ПОИСК
Україна

Игорь Ликарчук рассказал «ФАКТАМ» об особенностях вступительной кампании 2015 года

7:00 23 жовтня 2014
В Украине вступили в действие кардинальные изменения в системе образования. Об этом наша беседа с директором Украинского центра оценивания качества образования

На прошлой неделе в Министерстве образования сообщили, что абитуриентам 2015 года следует готовиться к нововведениям. Параметры внешнего оценивания, благодаря которому можно поступить в вуз, изменятся: некоторые предметы из списка тестирования просто исчезнут, а тесты по математике и украинскому языку станут двухуровневыми. И это далеко не все запланированные реформы. О том, чего же ждать выпускникам, «ФАКТАМ» рассказал директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.

— Игорь Леонидович, многие из озвученных на днях нововведений во внешнем оценивании оказались весьма неожиданными. Если я правильно поняла, они коснутся уже тех, кто будет поступать в вуз в 2015 году…

— Совершенно верно, и эти изменения уже утверждены. Начну с главной, на мой взгляд, новации: изменится сама система определения результатов ВНО. Как известно, до сих пор был установлен минимальный проходной рейтинговый балл — 124. Все, кто получал результат меньше, лишались права подавать документы в вуз. Но у абитуриентов, родителей, профессионалов давно возникает вопрос: почему именно 124 балла? Почему не 123,5 или не 125? Так вот, ответа на этот вопрос нет и быть не может. Такой подход не обоснован ни экспертными оценками, ни математическими подсчетами. Более того, он явно не способствует реализации главной идеи внедрения ВНО — обеспечения равного доступа к высшему образованию. И если в первые годы существования ВНО это можно было как-то допустить, то сейчас пришло время систему усовершенствовать.

Поэтому мы решили перейти к другому методу, научно обоснованному и проверенному на практике в других странах. После того как абитуриенты сдадут тест, соберется группа экспертов, которая будет определять, как с тем или иным заданием справился бы выпускник с минимальным уровнем знаний. То есть примерят на себя роль откровенно слабеньких абитуриентов, а затем выведут среднюю оценку за все задания и на основании этой оценки определят сумму тестовых баллов, которая и станет проходной. Если ты за выполнение этого теста набрал данную сумму баллов, тест сдан. Если нет — приходи в следующем году.

РЕКЛАМА

— И если не сдал, не сможешь подать документы в вуз?

— Совершенно верно. Те, кто тест не сдал, вообще не получат сертификата. Немаловажно и следующее нововведение: поступить по сертификатам прошлых лет теперь не получится. В соответствии с новыми правилами приема все, кто хочет поступать в вуз в следующем году, должны еще раз сдать тестирование и получить сертификат 2015 года.

РЕКЛАМА

— Это может вызвать немало возражений. Ведь наверняка многие выпускники прошлых лет, которые уже сдавали тесты, надеялись поступать по старым сертификатам.

— Естественно, надеялись. Более того, многие научились этим злоупотреблять. Почему было принято такое решение? Начнем с того, что знания забываются. Если вы хорошо сдали тестирование в 2008 году и с тех пор к изучению этого предмета не возвращались, вы вряд ли сможете сдать его так же хорошо, придется повторить материал. Но это еще не самое страшное. Многие абитуриенты превратили ситуацию в обыкновенный бизнес. Я знаю случаи, когда, имея сертификат с достаточно высоким баллом, абитуриент поступает на бюджет, получает стипендию, но не учится и через год бросает учебу. Потом снова поступает — уже в другой вуз. Опять получает стипендию, опять не учится, затем бросает и этот вуз, чтобы поступить в следующий. О том, что нужно предпринимать соответствующие меры, мне не раз говорили ректоры известных столичных вузов. Кроме того, возможность подавать одновременно сертификаты ВНО разных лет полностью нивелирует принцип равного доступа. Ведь рейтинговые результаты, полученные по одному и тому же предмету в разные годы, сравнивать нельзя.

РЕКЛАМА

— Еще одно новшество — тесты станут двухуровневыми. Что имеется в виду?

— Пока это коснется только двух тестов — по украинскому языку и литературе и по математике. Об этой идее я говорил не один год. Теперь оба теста будут иметь два уровня сложности: базовый и углубленный. И университету предстоит самому решать, сертификат какого уровня ему нужен. Сразу скажу, что оба теста не выходят за рамки школьной программы.

— В предыдущие годы тест по математике многие абитуриенты и так называли одним из самых сложных. Как же будет выглядеть тест углубленного уровня?

— Тест по математике называли сложным, потому что уровень знаний выпускников наших школ по этому предмету, мягко говоря, никакой. Его можно назвать тестом среднего уровня сложности. Понятно, что предлагать одинаковые задания будущим студентам механико-математического факультета и будущим технологам пищевой промышленности довольно абсурдно. Поэтому и было принято решение о двухуровневых тестах. Базовый тест будет прежнего уровня: двадцать процентов заданий сложные, еще двадцать — легкие, а шестьдесят процентов — среднего уровня сложности. В углубленном варианте количество заданий повышенной сложности заметно увеличится.

— Собирается ли Центр оценивания качества образования выпускать методички для подготовки к таким тестам?

— Поверьте, в этом нет необходимости. Тесты будут полностью соответствовать школьной программе, поэтому лучшее пособие для каждого выпускника — школьный учебник. И не стоит покупать книжки с пробными тестовыми заданиями, которыми заполнены прилавки всех магазинов. В этих методичках часто встречаются ошибки и совершенно абсурдные задания. Вас могут, например, попросить найти несколько различий в портретах президента за разные годы. В наших тестах таких глупостей никогда не будет. А если выпускники надеются, что какие-то из заданий этих методичек попадутся им во время тестирования, то напрасно. Как и в предыдущие годы, тесты разрабатываются в условиях строгой конфиденциальности. К слову, предыдущее руководство Министерства образования предлагало имеющийся банк тестовых заданий… опубликовать. Дескать, пусть дети знают, какие именно задания их ждут, и готовятся. В таком случае подготовка к тестированию превратилась бы в зубрежку правильных ответов на все задания.

— На днях в Центре оценивания определились с датами ежегодного пробного тестирования. На нем тоже будут двухуровневые тесты?

— Да, по математике и украинскому языку и литературе. Пробное тестирование состоится 21-го и 28 марта. 21 марта пройдут тесты по украинскому языку и литературе, а 28 марта — по математике, истории Украины, биологии, географии, химии, физике, русскому языку и одному из иностранных языков: английскому, немецкому, французскому или испанскому. Регистрация на пробные тесты продлится месяц — с 1 ноября по 15 декабря. Подать заявку на участие каждый может, зайдя на сайт Центра оценивания www. testportal.gov.ua.

— Среди перечисленных вами предметов не было всемирной истории…

— И мировой литературы. Этих дисциплин на внешнем оценивании не будет. Дело в том, что университетов, требующих от абитуриентов сертификаты по этим предметам, единицы. Соответственно, на эти тесты выпускники регистрируются в довольно незначительном количестве. Между тем на организацию самого тестирования тратятся немалые деньги.

— То есть теперь при поступлении, например, на факультет международных отношений абитуриент не будет сдавать всемирную историю?

— Не будет. Теперь у него могут попросить, к примеру, сертификат по истории Украины. Что касается мировой литературы, то этот предмет довольно специфичен для внешнего оценивания. Знания литературы не получается успешно проверить тестом. Ведь дело не в том, в каком году родился такой-то писатель или во что был одет тот или иной персонаж. Важно то, как абитуриент понял произведение, какие сделал выводы. Это еще одна причина отмены теста по мировой литературе.

— А содержание тестов не изменится? Например, появятся ли в тесте по истории Украины вопросы из курса всемирной истории?

— Нет, вопросов по истории Англии или Франции в этом тесте не будет. Но будут задания, которые покажут, знает ли абитуриент закономерности исторического процесса. А чтобы понимать этот процесс, без знаний всемирной истории не обойтись.

Есть и еще одна немаловажная новация. Теперь тестирование по украинскому языку и литературе будут сдавать абсолютно все выпускники общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, коллегиумов вместе с итоговой государственной аттестацией.

— То есть оценка за тестирование будет автоматически переноситься в школьный аттестат?

— В аттестат выставят оценку за определенные задания, которые войдут в базовую часть теста по украинскому языку и литературе. Задания будут только по украинскому языку.

Хочу сказать, что, как только об этой реформе узнали в школах, нам начали массово звонить со слезными просьбами: «Не делайте этого! Вы представляете, сколько выпускников могут остаться без золотых медалей!» Представляю. Ведь одно дело — сдать экзамен в родной школе, где учителя «тянут» тебя на медаль, а совсем другое — пройти тест в чужой школе, без поблажек и подсказок. Это нововведение станет мониторингом качества обучения по украинскому языку. Не сомневаюсь, что мы увидим очень интересные результаты. Просьба отменить такое новшество поступила даже от одного из городских управлений образования.

— То есть в этом управлении уверены, что их претенденты на медаль с тестом не справятся?

— Другого объяснения у меня нет. Это говорит лишь об уровне образования в наших школах. Кстати, мой вывод подтверждается результатами эксперимента, проведенного в прошлом году в одной из областей Украины: школьным учителям дали тесты, к которым они теоретически должны готовить своих учеников и которые их ученики сдали. Результаты шокировали не только меня. Полностью с заданиями справились лишь пять процентов педагогов. Ни один учитель в области не смог правильно ответить на все вопросы в тесте по английскому языку. При этом каждый тест соответствовал школьной программе! С этим однозначно нужно что-то делать. Думаю, в колледжах ситуация не лучше. На прошлой неделе мы были свидетелями протестов, организованных студентами этих колледжей — они не хотели сдавать внешнее тестирование и просили, чтобы им, как и прежде, разрешили поступать в вузы на основании вступительных экзаменов. О чем это говорит? Выпускники знают, что с тестированием не справятся. Это прекрасно понимают и их преподаватели. И это не может не беспокоить.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

5380

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів