ПОИСК
Україна

Кабмин предлагает запретить станциям техобслуживания автодилеров проводить техническую проверку машин

7:30 23 червня 2016
В парламент подан законопроект, возвращающий в Украину техосмотры

Кабинет министров разработал и подал в Верховную Раду законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере автомобильного транспорта с целью приведения их в соответствие с актами Европейского союза». Правительство предлагает внедрить ряд новшеств, которые, соответствуют требованиям еврозаконодательства. Например, всем перевозчикам хотят вменить в обязанность использовать тахографы, а водителям, задействованным в этой сфере, — сдать экзамен на свидетельство о профессиональной компетентности. Документ предполагает также введение новых требований к переоборудованию, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, использованию шипованых шин, разработку новой классификации транспорта и многое другое. Одно из самых важных для отечественных автомобилистов новшеств — возвращение обязательного технического осмотра для всех категорий автомобилей.

«ФАКТЫ» разбирались, каким, по мнению авторов законопроекта, должен быть техосмотр по-новому.

Техосмотр разрешат проводить прямо на дороге?

Напомним, что государственный техосмотр всех видов транспортных средств (ТС) отменили в конце 2011 года в рамках проводимой в то время масштабной дерегуляции. Вместо этого для коммерческих ТС ввели обязательный техконтроль, а владельцев частных автомобилей обязали самостоятельно содержать их в исправном состоянии. Одной из причин отмены техосмотра было превращение этой процедуры в масштабную коррупционную сферу деятельности на государственном уровне, когда реальная техническая проверка автомобиля сводилась к банальной покупке заветного талончика, подтверждавшего, что техосмотр пройден. Справедливости ради отметим: с отменой процедуры, фактически сведенной к формальности, коллапса на дорогах не случилось. Ведь плохое техническое состояние автомобиля — далеко не самая распространенная причина дорожно-транспортных происшествий.

Однако когда Украина взяла курс на евроинтеграцию, законодатели начали активно обсуждать тему возвращения техосмотра, аргументируя, что в Европе без этой процедуры транспорт не допускают к эксплуатации. Сейчас от разговоров перешли к делу: упомянутый законопроект предлагает ввести новую процедуру — обязательную проверку на пригодность авто к эксплуатации. Главное, чего опасаются эксперты, — чтобы новшество в итоге не обернулось очередной коррупционной схемой.

РЕКЛАМА

Согласно предложенному Кабмином законопроекту, устанавливаются четкие сроки прохождения обязательной проверки пригодности ТС к эксплуатации, то есть привычного всем техосмотра:

  • практически все транспортные средства (включая двухколесные) — каждые 2 года;
  • новые автомобили — спустя 4 года после даты первой регистрации, а в дальнейшем — каждые 2 года;
  • ТС, которые используются, в качестве такси или машины скорой помощи, микроавтобусы и автобусы, в том числе для перевозки школьников, — через 1 год после первой регистрации, а в дальнейшем — ежегодно.

Документ определяет также категории транспорта, которые освобождаются от техосмотра:

РЕКЛАМА
  • автомобили, использующиеся для спортивных соревнований;
  • авто, находящиеся в эксплуатации более 30 лет и, согласно экспертной оценке, отвечающие критериям исторической ценности;
  • машины дипломатов, обладающих неприкосновенностью;
  • сельхозтехника;
  • ТС, использующиеся исключительно на территории Чернобыльской зоны отчуждения;
  • спецтранспорт для перевозки только по Украине цирка и парка развлечений со скоростью, не превышающей 40 километров в час.

Если парламент одобрит законопроект, первыми на техосмотр отправятся грузовые коммерческие автомобили, использующиеся за пределами Украины. Остальной транспорт — согласно предусмотренному графику. Так, с 1 ноября 2017 года эту процедуру начнут проходить пассажирские транспортные средства, школьные автобусы и автобусы, работающие на пригородных и междугородных маршрутах. С 1 ноября 2019 года в течение 16 месяцев техосмотр необходимо будет пройти всему автотранспорту, получившему государственную регистрацию до 1 ноября 2019 года в нечетном календарном году, а с 1 января 2020-го и тоже в течение 16 месяцев — транспорту, зарегистрированному в четном календарном году.

За эксплуатацию техники, не сдавшей техэкзамен, законодатели предлагают взимать с водителей штраф в размере 340 гривен, а за повторное нарушение в течение года — лишать прав на 3—6 месяцев или применять админарест на 5—10 суток.

РЕКЛАМА

Помимо планового техосмотра для коммерческого транспорта, задействованного в перевозках пассажиров и грузов, предусмотрены также придорожные проверки пригодности к эксплуатации. Их планируют проводить в специальных мобильных диагностических пунктах, расположенных в непосредственной близости от автомагистралей и оборудованных всем необходимым для оценки технического состояния автомобиля или автобуса на момент выполнения рейса. Специалисты будут также оценивать правильность размещения и закрепления грузов. Отказаться от такой проверки обойдется себе дороже: за это предусмотрен штраф от 1 тысячи 190 до 1 тысячи 700 гривен.

Кроме того, внеочередной контроль техсостояния должны будут пройти транспортные средства после аварии, вследствие которой авто получило повреждения, непосредственно влияющие на безопасность эксплуатации (выход из строя подвески, рулевого управления, срабатывание подушек безопасности и тому подобное).

Что планируют проверять, и кто будет экзаменатором?

В законопроекте предлагается в ходе техосмотра проверять следующие узлы и агрегаты машины:

  • тормозную систему и рулевое управ­ление,
  • средства обзорности,
  • внешние световые приборы, светоотражатели и другое электрооборудование,
  • колеса и шины,
  • подвеску.

Все обнаруженные неисправности будут квалифицировать по видам несоответствия норме и уровню их влияния на безопасность эксплуатации. Предусмотрено три уровня несоответствия: несущественные, существенные и опасные. При выявлении более одного несущественного или одного из существенных или опасных несоответствий техосмотр считается непройденным. Транспортному средству, успешно прошедшему контроль, выдается сертификат пригодности к эксплуатации и специальная маркировка (похожая на талончик ТО), которую нужно закрепить в правом нижнем углу лобового стекла внутри авто. На маркировке указываются дата проведения очередной техпроверки, уровень экологических норм и пробег ТС на момент контроля. Эти данные подтверждаются подписью и индивидуальной печатью эксперта, который провел техосмотр.

Сведения о проведении упомянутой процедуры и выявленных несоответствиях по каждому авто будут вносить в Единый государственный реестр транспортных средств.

Теперь о самой любопытной и противоречивой норме предложенного законопроекта. Проверку технической пригодности транспорта к эксплуатации предлагают проводить на специальных пунктах технического контроля. Причем этим не смогут заниматься дилерские СТО. В законопроекте четко сказано, что «пункт технического контроля не имеет прямых производственных отношений с производителем и дилерами транспортных средств». Оговорено также, что персонал пунктов техконтроля должен пройти специальную подготовку и сдать экзамены, чтобы получить допуск к проведению технической проверки.

Удивительный подход! Ведь кто как не сотрудники фирменных дилерских СТО смогут провести квалифицированную диагностику транспортных средств, на продаже которых они специализируются? И кто как не они заинтересованы в беспроблемной эксплуатации этих авто.

Многие ли пункты технического контроля смогут позволить себе закупить такое оборудование для проверки техсостояния транспорта, которое уже имеется на дилерских СТО? Похоже, в нормах, предложенных правительством, прослеживается коррупционная составляющая…

Мы решили прикинуть, сколько пунктов технического контроля потребуется открыть в Украине для реализации закона. По данным МВД, на сегодняшний день в нашей стране зарегистрировано около 10 миллионов транспортных средств, из которых реально эксплуатируются около 9 миллионов. Таким образом, исходя из установленного графика (с 1 ноября 2019 года), ежемесячно техосмотр должны будут проходить 280 тысяч единиц транспорта. На сегодняшний день в Украине насчитывается 25 областей (без учета оккупированного Крыма).

То есть в среднем в каждом регионе ежемесячно придется проверить почти 11 тысяч 700 транспортных средств. Если на техэкзамен одного потратить в среднем около 20 минут, то за день в одном пункте эту процедуру смогут пройти около 25 авто, а за месяц — 500. Исходя из этого, в каждой области должно работать не менее 23 пунктов техконтроля. В принципе, цифра вполне реальна, тем более что уже давно работают пункты, которые проводят обязательный технический контроль коммерческих ТС.

Законопроект подан Кабмином в лице премьер-министра Владимира Гройсмана, что увеличивает шансы документа на одобрение Верховной Радой.

Вместе с тем у автомобильных экспертов есть серьезные замечания к проекту. Например, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко так прокомментировал в «Фейсбуке» предложения Кабмина: «Вчера обсуждал с высокими чиновниками законопроект № 4683 о возвращении техосмотра и усложнении переоборудования на ГБО (газобалонное оборудование. — Авт.). Встретил понимание того, что проект надо прямо сейчас дорабатывать, он сырой и выписан в интересах чиновников, а не автомобилистов. Очень кратко изложу, что именно меня настораживает в законопроекте о возвращении в Украину общего техосмотра:

1. Слишком большой акцент не на безопасности авто, а на экологичности. То есть 60—65 процентов подержанных иномарок официально физически (без достаточно веских расходов, а точнее, без дачи взятки) не пройдут и будут вынуждены покупать (сертификат. — Авт.) за взятку.

2. Почему аккредитовать СТО для техконтроля будут чиновники, а не общественные организации автомобилистов?

3. Почему надо платить за обучение экспертов в чиновничьих учебных центрах? Сделайте экзамены — и многие без обучения ваших преподавателей и экзаменаторов сами научат!

4. Почему СТО дилеров хотят запретить право выполнять техконтроль? Есть требование, чтобы пункт техконтроля не имел прямых производственных отношений с дилером. Они что не понимают, что дилер просто создаст новое юрлицо, отдаст ему в аренду часть СТО и не будет с ним иметь „производственных отношений“?

5. Почему плату за ТО будет устанавливать Кабмин? Зачем вообще нужна эта плата? У дилеров бывают акции — и они проводят диагностику вообще бесплатно.

6. Зачем надо обращаться в центральный офис автопроизводителя за получением разрешения на установку ГБО? Чиновники разве не понимают, что обращение обычного украинца автозавод просто проигнорирует или откажет? У каждого автозавода в Украине есть свое уполномоченное представительство-автоимпортер, и оно может дать такое разрешение. Тем более что некоторые автоимпортеры сами предлагают установить ГБО на проданные ими авто.

7. Почему авто дипломатов освобождают от ТО? Они на улицах не катаются и не ломаются?».

Еще резче раскритиковал предложенные законодательные нововведения Владимир Караваев, известный правозащитник, автор книги «100 аргументов Караваева против штрафов ГАИ». «Тотальная проверка техсостояния автотранспорта на дорогах, конфискация транспорта за нелегальный извоз пассажиров и грузов, дополнительный сбор денег с водителей за выдачу удостоверения водителя-профессионала, без которого нельзя перевозить пассажиров и грузы и т. д. и т. п!!! И все это маскируется под еврозаконодательство! На самом деле чиновники из Кабмина хотят узаконить настоящий доильный аппарат для водителей!» — написал правозащитник в «Фейсбуке».

Как видим, представленный законопроект вызвал вполне обоснованную критику автомобильных экспертов. Кстати, их замечания касаются не только возвращения техосмотра. В документе присутствуют и другие спорные положения, о которых мы обязательно расскажем читателям «ФАКТОВ».

2386

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів