Днепропетровские медики: "Благодаря новому аппарату мы спасли четверых бойцов с тяжелыми ранениями"
Об одном из бойцов, которого врачи буквально вытащили с того света, заместителе командира группы спецназа Викторе Берднике, «ФАКТЫ» недавно рассказывали. Виктор был ранен у Саур-Могилы. Поступил в реанимацию в состоянии тяжелейшей комы — осколок диаметром около двух сантиметров вошел в левый висок и вышел в правой лобной области, разрушив в этом месте череп.
«Ранения, которые наносит современная российская техника, — ужасные, просто варварские»
— У раненого практически не было лба, внутри мозга — осколки костей, гематомы, повреждены многочисленные сосуды, — рассказывал заведующий отделением нейрохирургии больницы имени Мечникова Андрей Сирко. — Вдобавок ко всему у мужчины были осколочные ранения спины, локтевого сустава и стопы. Его состояние являлось несовместимым с жизнью (терминальным). Огромная кровопотеря, ни на свет, ни на боль пациент не реагировал, рефлексы отсутствовали. В подобных случаях, согласно протоколу, операция вообще противопоказана — человек ее просто не перенесет. Вместе с анестезиологом Владимиром Голубничим и дежурным нейрохирургом Дмитрием Гарусом мы стояли возле каталки с окровавленным мужчиной, даже возраст которого из-за корки на лице невозможно было определить, и осознавали, что шансов у него — один на тысячу. Но в то же время понимали, что где-то его ждут семья, родители. Нельзя лишать бойца даже этого мизерного шанса.
Врачи вернули Виктора к жизни, невзирая на то, что старенький микроскоп отчаянно сопротивлялся их усилиям. Прощупывая глубины мозга, чтобы там не осталось ни малейшего осколка или гематомы, хирурги каждые десять минут вручную на весу крутили винты микроскопа, перенастраивая резкость и теряя драгоценные секунды. На 99 процентов благодаря мастерству медиков операция прошла успешно. На днях Виктор, пройдя длительную реабилитацию у себя дома, в Кировограде, вернулся в больницу имени Мечникова, чтобы завершить курс лечения.
Андрей Сирко сделал ему пластическую операцию по вживлению титановой пластины на место утраченного фрагмента черепа. Увидев «кружевной» кусок металла (для снижения веса его перфорируют), пациент удивился: «А что-нибудь помощнее можно поставить? Вдруг опять шальной осколок влетит?» Несмотря на такое тяжелейшее ранение, он надеется вернуться на передовую. 34-летний мужчина, который мог умереть или остаться тяжелым инвалидом, сегодня ведет активную жизнь. Обустраивается в новой квартире, которую купил ему в Кировограде киевский меценат, воспитывает маленькую дочь, переживает за отца, Николая Петровича, который в свои без малого 60 лет сменил сына на передовой — воюет сейчас заместителем командира зенитно-ракетной батареи.
Еще в самом начале боевых действий на востоке Украины днепропетровские нейрохирурги поняли, что без современного оборудования для проведения операций на головном мозге им не обойтись.
— Мы с профессором Днепропетровской медакадемии Людмилой Дзяк уже шесть лет лечим пациентов с тяжелыми черепно-мозговыми травмами, полученными в ДТП, при падениях с высоты, в драках, — рассказывает Андрей Сирко. — Но то, с чем пришлось столкнуться врачам после начала АТО, не укладывалось в эти рамки. Даже все доступные материалы о минно-взрывных поражениях мозга во время войны в Афганистане, Ираке, на Северном Кавказе, не давали ответа на наши многочисленные вопросы и проблемы. Ранения, которые наносит современная российская техника — осколки снарядов и мин, мощные снайперские пули, — ужасные, нещадные, просто варварские. Их нельзя оперировать вслепую. Операция на мозге — это как поездка в густом тумане на бешеной скорости. Одно неверное движение — и тупик, из которого нет выхода. Человек навсегда утрачивает то, без чего невозможно жить полноценно, а то и саму жизнь. Поэтому так важно, чтобы у нейрохирурга был, образно говоря, классный внедорожник, а не разбитая «копейка».
Единственный микроскоп, установленный в операционной отделения нейрохирургии, как раз и напоминал видавшего виды советского «жигуленка»: работать на нем вроде бы еще можно, но полноценно применить весь свой опыт и знания было крайне сложно. Спасение бойцов превращалось в настоящий поединок не только за жизнь человека, но и с постоянно выходящей из-под контроля техникой. Каждую неделю микроскоп приходилось ремонтировать, по несколько раз в ходе операции — перенастраивать. Андрею Григорьевичу даже снился один и тот же кошмар: они ищут последний оставшийся в мозгу осколок, а микроскоп вдруг окончательно ломается.
«Через несколько дней после удаления огромной опухоли мозга пациентка уехала домой»
Приобрести новую сверхточную технику больнице имени Мечникова, да и областному бюджету, было не под силу. Поэтому медики обратились к общественности с просьбой помочь собрать деньги на новый микроскоп. Врачи в облаках не витали — выбрали из представленной на мировом рынке медтехники не самый дорогой, но достаточно надежный микроскоп ORMI VARIO 700 всемирно известной фирмы «Карл Цейс». Но даже такая, не напичканная до предела электроникой, зато обеспечивающая проведение всего спектра операций на мозге, машина стоила сумасшедших денег — 160 тысяч евро. В то, что такую сумму возможно собрать в нынешних экономических реалиях, верилось с трудом. А ведь еще очень нужны были расходные материалы для микроскопа, специальные микрохирургические инструменты для операций на головном мозге и многое другое. Кроме того, требовались средства для приобретения дорогостоящих титановых пластин, которыми закрываются дефекты черепа. К сбору благотворительной помощи подключились киевские волонтеры и читатели «ФАКТОВ».
*Чудо электроники опробовали в первый же день
И тут совершенно неожиданно главврачу позвонил один из днепропетровских бизнесменов, который даже не пожелал назвать свою фамилию: «Просто Виктор». И пообещал купить микроскоп.
— Этот человек свое слово сдержал, — не скрывает радости главный врач больницы имени Мечникова Сергей Рыженко. — Правда, микроскоп долго проходил таможенное оформление, но он уже в больнице. Это счастливое событие совпало с новым витком противостояния на Донбассе. Во время вылазки боевиков получили тяжелые ранения несколько украинских бойцов, так что микроскоп мы осваивали, что называется, на марше. С помощью нового оборудования уже спасли четверых солдат, одного из них оперировали на протяжении шести часов. Еще двум пациентам — парню и девушке — удалили опухоли головного мозга.
*Виктор Карачун вручает Сергею Рыженко, главврачу больницы имени Мечникова, документы на новый микроскоп (фото автора)
Конечно, Андрею Сирко и его коллегам нужно было пройти курс обучения перед тем, как работать на новом микроскопе. Из киевской фирмы, которая поставляет такую медаппаратуру, даже приехал техник, чтобы проинструктировать врачей. Но времени на это просто не оказалось — специалисту дали белый халат и поставили рядом с хирургами: будете консультировать по ходу операции. Первой пациенткой стала 19-летняя жительница Красноармейска, которая поступила в днепропетровскую больницу с огромной опухолью мозга. Операция прошла настолько успешно, что девушка уже через несколько дней уехала домой.
«Этот микроскоп я купил за собственные деньги, чтобы помочь нашим воинам»
— Впечатления от работы на новом микроскопе просто потрясающие — словно управляешь космическим кораблем, — не скрывает восторга Андрей Сирко. — Это не просто микроскоп, а суперсовременный компьютер, который сам настраивает резкость, яркость картинки, глубину проникновения. Прежний аппарат давал шестикратное увеличение, что не всегда позволяло выявить какие-то мельчайшие частицы. Этот же увеличивает изображение операционного поля в 14 раз! Благодаря ему мы имеем теперь возможность оперировать самые сложные случаи — ранения и опухоли. В первые же дни работы с новой техникой удалили новообразование пареньку из Селидово — с Донбасса поступают не только раненые бойцы, но и мирные жители, у которых есть потребность в таком лечении.
Андрей Сирко не нарадуется чуду операционной техники: сам его по утрам включает, проверяет. В конце рабочего дня лично осматривает. Он уже и представить не может, как обходился раньше без этого микроскопа.
А самый тяжелый раненый, прооперированный с помощью нового оборудования, уже пришел в себя. Хотя мог вообще не выжить. Тридцатилетнего бойца привезли с передовой в состоянии глубокой комы. Осколок вошел ему в левый глаз и застрял в самом центре мозга на глубине семи сантиметров. Микроскоп позволил хирургам подойти к куску металла кратчайшим путем и с наименьшими травматическими последствиями. Операция длилась почти пять часов. Одновременно с нейрохирургами бригада врачей извлекала у пациента еще и осколок из печени. Врачи уверены, что жизни этого бойца теперь уже ничего не угрожает.
Кстати, скрыть свое инкогнито неизвестному меценату все-таки не удалось. Днепропетровский бизнесмен Виктор Карачун лично вручил Сергею Рыженко долгожданную технику. Ему даже позволили наблюдать за ходом операции, чтобы убедиться, насколько нужен был больнице этот микроскоп. Как выяснилось, Виктор Карачун не просто перечислил необходимую сумму для приобретения техники. Он лично связался с немецкими производителями, выбрал микроскоп, который фирма изготавливает только по предварительной заявке в течение трех месяцев, и уговорил поторопиться с заказом. В результате микроскоп собрали за семьдесят дней.
О своей работе Виктор Иванович говорил неохотно: «Какая разница, чем именно я занимаюсь? Этот микроскоп купил за собственные деньги, чтобы помочь нашим воинам остаться живыми».
Но выяснить, кто такой Виктор Карачун, оказалось не так уж сложно. Имя 49-летнего совладельца сети супермаркетов «АТБ» стоит, по некоторым данным, на 98-м месте в рейтинге ста самых богатых людей Украины, составленном журналом «Форбс».
Что касается микроинструментов для проведения операций на головном мозге, то благотворительный фонд «Помогаем», который, в том числе и с помощью читателей «ФАКТОВ», собрал на это более 100 тысяч гривен, уже заказал инструментарий в Германии и перечислил необходимую сумму. Координатор проекта Елена Черновол обещает, что к середине июля столь нужные врачам инструменты поступят в больницу.
1867Читайте нас у Facebook