ПОИСК
Клуб споживачів

"Теперь, чтобы разобраться в новых платежках, впору нанимать личного секретаря"

6:15 19 серпня 2016
Інф. «ФАКТІВ»
Пользуясь правом монополиста, энергопоставляющие компании то и дело меняют требования к потребителям в сфере оплаты за свои услуги. Осенью многие киевляне могут столкнуться с тем, что пришедшие квитанции не отражают реальные цифры потребленного газа, света или воды

С недавних пор в Украине оплачивать коммунальные услуги стало не только дорого, но и весьма хлопотно. Газовые конторы, обл­энерго и водоканалы обязывают потребителей сообщать показания счетчиков строго в определенный период месяца. В противном случае грозятся присылать платежки «по общему тарифу». В «Киевэнерго» даже собрались в разгар сезона отпусков провести тотальный обход жильцов с тем, чтобы сверить показания счетчиков горячей воды. А если вы в это время были в отъезде, то получите квитанцию на оплату услуги по каким-то там внутренним нормативам.

«Никогда раньше не сообщала показания своих счетчиков на воду, и проблем с оплатой не возникало»

— Я всегда вовремя и сполна оплачиваю все коммунальные платежи за свою однокомнатную квартиру, — рассказывает киевлянка Марина Левченко. — Но в последнее время постоянно появляются новшества, связанные не только с повышением тарифов, за которыми не так-то просто уследить. Только привыкнешь платить по новой платежке, как она уже снова меняется. Раньше я без проблем заполняла квитанции на оплату за газ, свет и воду. Они были в удобных книжках, которые поставщики услуг ежегодно вкладывали в мой почтовый ящик. Когда тарифы полезли вверх, стало очевидным, что выгодно установить в квартире счетчики на воду и газ. Тогда-то и появились новые платежки, где следовало указывать показания приборов. Впрочем, я быстро во всем разобралась.

Однако в последние полгода оплата коммунальных услуг превратилась в какой-то квест. Хоть я и пенсионерка, но еще работаю, свободно пользуюсь Интернетом и не считаю себя слабоумной старушкой. Но когда в платежках стали мелким шрифтом печатать требование заблаговременно сообщать показания счетчиков, я немного растерялась. Получается, что «Водоканалу» нужно звонить и докладывать, сколько кубометров воды я использовала в последнюю неделю текущего месяца, «Киевгазу» показания счетчика надо сообщать с первого по пятое число следующего месяца, а перед «Киевэнерго» надо отчитаться о том, сколько горячей воды и света я использовала, к первому числу следующего месяца.

Странно, ведь раньше я не сообщала показания своих счетчиков. Водомеры у меня стоят лет десять, и я просто указывала в квитанции, сколько было и сколько израсходовано воды. И никогда не возникало проблем с оплатой. У меня такое впечатление, что людям попросту морочат головы: меняют квитанции, заставляют сообщать показания счетчиков. Как будто нам больше думать не о чем!

РЕКЛАМА

— Сообщать показания счетчиков можно тремя способами: дозвониться по указанным номерам телефонов, с помощью электронной почты или через сайт поставщика услуги. Какой способ выбрали вы?

— Всем известно, как трудно дозвониться во все эти службы. Надо потратить не менее 20 минут, прежде чем вас соединят с оператором. И то, если повезет. А поскольку я в целях экономии отказалась от стационарного телефона, то все эти звонки мне приходится делать с мобильного. Но какая же тут экономия? Пока я жду соединения с оператором и, тихо закипая, слушаю музыку, деньги за «пустой» звонок уходят с моего мобильного счета.

РЕКЛАМА

Поэтому я решила сообщать данные счетчиков через Интернет. На сайте «Киевводоканала» эту информацию могут отправить только те, кто уже заключил новый договор с поставщиком услуги. Я сейчас нахожусь в процессе — необходимые документы отправила по почте заказным письмом еще в ноябре прошлого года. С тех пор периодически звонила, чтобы узнать, не заключили ли со мной новый договор, потому что никто мне не ответил: получили ли мои документы и взяли ли их в работу. На днях снова перезвонила и узнала, что договор вроде бы заключен, но мне надо лично явиться куда-то за своим экземпляром этого договора. Конечно, для меня проблемно ездить по городу и простаивать в очередях. Но теперь, очевидно, я все-таки смогу сообщать показания счетчика через сайт «Киевводоканала». Правда, еще не пробовала это делать.

А пока что у меня есть возможность либо мучительно дозваниваться, либо сообщать показания водомера по электронной почте. С этим я кое-как справилась, хотя и не с первого раза. Но когда я попробовала создать личный кабинет на сайте «Киевгаза», то не смогла разобраться в последовательности действий. Повторюсь, я уверенный пользователь Интернета.

РЕКЛАМА

С «Киевэнерго» все проще: надо всего лишь дважды зайти на разные странички, чтобы переслать показания счетчиков по свету и горячей воде. Но главное не забыть сделать это 1 числа нового месяца. Иначе в платежке придет странная сумма, и потом придется идти в их центр по обслуживанию клиентов, доказывать, что я честно и вовремя плачу.

Что будет с платежкой на отопление, даже не представляю. Надеюсь, что мне просто будут присылать квитанцию. Теперь, чтобы разобраться в новых платежках и не дай Бог не пропустить каких-то требований монополистов — поставщиков услуг, впору нанимать личного секретаря. Если и дальше так пойдет, то как будут оплачивать «коммуналку», например, одинокие пожилые люди? Ведь большинство из них не умеют пользоваться Интернетом. Чтобы сообщить показания счетчиков, они будут «висеть» на телефонах и по три часа выстаивать в изматывающих очередях на почтах и филиалах «Ощадбанка».

«Ивано-Франковскгаз» ввел новую услугу для передачи показаний прибора учета с помощью sms-сообщения

Между тем требование сообщать пока­зания счетчиков не ново. Как рассказала «ФАКТАМ» глава Общественной организации «Потребительская стража» Тамара Логвинова, поставщики услуг имеют законное право требовать от потребителей сообщать показания счетчиков. После того как водоканалы, облэнерго и облгазы опубликовали в СМИ публичные договора (оферты), все пользователи, хоть раз оплатившие услугу, тем самым согласились с их условиями.

А в этих договорах прописаны сроки передачи показаний счетчиков, и теперь людей приучают вовремя их сообщать, но зачастую с помощью кнута. Так, газконторы, ссылаясь на Кодекс газораспределительных систем, предупреждают потребителей: те, кто не сообщат показания счетчиков до пятого числа месяца, следующего за расчетным, получат квитанции с суммой, основанной на «прошлогодних объемах использованного газа конкретного потребителя». И только вовремя сообщив показания своего газомера, можно быть уверенным, что вы оплачиваете именно тот объем, который использовали.

Кстати, некоторые газконторы идут навстречу потребителям. Так, «Ивано-Франковскгаз» ввел новую услугу для передачи показаний прибора учета с помощью sms-сообщения на короткий номер 7104. В сообщении необходимо указать номер счета и показания счетчика. После отправки сообщения потребитель автоматически получает ответ: «Ваши показания приняты и обработаны».

— Я регулярно сообщаю показания своих счетчиков уже более трех лет и не вижу в этом проблемы, — говорит житель Броваров Александр Сижук. — Раньше ежемесячно дозванивался до каждой службы, но это довольно проблематично. Поэтому сейчас сообщаю показания счетчиков и плачу «коммуналку» через Интернет.

— Сколько времени у вас занимает эта процедура?

— Сложно сказать, потому что я не делаю все сразу. Под конец месяца в один день я отправляю показания водомеров, в другой — со счетчиков газа или света. А где-то в середине месяца, после зарплаты, непосредственно оплачиваю каждую услугу. Тоже, как правило, не за один раз, а когда у меня есть время. В целом на одну платежку уходит пять—десять минут.

Для забывчивых потребителей поставщики услуг придумали «штрафные санкции». Так, например, «Киевэнерго» на своем сайте сообщает: «При отсутствии в „Киевэнерго“ показаний квартирных счетчиков горячей воды и тепла таким клиентам компания будет вынуждена начислять объемы потребления горячей воды и тепловой энергии в соответствии с утвержденными нормами потребления. В этом случае перерасчет суммы к оплате по показаниям квартирных счетчиков будет осуществлен после получения „Киевэнерго“ подтверждения рабочего состояния счетчиков».

Также компания-монополист сообщала, что с июля будет проводить контрольное снятие показаний с квартирных счетчиков горячей воды и отопления. «Это необходимо для обеспечения корректных начислений за потребленные вами услуги и во исполнение действующего законодательства», — подчеркивалось в сообщении «Киевэнерго». При этом указывалось, что «в случае недопуска к счетчикам, отсутствия их показателей „Киевэнерго“ будет вынуждено насчитывать объем потребления тепловой энергии и горячей воды согласно утвержденным нормам».

— Из-за того, что многие в июле-августе будут на дачах или в отпусках, а следовательно, в отъезде и не смогут предоставить «допуск» к своим счетчикам работникам «Киев­энерго», осенью киевляне могут столкнуться с тем, что получат платежки, насчитанные «согласно утвержденным нормам», — выражает опасение Тамара Логвинова. — Впрочем, не исключено, что таким образом компания подстегивает потребителей вовремя сообщать показания водомеров. Летом 2014 года похожая ситуация была с поверкой приборов учета воды. Тогда на подъездах домов появились объявления, что если киевляне в течение месяца не поверят счетчики, то им придется платить по общему тарифу. Многие поддались панике, массово проводили поверку за свой счет, а зачастую покупали и устанавливали новые счетчики. В общем, кто-то хорошо нажился на панике потребителей.

Но даже если вы пропустите визит представителя «Киевэнерго», то всегда можете подать на перерасчет услуги согласно показаниям счетчика. Другой вопрос, что таких людей будет много, но не каждый захочет из-за 30—100 гривен идти в центр по обслуживанию клиентов, писать заявление на перерасчет услуги, а просто молча заплатит лишние деньги.

Если бы у нас был выбор — платить, например, «Киевэнерго» или другой компании, тогда потребители не стали бы терпеть эксперименты над собой и бесконечные ультиматумы со стороны энергопоставляющих компаний. Но пока что свет, газ, воду нам поставляют монополисты, и мы не можем выбирать корректного поставщика услуги. А вот в условиях конкуренции люди голосовали бы кошельком за ту компанию, которая с уважением относится к клиентам, оплачивающим ее услуги.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

6906

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів