабатывалось в фашистской Германии с 1939 года. Существовала версия, что в 1942 году в рейхе все было готово для создания ядерного оружия и якобы даже его должны были применить уже в 1943 году во время знаменитой Курской битвы. Однако по каким-то причинам оно не было использовано вплоть до конца войны. Такие утверждения близки к истине, но все же не соответствуют ей. Как пишет историк Владимир Славин в книге «Секретное оружие третьего рейха», немецкие ученые-атомщики только теоретически предполагали, что атомная энергия может быть использована для создания сверхмощной бомбы. До конца войны они так и не смогли создать действующий атомный реактор, который вырабатывал бы ядерное топливо для будущей бомбы, в то время как в США такой реактор запустили еще в 1943 году. Для немецких атомщиков 1942 год стал вершиной их достижений -- сразу несколько научных атомных центров пришли к выводу, что для контроля над цепной реакцией нужно использовать графит (этим замедлителем пользуются практически на всех реакторах и сегодня). Однако три года изысканий не дали положительных результатов. У Германии просто уже не хватало средств для масштабных атомных проектов. Зато разработки и опыт немецких ученых были использованы американцами для совершенствования своего атомного детища, которое предполагалось использовать в войне против Японии.

Чтобы сберечь жизнь ста тысячам солдат, Гарри Трумэн решил пожертвовать двумя японскими городами

До последнего момента высший командный состав вооруженных сил США, а также президент Гарри Трумэн не верили в возможность покончить с Японией с помощью одной или двух атомных бомб. Правда, подготовку летчиков и сооружение секретной базы на острове Тиниан начали уже в начале 1945 года. Первоначально американские генералы планировали принудить Японию к капитуляции путем высадки массированного десанта на остров Кюсю. Причем чаша весов еще в июне 1945 года, менее чем за полтора месяца до атомной бомбардировки, склонялась в пользу десанта. Над разработкой этого плана работал так называемый объединенный комитет начальников штабов. Американский историк Уильям Крейг в своей монографии «Падение Японии» приводит стенограмму разговора президента США Гарри Трумэна с генералами, которые входили в комитет, состоявшегося 18 июня: «Трумэн: «Взвесив все за и против, оценив сложившуюся ситуацию и планы комитета, я пришел к выводу, что операция по высадке десанта на Кюсю является наилучшим решением окончания войны». Военный министр Стимсон ответил: «Альтернативы нет». Генерал Ли внес свои критические замечания: «Такое вторжение хоть и неизбежно, но приведет к ожесточению японских войск и увеличению наших потерь». Только министр обороны США Джон Макклой предложил все-таки использовать атомную бомбу, причем сразу две… »

И все-таки президент США Гарри Трумэн отказался от высадки американцев на японские острова. Немаловажную роль в этом решении сыграл фактор потерь, которые могли понести американские войска (по подсчетам, при высадке на Кюсю погибло бы не менее 100 тысяч человек, а раненых оказалось бы втрое больше). «Меня не простят американские матери,» -- произнес президент, узнав о возможных потерях. Вскоре было принято решение о бомбардировке японских городов.

РЕКЛАМА

Японцы предполагали, что после Хиросимы атомная бомба упадет на Токио

Первый атомный удар по Хиросиме для американцев прошел успешно. Выброс бомбы запоздал лишь на 17 секунд, и в одно мгновение 64 тысячи японцев превратились в обугленные трупы. Перед вылетом летчикам несколько раз показали фильм об испытаниях атомной бомбы в пустыне Нью-Мексико, чтобы пилоты привыкли к ужасающей картине атомного взрыва. Летчики испугались только cлова «радиоактивность»: в то время для многих оно ассоциировалось с бесплодием. Буквально через несколько часов о первой атомной бомбардировке стало известно всем летчикам, находившимся на базах вокруг Японии.

Вечером следующего дня на другом японском острове, в городе Осака произошел интересный эпизод, который приводит в своей книге уже упомянутый американский историк. В руки тайной японской полиции попал сбитый американский летчик, некий лейтенант Маркус Макдилд. Его стали жестоко допрашивать, пытаясь выведать, что он знает об атомной бомбе и планируемых бомбардировках. Но летчик не знал ничего. Допрос продолжался всю ночь, к утру пилот был изуродован до неузнаваемости. Понимая, что долго он так не протянет, летчик заговорил об атомной бомбе, сочиняя на ходу правдоподобный рассказ из того, что когда-то слышал. Описал конструкцию бомбы, представив ее в виде огромного свинцового шара, внутри которого находится атомный заряд. Когда японцы спросили, на какие города американцы планируют еще сбросить бомбы, летчик деловито ответил:»Я полагаю, на Киото и Токио. Бомбардировка Токио состоится в ближайшие дни. » Пораженные таким ответом, японские палачи прекратили допрос и немедленно сообщили сведения в штаб-квартиру секретной полиции в Токио. Буквально через час эта информация, которая была вымыслом чистой воды, стала известна всему японскому руководству.

РЕКЛАМА

Из-за неполадок самолет с атомной бомбой мог взорваться в воздухе

Для экипажа Б-29, который сбросил вторую атомную бомбу на Нагасаки, воздушный рейд стал настоящим кошмаром. Судьба словно оберегала мирные японские города от атомной катастрофы, создавая одно препятствие за другим на пути смертоносного груза. Неприятности у пилотов начались еще на земле. Перед самым вылетом при осмотре бомбардировщика инженеры обнаружили серьезную неполадку: вышел из строя насос запасного бака горючего, и 600 галлонов топлива оказались недоступными. Самолет должен был лететь в двадцатичасовой полет без резерва топлива, так как замена насоса задержала бы рейд на сутки, что нарушало планы командования. В конце концов решено было лететь без резервного топлива. Командир экипажа Чак Суини счел эту неполадку дурным предзнаменованием. Не понравилось ему и то, что для взлета самолету определили новую взлетную полосу -- по традиции опытные летчики взлетали со старых, привычных полос. Но это было еще не все: уже в полете, на полпути к Японии неожиданно обнаружилось, что на задней панели черного ящика загорелась красная лампочка. Это означало, что все механизмы сброса бомбы замкнуты и, если не выдержат люки, она может выпасть из самолета. Однако при проверке аппаратуры выяснилось, что перегорел всего-навсего выключатель лампочки. Электрические цепи бомбодержателей и люков оказались исправными.

Когда самолет с бомбой достиг первоначальной цели бомбардировки -- города Кокура, оказалось, что небо затянуто облаками. Несмотря на это, командир дал приказ открыть створки люка -- бомба была готова к сбросу. Самолет несколько раз заходил на цель, но так и не смог сбросить бомбу из-за облачности. Неожиданно Б-29 был обнаружен японскими зенитчиками, которые открыли по нему огонь. Ситуация стала критической. Когда снаряды начали рваться в десяти метрах от самолета, командир экипажа принял решение повернуть на Нагасаки -- запасную цель. Так участь 200 тысяч жителей этого города была предрешена.

РЕКЛАМА

В то утро в Нагасаки сотни японских католиков пришли в церковь

Американскому историку Уильяму Крегу по немногочисленным свидетельствам удалось восстановить картину жизни Нагасаки утром 9 августа. Кроме того, что там были сосредоточены огромные арсеналы оружия, город являлся центром паломничества японских католиков. Здесь располагался храм Пресвятой Девы -- крупнейший римско-католический собор Дальнего Востока. Утром в день бомбардировки в храме на молитву в честь приближающегося праздника Успения Богородицы собралось несколько сотен японских католиков. Жизнь текла своим чередом. В 10. 55 в небе над городом показались американские самолеты. Это стало последним, что увидели тысячи японцев в то утро.

А в Б-29, несшем смертоносный груз, летчики предпринимали отчаянные попытки выполнить приказ и уцелеть. Над Нагасаки, как и над Кокурой, висели густые облака. Чтобы найти просвет в толще облаков, нужно было покружить над городом. Но тогда не хватило бы топлива на обратный путь и самолет ожидала бы неминуемая гибель. Пилоты решили сбрасывать бомбу, наведя ее на цель по радару: хотя это уменьшало шансы на точное попадание, но другого выхода не было. Начался отсчет времени. И вдруг за двадцать пять секунд до сброса бомбы второй пилот закричал, что видит дыру в облаках. Через несколько секунд бомба покинула самолет, исчезая в узком колодце между облаками -- экипаж Б-29 облегченно вздохнул. Еще через несколько мгновений Нагасаки вспыхнул ярко-белым пламенем.

Но злоключения американских пилотов на этом не закончились. Когда самолет подлетал к базе и пытался вызвать «землю», ему никто не ответил. Командир экипажа принял решение садиться без подготовки, не совершая круг над базой, так как горючее было на исходе. Чтобы хоть как-то привлечь внимание наземных служб, пилоты выпустили все сигнальные ракеты. Тем не менее ответа не последовало. Только когда с самолета полетела последняя серия сигнальных ракет, означавшая, что на борту находятся раненые, база ответила. При посадке самолет понесло на соседнюю полосу, где стояли другие Б-29. Казалось, катастрофа неминуема, но в последнее мгновение командир экипажа успел включить двигатели на обратную тягу, и шестидесятитонный бомбардировщик замер всего в нескольких метрах от других машин. Когда Чак Суини выключил двигатели, в самолете воцарилась тишина -- все, кто был на борту Б-29, крестились и целовали распятия…

Побывав через месяц в Нагасаки, летчики встречали на улицах людей с жуткими увечьями и ожогами

Судьбе было угодно, чтобы Чак Суини и его экипаж еще раз побывали в Нагасаки. Спустя месяц они привезли сюда врачей, физиков-атомщиков, доставили также партию медикаментов. Воспоминания одного из членов экипажа приводит в своей книге Уильм Крейг: «На следующее утро мы совершили прогулку по городу. Прошло чуть более месяца с того дня, как мы сбросили на город атомную бомбу, а некоторые тела все еще лежали на улицах. По обе стороны дороги виднелись многочисленные черепа. В нишах, которые использовались жителями как укрытия, скопились кучи скелетов. Отвратительная вонь затрудняла дыхание…

Здание медицинского центра все еще стояло, но было полностью выжжено. Мы прошли через палаты. На кроватях лежали обуглившиеся скелеты вместо пациентов. Они пролежали здесь больше месяца. Безглазые черепа пялились в черный потолок. На столе одной из операционных лежали черные останки пациента, которого должны были оперировать в тот момент, когда мы сбросили бомбу. Тут же, в комнате на полу валялись почерневшие обуглившиеся тела докторов и ассистентов, замершие в позах, в которых они встретили свою смерть…

На улицах мы встречали людей с жуткими увечьями и ожогами, умирающими от страшной болезни, поселившейся у них в крови. Они безразлично, с обреченным взглядом сидели и спали под навесами прямо на улицах, дожидаясь своего конца. Они смотрели на нас и не замечали, не узнавали. И, наверное, это к лучшему, что они не узнали нас… »

32047

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів