Полугодовая аудитория газеты «ФАКТЫ» является самой массовой в Украине — 1 миллион 716 тысяч человек (данные MMI Украина)
Виктор Шахов из Полтавы

Знай наших!

Полтавский "самоделкин" создал уникальные аэросани

Анна ВОЛКОВА, «ФАКТЫ» (Полтава)

03.02.2017

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Полтавчанину Виктору Шахову 58 лет, но в нем до сих пор живет мальчишеский азарт. Мы с его супругой, невесткой и двумя маленькими внуками, успев замерзнуть в открытом поле, уезжаем домой греться, а он с сыном остается кататься на аэросанях. Возле них собирается толпа любопытных, которым Виктор Николаевич увлеченно рассказывает о своем детище.

— А потом кто-нибудь из этих людей захочет прокатиться с ветерком на аэросанях, и муж с удовольствием будет наматывать круги по полю, — говорит Тамара Шахова. — Только к вечеру вернется домой…

— Любовь к технике Виктор Николаевич передал и Андрею, моему мужу, — добавляет невестка Шаховых Ольга. — Знаете, что супруг попросил подарить ему на день рождения? Радиоуправляемый вертолетик! Попав в эту семью, я поняла, что в ней каждый увлечен интересным делом, и скучать не придется.

Справка «ФАКТОВ»

Аэросани — это транспортное средство для езды по льду и снегу, приводимое в движение толкающим воздушным винтом (который вращает двигатель внутреннего сгорания). Первые аэросани появились еще в 1903 году. Оснащенные пулеметами, они использовались в Первую мировую войну — для разведки, связи, эвакуации раненых. Успешно применялись и в Великую Отечественную. Также самодвижущиеся сани широко эксплуатируются в гражданской сфере для перевозок в труднодоступных местностях Сибири и Крайнего Севера. Оснащенные поплавками вместо лыж аэросани могут использоваться и как суда-глиссеры.

Самодельные аэросани, которые внешне напоминают кабину вертолета, — единственные в своем роде. Можно сколько угодно «листать» Интернет в поисках изображений существующих аэроснегоходов, но такого точно не найти.

В этой конструкции Виктор Шахов, директор частного предприятия «Сигма-кабель», которое занимается производством и торговлей электротехнической продукцией, радиоинженер по образованию, воплотил свою детскую мечту. Он рос в небольшом райцентре Великая Писаревка Сумской области, с малых лет любил ковыряться в моторах мопедов и мотоциклов. Посещал технические кружки, зачитывался журналами «Моделист-конструктор» и «Юный техник». Поэтому взрослые обращались к нему, если хотели увеличить мощность двигателей стальных коней. Когда настало время выбирать профессию, Виктор подал документы в Харьковское авиационное училище, в котором готовят летчиков-истребителей. Увы, по состоянию здоровья курсанта комиссовали. Но отнять мечту никто не может…

— Моим аэросаням около десяти лет, — рассказывает Виктор Шахов. — Тем не менее они еще в процессе усовершенствования. И даже сейчас я вижу некоторые недостатки. К следующей зиме хочу заменить передние лыжи — нужно удлинить их сантиметров на пятнадцать, чтобы лучше скользили по пушистому снегу.

Именно по такому снегу несколько дней назад, когда Полтаву накрыли обильные осадки, Виктор Шахов прокатился по полю рядом с автотрассой Сумы — Александрия. Этот «маневр» привлек внимание многочисленных участников дорожного движения, которые не преминули снять чудо техники на мобильные телефоны и выложить снимки в социальные сети. «По неубранным дорогам полтавчане передвигаются на аэросанях», — подобными комментариями запестрел Интернет. Любознательные журналисты разыскали конструктора необычного транспортного средства, и вот я уже занимаю место «второго пилота» позади «командира».

— Кажется, вы забыли дверцу закрыть! — обращаю внимание Виктора Николаевича.

— Не беспокойтесь, дверца в моей конструкции отсутствует в принципе, — «успокаивает» меня изобретатель. — Снял за ненадобностью, поскольку дверца придавала модели дополнительный вес и не позволяла дышать свежим воздухом. Но вы сейчас убедитесь, что при таком небольшом морозе, как сейчас, это не страшно.


*Внуки Виктора Шахова Катя и Матвей катаются на самых крутых в Полтаве «санках»

Сзади кабины громко заработали лопасти винта, которые используются на легких самолетах и мотодельтапланах. И мне показалось, что мы сейчас взлетим. Но нет — снегоход резко тронулся с места и, очень быстро набрав скорость, ловко убежал от бросившихся к нему бродячих псов в просторное поле. Машина едет мягко — у нее довольно хорошие амортизаторы: по два на каждую лыжу. И приличная скорость — свыше ста километров в час, а может, и больше. Просто быстрее конструктор не разгонялся. Меня он везет без экстрима. «Когда двигатель выходит на большие обороты, создается впечатление, что машина парит над землей, — просвещает по ходу необычной прогулки мой водитель. — Если приделать к ней хоть небольшие крылья, думаю, точно взлетела бы».

Дух захватывает не только от ветерка, но и от природных красот, которых не увидишь с трассы. Иногда кажется, что горизонт сливается с небом, и ты находишься в каком-то безграничном сказочном пространстве, где все сверкает от ослепительного солнца.

— А зачем, собственно, вам такая техника понадобилась? — интересуюсь, уже выходя из кабины.

— Для адреналина! — смеется Виктор Николаевич, вытирая пот с висков. — Думал ездить на охоту и на рыбалку. Но с аэросаней не убил даже зайца, хотя довольно часто выезжаю на места их зимовья. Казалось бы, вот заяц, рядом, бежит перед тобой, стреляй с расстояния десятка метров — обязательно попадешь. Но не могу! Считаю это несправедливым. Охотник и дичь должны быть в равных условиях. А что же я буду гоняться за зверем на технике? Это уже браконьерство. Другое дело — добраться на аэросанях до места охоты по заснеженному полю.

А на подледную рыбалку в моем любимом месте — пойме речки Ворскла в Кобелякском районе — выезжать на аэросанях опасно. Там много подводных течений, запросто можно угодить в какую-нибудь промоину.

В общем, получается, что самодельные аэросани служат больше для экстремальных прогулок на свежем воздухе — с друзьями и просто желающими испытать небывалые ощущения. Выезжаю подальше от цивилизации и любуюсь природой. Мне очень нравится наблюдать за уголками природы, куда не каждый заберется. Вот и внуков — пятилетнего Матвея и четырехлетнюю Катю — приучаю к этому.

В какую сумму обошлась Виктору Шахову данная причуда, он затрудняется ответить. Еще и потому, что часть деталей аэросаней выменивал по бартеру, часть ему подарили.

— Рулевое управление я взял со старого автомобиля, — объясняет конструктор устройство технической диковинки. — Вы же видите, аэросани имеют рулевое управление. Трубы из нержавеющей стали мне достались в наследство от покойного отца. Двигатель здесь авиационный, австрийской фирмы «Ротакс». Такие стоят на легких самолетах. Стоимость нового составляет порядка пяти тысяч долларов. Но этот мне предложили друзья-авиаторы взамен на кабель и другие материалы. Агрегат требовал капитального ремонта, хотя запас прочности у него еще большой. Благодаря тому, что двигатель имеет дублированные системы зажигания, он делает аэросани очень надежными. А поначалу ездил на самодельных моторах, собранных из мотоциклетных запчастей. Друзья-спортсмены подарили бывшие в эксплуатации монолыжи (они теперь являются задними точками опоры) и сноуборд, который я распилил на две части и поставил спереди. Тут я тоже много экспериментировал: мои предыдущие модели стояли только на трех точках опоры, которые были сделаны из обычных горных лыж. А в планах — поставить аэросани на поплавки, чтобы можно было на них ездить по воде, и таким образом эксплуатировать круглогодично.

Придуманный Шаховым твердотопливный котел нагревает просторный цех за пятнадцать минут

Основные характеристики уникальной самодельной машины: вес приблизительно 120—130 килограммов, длина — три метра, ширина — около двух метров, расход бензина — 7—9 литров за час эксплуатации. Обтекаемая форма кабины изготовлена методом прессовки стеклопластика на форму, стекла — из очень гибкой ПЕТ-пленки (пластика последнего поколения), которая не боится ни морозов, ни ударов, ни вибрации. Тормоза представляют собой три острых металлических клыка, соединенных широкой поперечной алюминиевой пластиной, которые при опускании входят в снег, лед или мерзлую землю. Тормозной путь — 15—20 метров.

Некоторые конструкторские нюансы, о которых рассказывает Виктор Шахов, могут понять разве что люди с таким же техническим складом ума, как у него. Конечно, интерес к необычному экстремальному средству передвижения проявляют многие. Но скопировать нечто подобное никто не берется. Во-первых, нужно гореть идеей. Во-вторых, время эксплуатации таких саней всего три месяца в году.

А вот круглый год можно эксплуатировать другое ноу-хау Виктора Шахова — твердотопливную печь с большой площадью теплоотдачи. На нее я обратила внимание, зайдя в производственный цех предприятия «Сигма-кабель», который одновременно является и гаражом для аэросаней. В просторном цехе было непривычно тепло.

— Заметьте, топим даже не дровами, а брикетами из шелухи подсолнуха, — обращает мое внимание Виктор Николаевич. — Коэффициент их теплоотдачи небольшой, но мне брикеты поставляют практически за бесценок, поэтому используем их и экономим на обогреве помещения. Вся соль этой печи в дымоходе. Видите — он, как динозавр, плотно утыкан широкими металлическими пластинами. Горячий воздух, уходя вверх, нагревает их, таким образом тепло дольше задерживается в помещении. К тому же от печки греется вода в трубах большого диаметра, установленных на стенах. Минут через пятнадцать после того, как разгорится печь, здесь можно ходить в одном свитере. Работать в таких условиях — одно удовольствие. На твердое топливо мы перешли уже семь лет назад: с тех пор как начал существенно дорожать газ.

— Ну хотя бы это изобретение выйдет в люди?

— Надеюсь. С принципом работы этого твердотопливного котла приезжали знакомиться даже из других областей.

Фото автора

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Читайте также
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

— Не знаю, что хуже — то, что муж написал: «Давай расстанемся», или то, что через две минуты прислал другую sms-ку: «Извини, это не тебе»?

Версии