ПОИСК
Події

«Избивая нас до полусмерти, председатель райгосадминистрации говорил, что он здесь царь и бог»

17:23 26 квітня 2011
Буковинские рыбаки, жестоко избитые компанией из пятерых человек, среди которых был и глава Заставновской райгосадминистрации Михаил Бойчук, рассказали «ФАКТАМ» подробности инцидента

В райцентре Заставна Черновицкой области пятеро вооруженных мужчин, среди которых был и председатель Заставновской районной госадминистрации Михаил Бойчук, жестоко избили четырех рыбаков, ловивших рыбу на одном из местных ставков. Между тем человек, который официально арендует злополучный пруд, утверждает, что в это время крепко спал у себя дома. Почему компания вдруг решила проучить «чужих браконьеров», до сих пор неизвестно. Но проучили они их не на шутку — рыбаки попали в больницу с сотрясением мозга, переломами ребер, многочисленными ушибами и гематомами.

После того как о ЧП рассказали едва ли не все украинские СМИ, председатель Заставновской райгосадминистрации Михаил Бойчук заявил, что он… не участвовал в побоище и вся эта история — провокация со стороны бывших руководителей района. А он, дескать, даже физически не мог избить рыбаков, поскольку у него нет ноги. Решив разобраться, что же произошло на озере в ночь на 17 апреля, мы отправились в Заставну.

«Когда нас окружили трое мужчин, я услышал Колин крик: «Мужики, не бейте, не надо!»

С пострадавшими рыбаками мы встретились в Черновицкой областной больнице.

— Вы уж извините, что мы не в полном составе — Николай Михайлюк и Иван Бабий сейчас на процедурах, — горько улыбнулся Иван Абрамович. На его лице многочисленные ссадины, переносица заклеена пластырем. — Но с нашими травмами рекомендации врачей игнорировать нельзя. У меня сотрясение мозга, переломы ребер, переносицы. Вася, как видите, весь синий. Порыбачили называется…

РЕКЛАМА

— Почему пошли на рыбалку ночью?

— Это раньше можно было средь бела дня рыбачить на любом озере, — объясняет смуглый парень Вася Слободян. — Приходи, закидывай удочку и сиди хоть до вечера. Но с тех пор как ставки начали брать в аренду, рыбалка в дневное время закончилась. Арендаторы установили на своих участках охрану, и «свободных» ставков поблизости не осталось. Не ездить же на рыбалку в другой район! Да и мы ведь не браконьеры — взрывпакеты в озеро не бросаем, посидим с удочками пару часиков и уйдем. Вот мы и приспособились ходить ночью. Причем есть ставки, на которые невозможно попасть круглые сутки. Например, озера председателя райгосадминистрации Михаила Васильевича Бойчука огорожены колючей проволокой, там постоянно дежурят охранники. Мы же облюбовали небольшой ставок местного жителя Сергея Поляковского (имя и фамилия изменены. — Авт.). Несколько раз, правда, попадались на глаза пожилому сторожу, но он, проведя с нами воспитательную беседу, отпускал.

— В последнее время этот охранник куда-то пропал, — продолжает Иван Абрамович. — Поэтому мы, ничего не опасаясь, расселись на берегу. Не успели забросить удочки, как Васиному куму Юре, который тоже был с нами, вдруг стало нехорошо. «Что-то сердце прихватило, — пожаловался он. — Я пойду домой». Вася еще хотел его проводить, но Юра заверил, что доберется сам. В тот вечер был плохой клев. Когда через полчаса я наконец поймал первую рыбешку, заметил, что метрах в пятидесяти от нас прошел какой-то мужчина. Мы насторожились: похоже, охранник. Но он, словно не замечая нас, пошел в другую сторону.

Через полчаса, по словам рыбаков, незнакомец вернулся к ставку. Внезапно рыбаки услышали шум в камышах, и из кустов вышел еще один незнакомый мужчина. Вслед за ним — третий.

РЕКЛАМА

— Коля Михайлюк с Ваней Бабием сидели чуть подальше от нас, мы их не видели, — продолжает Иван Абрамович. — А когда нас окружили трое мужчин, я услышал Колин крик: «Мужики, не бейте, не надо!» Мы с Васей кинулись было к нему, но один из незнакомцев крикнул: «Стойте, или буду стрелять!» И одним ударом положил Васю на землю. Мне тоже приказали лечь. Уже лежа на траве, я поднял голову и узнал в мужчине с ружьем… председателя Заставновской райгосадминистрации Михаила Бойчука! «Михаил Васильевич, вы что? — окликнул его я. — Мы сейчас уйдем». Но Бойчук не хотел ничего слушать.

— Как потом рассказывал Коля Михайлюк, к ним с Иваном Бабием незнакомцы подошли еще раньше, — говорит Василий. — Спросили, хороший ли клев. Заподозрив неладное, ребята начали сворачивать удочки. В это время один из подошедших мужчин кому-то позвонил: «Рыба ловится, говорят. Можете приходить». И… с размаху ударил Колю по голове бейсбольной битой. Второй мужчина начал избивать Бабия. В следующую секунду к озеру подъехало два автомобиля «Шевроле». «Если не хочешь, чтобы тебя прямо здесь застрелили, быстро иди к машине», — приказал один из незнакомцев. Коля повиновался. Бабий пошел за ним. Из машины, по словам Коли, вышел сам Бойчук. Поняв, что за камышами сидим еще и мы с Иваном, они пошли к нам.

— А дальше начался сущий кошмар, — Иван Абрамович закрывает лицо руками. — Когда мы четверо уже лежали на земле, они начали зверски нас избивать. Били по голове, по почкам, по лицу. Избивали бейсбольными битами, дубинками и ногами. Изредка Бойчук, который руководил процессом, стрелял в нас из своего ружья. Причем стрелял так, что пули падали рядом и нам в лица брызгала грязь. Сопротивляться было бесполезно — как только я пытался встать, меня тут же сбивали с ног и продолжали бить битой по голове. Перед глазами все плыло. Ребята кричали, умоляли о пощаде. Но Бойчук и компания били еще сильнее. Из их разговоров я понял, что среди избивавших нас мужчин были брат и зять Бойчука Василий и Руслан. Когда мы, избитые и истекающие кровью, начали терять сознание, Бойчук сказал: «Хватит». Мужики перестали бить. «Что значит, «хватит»? — возмутился Руслан. — Зачем с ними панькаться?!» И, взяв у тестя ружье, ударил меня рукояткой по переносице. Я почувствовал, как в носу что-то хрустнуло, и выплюнул два выбитых передних зуба. Изо рта текла кровь. «Руслан, ты что…» — начал было я, но он меня перебил: «Я для вас не Руслан. А вы для меня пидарасы». И ударил меня битой по ребрам. Согнувшись пополам, я почувствовал, как внутри захрустели ребра. Теряя сознание, услышал, как Бойчук сказал зятю: «Тащите их к пруду. Расстреляем, пока они еще дышат. Потом отвезем в соседнее село, кинем в пруд, и до лета их никто не найдет».

— Они постоянно спрашивали, где пятый рыбак, — вспоминает Василий. — Дескать, видели, что нас было пятеро. Я кричал, что нас было четверо, а они били еще сильнее. Избивая нас до полусмерти, председатель райгосадминистрации говорил, что он здесь царь и Бог, и теперь мы узнаем, кто такой Бойчук. Но «сдавать» кума Юру я не хотел. Тогда Бойчук дал приказ: «К столбу их! Там быстро признаются, никуда не денутся».

— Мужики надели на меня наручники и поволокли наверх к электрическому столбу, — продолжает Иван Абрамович. — Васю потащили вслед за мной. Мы уже не держались на ногах. Приказали мне и Васе обхватить столб двумя руками — хотели приковать нас друг к другу и, как сказал зять Бойчука, расстрелять. Но поскольку координация движений у нас уже была нарушена, мы никак не могли сделать то, что они хотели. За это опять избили. Бойчук приказал отвести нас к машине. Там, как собак, бросили на землю и начали садистски избивать дубинками. В какой-то момент Вася не выдержал: «С нами был Юра Ставичук! Только, умоляю, отпустите!!!»

«Побежали куда глаза глядят. И услышали голос Бойчука: «Бери ружье — будем их догонять»

Но даже это не помогло. По словам рыбаков, изверги все равно продолжали их бить. Затем Бойчук кому-то позвонил, и через пять минут к ставку подъехал еще один «Шевроле».

— Приехал рыбовод ставка, — говорит Иван Абрамович. — «Ты будешь со своей женой спать, а мне за твоими браконьерами смотреть?!» — спросил у него Бойчук. Увидев, в каком мы состоянии, рыбовод покачал головой: «Если бы я их поймал, поговорил бы с ними сам. Но не так…» Что было потом, помню смутно. Я то и дело терял сознание. Когда рыбовод уехал, зять Бойчука начал спрашивать, кто из нас приехал на белых «Жигулях». Но мы все пришли на ставок пешком. «Признавайтесь!» — кричал Руслан, опять взяв в руки биту. Мы поняли, что вопрос о машине — только повод добить нас окончательно. Изверги кричали, что будут стрелять, но мы уже не реагировали. Понимали, что они в любом случае нас убьют. Следующие несколько минут нас били. А потом Бойчук сказал: «Ну все, хватит», — и, обращаясь к нам, крикнул: «Встали, и чтобы через три минуты вами здесь и не пахло».

— Вы еще смогли встать?

— Сам не знаю как, но смогли. Поняли, что это единственный шанс спастись. Падая на ходу, мы помогали друг другу и бежали куда глаза глядят. А потом услышали голос Бойчука: «Бери ружье — будем их догонять». И над нами прогремело несколько выстрелов…

— Они чудом в нас не попали, — качает головой Вася Слободян. — Ваня Бабий не смог даже дойти домой — отойдя на безопасное расстояние, сразу вызвал «скорую». Наутро мы все уже были в больнице. Теперь у Вани восемь швов на голове, у нас — сплошные ушибы, переломы и сотрясения. Врачи говорят, с такими травмами выздоровление возможно минимум через полгода.

Вскоре информация о ЧП просочилась в СМИ. Первой ее опубликовала пресс-служба одной из партий, подчеркнув, что Михаил Бойчук, занимающий должность главы райгосадминистрации, является членом другой партии — дескать, и в их кругах есть свои лозинские. Впрочем, сам инцидент к политике никакого отношения не имеет. Так на пресс-конференции сказал прокурор Черновицкой области Петр Коваль, подчеркнув, что все это «абсолютный криминал без цветов, идей и флагов». В отношении Михаила Бойчука, а также его родного брата, зятя и двух охранников, принимавших участие в избиении, возбудили уголовное дело по статьям Уголовного кодекса «Превышение власти и служебных полномочий» и «Пытки». Губернатор Черновицкой области Михаил Папиев подал в Администрацию Президента представление на увольнение Михаила Бойчука с занимаемой должности, которое вскоре было удовлетворено.

Что же касается самого Михаила Бойчука, то он в своем заявлении в областную прокуратуру и милицию отметил: «Обращаю внимание правоохранительных органов на то, что в течение последних 14 лет я являюсь инвалидом третьей группы (отсутствие правой ноги) и мои физические возможности не позволяют совершить то, в чем меня безосновательно обвиняют».

После пресс-конференции прокурора пострадавшие рыбаки вдруг… пропали из больницы. В местной прессе написали, что их видели в компании зятя и брата Бойчука в заставновском ресторане «Крещатик» (который, кстати, принадлежит Бойчуку), после чего они якобы и вовсе отказались от своих показаний.

— Нас действительно просили отказаться от показаний, но мы этого не сделали, — говорит Иван Абрамович. — Когда нам стало немного лучше, зять Бойчука забрал нас из больницы. Мы не хотели идти, но он настаивал — мол, пойдем договоримся. В ресторане ждала жена Бойчука. При виде нас она расплакалась, сказала, что сделает все, только бы мы забрали заявления. Дескать, у нее дома дети плачут, муж и сам раскаивается. Нас не отпускали до утра. После чего отвезли в райотдел милиции и попросили сделать то, что они просят. Но мы, вместо того чтобы забрать заявления, обо всем рассказали милиционерам. Нас немедленно отвезли в Черновицкую областную прокуратуру, и на следующий день зятю и брату Бойчука и двоим охранникам изменили меру пресечения — вместо подписки о невыезде их взяли под стражу. На подписке остался только сам Бойчук.

— Сейчас мы готовим иски о возмещении рыбакам морального и материального ущерба, — рассказал «ФАКТАМ» адвокат пострадавших Игорь Павчук. — Интересно, что при таких тяжелых травмах Ивана Бабия с восемью швами на голове на второй день… выписали из Заставновской райбольницы! Ему с каждым днем становилось хуже, пришлось ехать в областную больницу. Медики ужаснулись: Бабия ни в коем случае нельзя было выписывать в таком состоянии. Причина скоропостижной выписки понятна. Больница ведь районная, а Бойчук на тот момент был еще при власти.

Дома бывшего председателя райгосадминистрации мне застать не удалось. По последней информации, он слег в Черновицкую областную больницу с подозрением на инсульт. Однако в регистратуре больницы эту информацию не подтвердили, сказав, что пациент Бойчук к ним не поступал.

Решив узнать, как к Михаилу Бойчуку относятся местные жители, мы поехали в Заставновский район. Мнения людей о бывшем председателе райгосадминистрации разнились.

— То, что случилось, ужасно! — воскликнул пожилой мужчина, не пожелавший себя назвать. — Бедные парни. Вы видели, что с ними стало?! Да, поступили неправильно — не надо было лезть на чужой ставок. С другой стороны: где тогда рыбачить? У нас везде арендаторы — ни одного кусочка свободной земли не осталось. Один только Бойчук тут как минимум тремя ставками владеет. Все они огорожены колючим забором, вокруг наматывают круги охранники с пистолетами. Чтобы, не дай Бог, простой смертный не проник. Но в его владения рыбаки и не зашли бы. Они ведь у Поляковского рыбачили. И какое Бойчуку до этого дело?

— Небось, договорились, что Бойчук за его озером присматривать будет, — машет рукой светловолосая женщина средних лет. — Ну или его охрана. Все-таки не царское это дело — чужое имущество охранять. А может, им просто захотелось развлечься. Вы спрашиваете, какой он, Бойчук? Да раньше вроде бы и неплохой мужик был, они с моей приятельницей на одной улице выросли. Она его помнит еще маленьким трудолюбивым мальчишкой. Потом он разбогател, открыл в селе Крещатик завод минеральных вод. Поговаривали, что от него часто уходили рабочие — он считал их чуть ли не своими рабами. А лично мне он ничего плохого не сделал, при встрече всегда приветливо улыбался, здоровался. Только последние несколько лет, когда у него дела пошли совсем хорошо, здороваться перестал. Ездил только на машине, ни на кого не обращал внимания. А как во власть пробился, так и вовсе зазнался. Мы, простые люди, теперь для него никто.

— С этими ставками отдельная история, — продолжает пенсионер. — Решив завладеть здесь как можно большей территорией, Бойчук и его родственники начали давить на владельцев здешних озер и участков — дескать, продавайте землю или будет хуже. Многие, чтобы не ссориться с властями, соглашались на продажу. А к тем, кто противился, рано или поздно начинали применяться меры.  Говорят, мужчине с соседней улицы даже оружие подбросили. Им, царям, можно все.

Большинство других жителей Заставны оказались немногословными:

— Как председатель он вроде бы и неплохой. А так… У каждого на этот счет свое мнение. А он точно уже под следствием?

Узнав о приезде журналиста, рассказать свою историю захотел местный житель Дмитрий Петрович.

— Я с Бойчуком воюю уже несколько лет, — поделился собеседник. — Когда в 2004 году он, уже будучи известным предпринимателем, стал захватывать в районе землю, я начал в открытую об этом говорить. Но мои жалобы в прокуратуру, земельные управления и другие инстанции особо не помогали. А когда о них узнал Бойчук, он сразу сказал мне: «Не лезь не в свое дело. Будешь поднимать шум, отстрелю тебе голову». Но я продолжал воевать. До тех пор, пока меня однажды ни с того ни с сего остановили гаишники. Заломив мне руки за спину, они «провели в машине обыск» и «нашли»… два пистолета! Я эти пистолеты видел впервые в жизни. Меня забрали в Черновицкий изолятор временного содержания и трое суток уговаривали признать свою вину. Я не согласился. Тогда милиционеры заявились ко мне домой и якобы нашли у меня пулемет! На суде выяснилось, что на оружии даже не было моих отпечатков пальцев. Суд меня оправдал.

Сергея Поляковского, арендующего ставок, на берегу которого произошло ЧП, мы нашли в своем доме. Пожилой мужчина заверил, что узнал о случившемся лишь на следующий день.

— В ночь на 17 апреля я спал дома и понятия не имел о том, что там творилось, — говорит Сергей Васильевич. — Не знаю, что Бойчук с родственниками делал на моем озере. У него своих территорий предостаточно. А рыбакам я уже не удивляюсь — эти браконьеры ходят туда каждый божий день. Уже не знаю, как с ними бороться.

- А самого Бойчука вы знаете?

— Конечно. Но… только как главу администрации. Так он вроде бы и неплохой, даже дороги начинал делать. А как человек… Спросите лучше у кого-нибудь другого. Я с ним мало знаком.

Между тем в Застановской райгосадминистрации Михаила Бойчука поддерживают все.

— Ситуация неоднозначная, но могу сказать вам одно: я уверен, что Михаил Васильевич такого сделать не мог, — заверил «ФАКТЫ» исполняющий обязанности председателя Заставновской райгосадминистрации Виктор Косарь. — Он умный, работящий, порядочный человек. Возглавлял администрацию всего год, и за это время рейтинг нашего района очень вырос. По некоторым критериям Заставна занимает первое место в области. Михаил Васильевич с первого дня установил здесь жесткую дисциплину — ни один сотрудник ни секунды не сидел без дела. Кроме трудолюбия, Бойчук всегда отличался щедростью и добротой. Скольким людям помог — одному поставил протезы, другому оплатил операцию.

— Но следствие уже доказало, что он был на месте происшествия. Зачем же бить мужчин, рыбачивших на озере, которое ему даже не принадлежит?

— У Михаила Васильевича всегда было повышенное чувство справедливости. Как представитель местной власти он решил защитить чужой пруд от браконьеров. Хотя я до сих пор уверен, что его подставили. Вчера мы с Бойчуком говорили по телефону. Он плакал в трубку: «Неужели ты думаешь, что я на такое способен?» Я уверен, что нет. Испортить человеку репутацию легко.

Сидевшие с нами в кабинете председатель сельсовета соседнего села Веренчанка и начальник управления сельского хозяйства Заставновской райгосадминистрации подтвердили, что не сомневаются: история с избиением рыбаков — клевета. Когда наш разговор подошел к концу, Виктор Косарь ненадолго вышел из кабинета. Вернувшись, выпалил:

— Я вас прошу, не уходите. Сюда уже едет человек, который очень хочет с вами поговорить. Он будет здесь с минуты на минуту.

Приехавший в районную администрацию невысокий мужчина средних лет рассказал, что больше десяти лет назад он, попав в аварию, лишился обеих ног. У семьи, которая еле сводила концы с концами, не было денег даже на коляску. А Михаил Бойчук, узнав о его беде, за свой счет поставил мужчине протезы.

— И таких случаев много, — улыбнулся Виктор Косарь. — Михаил Васильевич добрейшей души человек. Съездите в село Крещатик, где он открыл завод, поспрашивайте о нем у людей.

Когда мы приехали в село, у въезда нас уже встречали с десяток женщин. Они, как и представители районной власти, заверили нас в том, что Михаил Бойчук — добрейшей души человек, который никогда никому не причинил зла.

— Страшно подумать, куда мир катится, — покачал головой пенсионер. — Сейчас вернутся к себе во двор и начнут жаловаться, как он их использует, не платит зарплату. Одно время у Бойчука на заводе работал мой сын. Сначала вроде бы было неплохо, но через пару месяцев Бойчук превратил сотрудников в своих рабов. Некоторых Бойчук избивал сам.

Увидев в одном из дворов мужчину и женщину, я решила узнать и их мнение о Бойчуке.

— Бойчук? Оставьте меня! — махнул рукой мужчина. — Даже говорить о нем не хочу, тот еще жук…

— Может, все-таки скажете?

— Я бы, может, и сказал, но моя жена у него на заводе работает. А нам без работы никак, детей кормить надо. Поэтому будет лучше, если я промолчу…