Герой "ФАКТОВ" Антон Феденко, выживший после несовместимой с жизнью травмы, стал чемпионом по плаванию
За драматической и в то же время полной удивительных чудес историей киевлянина Антона Феденко «ФАКТЫ» следят уже семь лет. В судьбе нашего героя произошло столько невероятных событий, что в пору уже писать книгу. А началось все 6 декабря 2008 года, когда Антон Феденко, будучи студентом четвертого курса столичного экономического университета, пришел к другу в общежитие и случайно увидел, как какой-то молодой человек избивает девушку.
Антон не знал, что это известный на все общежитие хулиган и дебошир Максим Раков, которого боялись даже парни. Он кинулся к Ракову и схватил его за руки. В ситуацию вмешались другие ребята. Раков взбесился и предупредил Антона: «Поймаю — убью!» Он подловил его в темном коридоре общежития и, размахнувшись армейским ремнем, нанес удар сзади тяжелой металлической пряжкой.
Антона нашли однокурсники: он лежал в коридоре общежития с пробитой головой. Ребята вызвали «скорую» и милицию. Кто-то из парней позвонил на домашний номер и, произнеся скороговоркой: «Вашего сына увезли в больницу», бросил трубку. Отец Антона кинулся обзванивать все городские больницы. К утру выяснилось, что парень находится в отделении реанимации Киевской городской клинической больницы скорой помощи. Через час родители уже стояли под дверью отделения интенсивной терапии. К ним вышел врач и, бросив сочувственный взгляд, спросил: «У вас есть еще дети?» — «Две дочери-близняшки». — «Это хорошо… Ваш сын в коме, у него нет шансов. С такой травмой не выживают».
Как объяснил реаниматолог, Антон получил несовместимую с жизнью открытую черепно-мозговую травму: двойной перелом основания черепа с переходом на правую височную кость. Образовалась огромная гематома мозга. В больнице Антон пережил клиническую смерть и впал в кому.
— Врачи сказали: «Готовьтесь», — вспоминает мама Антона Татьяна Валентиновна. — В тот момент у меня сдали нервы: «Гроб и венки советуете заказывать?! Нет, мой сын будет жить!» Я носилась по врачам и спрашивала: «Что можно сделать? Вы только скажите, все сделаю!» Но медики разводили руками…
*Голос мамы буквально вырвал сына из комы (фото автора)
Татьяна Валентиновна на личном примере доказала, что материнская любовь может творить чудеса. Женщина надиктовывала для Антона аудиописьма, которые он слушал в реанимации при помощи плеера. Когда ей изредка позволяли зайти в палату, постоянно разговаривала с сыном, умоляя открыть глаза. Однажды, обливаясь слезами, сказала: «Сыночек, помнишь, в детстве ты мечтал о лабрадоре? Я куплю тебе собачку. Куплю пятнадцать лабрадоров, только открой глаза!» Именно эта фраза, как объясняют теперь врачи, зацепила сознание Антона.
— Находясь в коме, я слышал только голос мамы, — признался потом Антон. — Она говорила без умолку. Меня это ужасно раздражало. Я ведь не понимал своего положения. Думал: что это она все комментирует? Но когда мама пообещала купить мне собаку, страшно обрадовался.
«Однажды Антон написал непослушными пальцами: «Помнишь, ты обещала мне купить собаку?»
Татьяна Валентиновна первой поняла, что сын вышел из комы. Но врачи не поверили женщине, ведь показатели медицинских приборов говорили об обратном. Однако мать стояла на своем: «Я знаю своего ребенка лучше вас! Он слышит меня!» И смогла доказать это: когда Татьяна Валентиновна заговорила с Антоном, он перевел взгляд на нее. Врачи были потрясены.
Пробыв в коме ровно 60 дней, Антон уже не мог самостоятельно дышать, есть, говорить, двигаться. При росте 190 сантиметров он теперь весил всего 40 килограммов. Врачи называли чудом то, что Антон вообще выжил после такой травмы. Однако тело парня было в жутком состоянии: поврежденный мозг развернул ноги наружу, крупные суставы обросли костной тканью (оссификатами). Антон все время лежал, иногда его вывозили в инвалидном кресле на прогулку, прикрыв пледом неестественно вывернутые ноги. Ведь надеть штаны было невозможно. Потом начались тяжелейшие операции по замещению костей черепа и удалению двух третей поврежденной дыхательной трубкой трахеи (Антон был подключен к аппарату искусственного дыхания целых шесть месяцев).
Вырвав сына из лап смерти, Татьяна Валентиновна боролась за каждый день его жизни. Уволилась с престижной работы и стала выхаживать своего Антошку. Ведь он, 20-летний парень, был беспомощнее младенца. Мама учила его заново дышать, есть, говорить…
— Друзья сына сделали для него специальный алфавит на дощечке, — рассказывает Татьяна Валентиновна. — Антон нажимал непослушными пальцами на буквы, и я читала его предложения. Однажды он написал: «Помнишь, ты обещала мне купить собаку?» Я обмерла, но виду не подала. «Конечно, помню, — говорю. — Давай вставай, учись ходить. Кто же будет собачку выгуливать?» Потом спрашиваю: «Ты уже придумал имя?» Антон написал: «Эллис». Так у нас появился еще один член семьи — лабрадор Эллис.
*По утрам Антон гуляет со своей любимицей Эллис. «Собака появилась в доме по моей просьбе, значит, я и должен о ней заботиться», — говорит парень (фото из семейного альбома)
Благодаря усилиям мамы и логопеда Антон смог вспомнить родную речь и… еще три иностранных языка, которые знал до травмы. Комментируя «ФАКТАМ» этот случай, заведующий отделением интенсивной терапии Киевской городской клинической больницы скорой помощи Игорь Малыш сказал: «Уникально, что парень сохранил интеллект. Это больше, чем можно было ожидать». Еще бы: Антон единственный в Украине пациент, выживший после подобной травмы!
— Медики твердят: мой сын никогда не будет ходить, — сетовала Татьяна Валентиновна во время нашей первой встречи в июле 2009 года. — Но ведь прежде мне говорили, что он и жить не будет!
Татьяна Валентиновна показала историю болезни и снимки суставов ног Антона десяткам ведущих отечественных специалистов. И все разводили руками: «Никогда с таким не сталкивались». Первая наша публикация об Антоне Феденко стала знаковой в его судьбе. Читатели «ФАКТОВ» звонили Татьяне Валентиновне, рекомендовали врачей и просто поддерживали. Один из лучших ортопедов Западной Европы Кристоф Ранггер, узнав историю Антона, написал его маме: «Для меня дело профессиональной чести прооперировать такого тяжелого пациента».
*Чтобы Антон смог нормально ходить, один из лучших ортопедов Западной Европы Кристоф Ранггер (слева) сделал ему пять уникальных операций
В течение двух лет в немецкой клинике «Нордвест» Антону сделали пять уникальных операций. Деньги на них общими усилиями собрали читатели «ФАКТОВ» и один народный депутат Украины, пожелавший остаться неизвестным. Он же помогал получить визы и организовывал вылеты в Германию. Стоимость операций, лечения и реабилитации составила более 70 тысяч евро. До этого родители Антона истратили на спасение сына более двух с половиной миллионов гривен. Продали дачу, земельный участок, занимали у знакомых…
Однако все старания выдающегося хирурга и благодетелей были бы напрасны, не прояви Антон воистину героический характер. Чтобы научиться заново ходить после травмы и сложнейших операций, нужно было превозмочь адскую боль. Сначала Антон учился просто стоять. Его первое достижение — две секунды без посторонней поддержки. В декабре 2011 года он сделал первые шаги — от кровати до окна своей комнаты. Пусть это было расстояние не больше метра, пусть его с двух сторон поддерживали отец и реабилитолог, но Антон ХОДИЛ! А когда дома никого не было, наш герой приспособился передвигаться по квартире… на коленках. Надевал на колени хоккейные щитки и так шагал из комнаты в комнату.
Постепенно Антон встал на костыли, но передвигался на них с большим трудом. Потом начал ходить, держась за стенку. Зимой наматывал километры, прогуливаясь по узкому коридору квартиры. Рядом с ним бежала Эллис, преданно глядя хозяину в глаза. Собака разделила с Антоном три долгих года заточения в комнате. Антон лежал на специальной ортопедической кровати, а верная Эллис — под ней.
«Даже если бы знал, что умру после первого удара, защищая девушку, поступил бы так же»
История Антона Феденко потрясла многих людей, и в 2013 году парень стал победителем акции «Гордість країни» в номинации «Мужской поступок». Ведь, защищая незнакомую девушку (Антон до сих пор не знает ее имени, в тот вечер она была случайной гостьей в общежитии), он едва не поплатился жизнью. Искалечивший Антона хулиган понес заслуженное наказание лишь через четыре года после совершенного им преступления. Когда против Ракова возбудили уголовное дело, он сбежал из страны. Его задержали в России только после того, как принявший участие в судьбе Феденко народный депутат Украины отправил в правоохранительные органы депутатский запрос: почему никто не ищет преступника? В декабре 2012 года Святошинский районный суд Киева признал 30-летнего Максима Ракова виновным в причинении тяжких телесных повреждений, осудив его на семь лет лишения свободы. Также суд обязал Ракова выплатить семье Феденко более полутора миллиона гривен морального и материального ущерба.
— Глядя на Ракова в зале суда, я не испытывал отрицательных эмоций, — признается Антон. — После всего, что мы пережили, я разучился ненавидеть. У меня полностью поменялась система ценностей…
За последние три года в жизни Антона произошло много значимых событий. Парень окончил прерванную из-за травмы учебу в вузе и получил диплом магистра международных отношений. Начал интенсивно заниматься спортом: пять раз в неделю тренировался в тренажерном зале, а затем — в бассейне. На проходивших недавно в Киеве соревнованиях по плаванию среди инвалидов Антон Феденко завоевал «золото»!
— После этого я начал заниматься еще усерднее, — говорит чемпион. — Теперь каждый день проплываю в бассейне от двух до трех километров.
Сейчас Антон ведет активный образ жизни, свободно передвигаясь по городу на общественном транспорте. Однажды он приехал ко мне в гости. Открыв дверь, я остолбенела. На пороге стоял подкачанный, стильно одетый красавчик. Опираясь на палочку, Антон зашел в квартиру и попросил стул — снять обувь он может только сидя. Пока мой гость расшнуровывал ботинки, я смотрела на него, а перед глазами всплывали картинки из недавнего прошлого.
Наша первая встреча: Антон сидел в инвалидном кресле с вывернутыми, как у лягушонка, ногами. Его руки сильно дрожали и не слушались. Говорил он медленно, растягивая слова… Еще одно яркое воспоминание: мне позвонила Татьяна Валентиновна и похвасталась успехами сына: «Он уже может стоять!» Когда я фотографировала Антона в стоячем положении, даже через объектив было видно, как от напряжения по лбу парня катятся крупные капли пота…
А церемония награждения во время акции «Гордість країни»! Организаторы предложили Антону подняться на сцену Театра имена Ивана Франко, где происходило действо, в инвалидной коляске. Однако парень решительно заявил: «Нет, я сам». И этим еще раз доказал, что он настоящий мужчина. Проблема была в том, что ступени узкие и места для костылей, служивших тогда Антону опорой, почти не было. Несколько минут, пока парень мужественно преодолевал одну за другой девять ступеней, зал аплодировал ему стоя.
Вместе с Антоном на сцену поднялась мама, его ангел-хранитель. Женщина шла позади, готовая в любую секунду подхватить сына, если вдруг что. Статуэтку «Гордість країни» Антону Феденко вручил вице-премьер-министр Украины Константин Грищенко. «Твой выбор принес тебе множество страданий, — сказал он. — Но заставил других задуматься: «А как бы я поступил на месте этого парня?»
Антон был явно смущен, услышав эти слова: «Даже если бы я знал, что умру после первого удара, поступил бы так же. И не считаю, что совершил что-то значимое, вступившись за девушку. Намного сложнее было выстоять после удара… Хочу сказать спасибо моей семье, друзьям, врачам и всем, кто мне помогал. Только благодаря вам я стою здесь».
«Я один из немногих, кто получил сертификат преподавателя методики реабилитации Фрэнка Пьюселика»
За чашкой кофе Антон рассказал, что в данный момент учится, чтобы стать психологом. Узнав, что как инвалид он имеет право получить второе высшее образование бесплатно, поступил в столичный университет «Украина». Когда я спросила об успехах, Антон показал свою зачетную книжку: все оценки — «Отлично».
— Я понял, что могу и должен поделиться приобретенным душевным опытом с другими, — говорит Антон (на фото автора). — События последних лет научили меня ценить каждый миг жизни. Вовлеченные в круг своих проблем, люди зачастую забывают, что возможность дышать или ходить — это уже счастье.
Кроме вузовской программы, черпаю знания на всевозможных курсах для психологов. Так, прослушал семинар известного американца (кстати, консультанта Корпуса мира) Фрэнка Пьюселика. Он прошел войну во Вьетнаме и смог самостоятельно преодолеть «военный синдром». В прошлом году Пьюселик специально приезжал в Киев, чтобы обучить украинских психологов уникальной методике борьбы с посттравматическим стрессовым расстройством (им страдают люди, так или иначе соприкоснувшиеся с войной). К слову, я один из десяти тех, кто получил право преподавать методику реабилитации Пьюселика. Ведь для этого нужно было проявить неординарные способности. Видя, что я хожу с палочкой, Фрэнк расчувствовался и, вручая мне диплом, крепко обнял.
Недавно я окончил шестимесячные курсы в тренинговом центре «Оmelchenko». Обучение там стоит больших денег, но для меня сделали исключение (оказалось, что Андрей Омельченко несколько раз читал публикации обо мне в газете «ФАКТЫ»). Я пришел к Андрею за знаниями, а вместе с ними приобрел умение получать радость буквально от всего. Теперь друзья и близкие называют меня Мистер Позитив.
— У тебя уже есть клиенты?
— Я называю их «гостями», ведь консультирую исключительно на волонтерских началах. Горжусь тем, что после нескольких месяцев тяжелых бесед с наркозависимым парнем смог убедить его отказаться от наркотиков. Обычно люди обращаются за психологической помощью, узнав о моей практике благодаря сарафанному радио. Но бывает так, что жизнь сама дарит нужные встречи. После семинара Фрэнка Пьюселика я очень хотел консультировать «атошников». С одним познакомился на эскалаторе в метро, с другим — в маршрутке… К ребятам, прошедшим через ужасы войны, нужен тонкий подход. Им нельзя давать прямые советы или лезть в душу. По этой причине, общаясь с «атошниками», я скрывал свою профессию.
В семье Феденко теперь два психолога-волонтера. В то время пока Антон врачует души людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, его мама консультирует родственников пациентов, находящихся в коме.
— Прочтя в Интернете ваши статьи об Антоне, люди звонят мне, — говорит Татьяна Валентиновна. — Спрашивают: «Что теперь делать?» Я, конечно, не психолог, но первым делом стараюсь, так сказать, привести родственников в чувство: «Подведите черту: это уже случилось. Не терзайтесь вопросом, почему беда произошла именно с вашим ребенком, ведь никогда не найдете ответ. Вы не можете позволить себе плакать и биться в истерике. Ищите возможности спасти ребенка. И помните, что прогнозы врачей сбываются не всегда. Иногда случаются чудеса».
На днях я случайно встретила Антона в метро и не узнала его. Он сильно похудел, выглядит изможденным. Поскольку Антон не любит жаловаться и просто отшутился, я позвонила его маме. Оказалось, у парня возникли новые проблемы со здоровьем.
— Полгода, пока Антон был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких, у него стоял катетер, что привело к нарушению работы мочеполовой системы, — объясняет Татьяна Валентиновна. — Периодически врачи назначали курсы лечения, но это не дало положительного результата. В почках образовались камни, и теперь стоит вопрос о срочной операции.
— Чем мы можем помочь? Сколько денег нужно?
— Мне нужна работа, — вмешался Антон. — Я уже встал на ноги и теперь могу сам заработать на операцию. Учусь заочно, поэтому почти все время свободен. Я уже два года пытаюсь найти работу, но тщетно. Понимаю, что сейчас и здоровым людям непросто получить работу. Что уже говорить об инвалидах… Но я не сдаюсь — этому меня научила жизнь.
5734«ФАКТЫ» просят откликнуться тех наших читателей, которые могут предложить Антону Феденко хорошо оплачиваемую постоянную работу. Он умный, интеллигентный, ответственный парень. Имеет диплом международного экономиста, свободно владеет английским языком. Особенно хорошо ему удается вести переговоры. Ручаемся, что в лице Антона вы приобретете ценного сотрудника. Его номер телефона — (096) 122−11−11.
Читайте нас у Facebook