ПОИСК
Культура та мистецтво

Георгий юнгвальд-хилькевич: «перед тем как гример собрался рисовать миледи (маргарите тереховой) клеймо, на плече актрисы проявился контур лилии»

0:00 21 жовтня 2009
Завтра известному режиссеру, киноотцу «Мушкетеров» исполняется 75 лет

«Я не борец, не отстаивал с пеной у рта каждый свой кадр, — говорит Георгий Юнгвальд-Хилькевич.  — Мне приказывали вырезать, и я вырезал. Калечил свои фильмы безжалостно. Но ведь они сохранились. Уступая в малом, я сохранял главное. Но никогда не лизал никому задницу». Саркастичный, прямолинейный ценитель женской красоты и мужской дружбы, верящий в благородство и ненавидящий лицемерие, бывший алкоголик с обостренным чувством справедливости… Таков он — киноотец «Мушкетеров», отмечающий свое 75-летие.

«Как-то в пьяном угаре я дал в лоб главному редактору Госкино СССР»

- В минувшем году «Д'Артаньяну и трем мушкетерам» тридцать лет стукнуло, — констатирует Георгий Эмильевич.  — Как-то уж очень быстро бегут годы, особенно в последнюю пятилетку.

- На площадке первого фильма о мушкетерах было весело?

- Все вспоминают девиц, которые ездили за мушкетерами, пьянки. Жить трезво при тогдашних реалиях было невозможно, мое поколение — алкоголики. Вся молодость отравлена алкоголем и прошла в унижении. Нам, зажатым, необходим был выход и нередко его находили в спиртном. Как-то в пьяном угаре я дал в лоб главному редактору Госкино. Трезвым, конечно же, такое себе не позволил бы… Зато сейчас не пью вообще.

РЕКЛАМА

Во время съемок во Львове следом за нами ездила «Волга». Я никак не мог понять, почему. Решил, поклонница преследует кого-то из актеров. Потому что, кроме «Волги», еще целый автобус с женщинами, влюбленными в мушкетеров, следовал за съемочной группой, не отставая ни на шаг. Где-то метрах в двадцати от замка, который мы снимали, раскидывалась скатерть, на ней выставлялись шикарные ужины, обеды. С выпивкой, конечно. Для нас это было настоящим мучением. И что вы думаете? Оказывается, в той «Волге» была вмонтирована канистра размером с багажник, полная вина. С краником, к которому мои дорогие мушкетеры все время прикладывались…

Но мы вкалывали. Фильма не было бы, если б не вкалывали! Фехтовали на полном серьезе. Сидишь, дрожишь, потому что шпага может в любой момент попасть в рот, в глаз. Тем более что у нас есть сцены групповых боев. Очень опасно.

РЕКЛАМА

- Зато есть что вспомнить!

- То, что произошло с «Мушкетерами», — уникальная вещь в истории мирового кино. Три десятилетия фильм остается молодежным хитом. Вокруг интернет-сайта «Мушкетеров» объединились несколько тысяч человек из Украины, России, Австралии. Фантастика! Узнав о них, я был потрясен. Стал думать, в чем феномен? Ну, не лучший же в мире этот фильм! И понял. Растущему организму необходимы как кальций, как витамины какая-то романтика, восторженность, чего не дает современная жизнь, пропитанная порнографической бездуховностью. Один мой друг недавно сказал: «Раньше, чтобы трахнуть девочку, нужно было пять-шесть лет за ней ходить: приглашать в кино, дарить цветы, говорить красивые слова. Через пять месяцев тебя допускали к ручке, потом — к коленке. Сейчас такой кайф: они меня все называют дядя Володя и сразу идут в койку».

РЕКЛАМА

«Мушкетеры» дают возможность поверить в любовь, в благородство, в подвиг, облаченный в очень красивую несовременную оболочку. Без тату и пирсинга.

«Чиновники сказали: «Если в фильме не будет Алферовой, не дадим снимать Боярского»

- Георгий Эмильевич, откуда такое постоянство по отношению к мушкетерам?

- Я влюбился в них еще в детстве, когда прочитал роман. В юности я занимался мотоспортом, получил травму правой ноги. Самое страшное воспоминание — лежка в гипсе с 14 до 18 лет. В 53 года моя нога укоротилась, в Канаде сделали операцию. Поставили титановый сустав, а старый выкинули собакам. Это единственное место в моем «прошитом» болезнями организме, которое не болит. Однако имелось и неудобство: при таможенном досмотре звенело в районе пятой точки. Сейчас перестало — наверное, сканеры усовершенствовали.

Тогда же, в юности, Дюма не дал мне сойти с ума. Мушкетеры меня привлекали. Понятно, что на самом деле Атос — пьяница и убийца, Портос — сутенер, Д'Артаньян — карьерист… Может, они плохие люди, но в пиковые моменты проявляли высшую степень благородства. Благодаря Дюма я мог в своем воображении двигаться, фехтовать и, упираясь руками в стену, скакать верхом на лошади. Повзрослев, мне захотелось снова поиграть в эту игру — уже не только в воображении. Так родился первый фильм о мушкетерах.

- В наше прагматичное время романтизм ушел безвозвратно?

- К моему огромному счастью, нет. Есть люди, способные на поступок, на жалость. Ведь основная масса, которая гадит под заборами, на поступок не способна. У нее (массы) индивидуумы, совершающие поступок, вызывают издевательский смех. Для нее это противоестественно. Огромное количество людей так воспитано. Из советского человека гордость выбита напрочь. Есть фанфаронство, а у богатых выдрючивание. Во всем мире люди стесняются богатства, у нас — напротив.

- Вы столько лет имеете дело с мушкетерами. Наверное, и себя ощущаете одним из них?

- Нет. Я не из тех, кто хотел бы все вопросы решать шпагой. Но мне нравятся эти люди, их менталитет. Они вызывают восторг. Оказывается, можно жить без зависти, алчности, злорадства.

- Когда «Мушкетеры» увидели свет, многие не могли понять принцип подбора актеров. Почему Констанцию сыграла Алферова, а королеву — Фрейндлих?

- Не сравнивайте яичницу с Божьим даром. Начав добиваться разрешения снять эту картину, одно знал четко: королем будет Олег Табаков, а королевой — Алиса Фрейндлих. Так я их увидел, а вокруг королевской четы формировал остальных. Роль Констанции должна была исполнить Женечка Симонова, которая потрясающе снялась в пробах. Но меня вызвали в Гостелерадио и сказали: «Если в фильме не будет Алферовой, не дадим снимать Боярского». ОНИ хотели, чтобы помимо Алферовой я взял еще и Светлану Пенкину — на роль Миледи. Пришлось вызвать этих артистов на пробы потому, что понимал: без Михаила Боярского нет картины. Пенкина мне вообще никак не показалась, хотя баба она очень обаятельная. Ирина Алферова — не мой тип женщины, но зрители, особенно в Одессе, от нее умирали.

От Пенкиной мне удалось отбиться, от Алферовой — нет. Благо, она телегенична, а озвучивала ее Настя Вертинская. Вложила в героиню свое невероятное дарование — голос. Пробы с Симоновой были очень хороши, и руководству среднего звена вовсе не хотелось их проталкивать. Но указание было «совсем сверху». В общем, шла откровенная торговля. Очевидно, у Алферовой была мощная рука в ЦК КПСС. Она даже квартиру в Москве получила раньше, чем Саша Абдулов.

- С ним у вас тоже не сложилось в «Мушкетерах»?

- Не только с ним. Миледи должна была играть Лена Соловей, эта роль была написана специально для нее. Я видел Миледи нежной, капризной и очень женственной, просто ангела во плоти, которого никак невозможно было заподозрить в злодеяниях. Но случилось непредвиденное: Соловей забеременела и решила родить ребенка, поэтому на ее роль нужно было срочно найти кого-то. Я страшно расстроился. На примете не было никого, кто правильно воплотил бы придуманный образ. Тогда решил пойти на крайние меры: просто взял и переписал роль Миледи. Сделал ее противоположной прежнему замыслу — чтобы и на лошади скакала, и драться умела, в общем, этакий женский вариант Джеймса Бонда. И пригласил сниматься Маргариту Терехову — мою ташкентскую землячку. Съемки уже начались, была записана музыка, которую актриса захотела прослушать. Маргарита пришла в ужас, что ей придется вместе с Рошфором исполнять песню, начинающуюся словами: «Я с самого детства обожала злодейства, нет выше призванья, чем творить злодеянья». Маргарита заявила, что это звучит пошло, а я, не удержавшись, ее поддержал: «Спасибо! Я тут один считал, что это пошло и омерзительно. А теперь мы вдвоем. Песни этой в фильме не будет!» Кстати, во время съемок с Тереховой произошел по настоящему мистический случай. Перед тем как гример собрался рисовать клеймо, контур лилии сам собой появился на ее плече, его осталось только обвести.

- Насколько известно, и Боярский стал Д'Артаньяном не сразу…

- На эту роль уже был утвержден Саша Абдулов. Я увидел Мишу, когда он шел по коридору на съемку телепрограммы «Кинопанорама». Он произвел на меня очень сильное впечатление своей внешностью. Я собирался снимать Боярского в роли Рошфора, но когда Миша вошел в костюме в съемочный павильон Одесской киностудии, всем стало ясно, что д'Артаньян — это он. Я был бы полным идиотом, когда б не перевернул все, хоть в итоге и нажил кучу врагов и неприятностей. Отношения с Абдуловым были испорчены навсегда.

«Мне на 35 лет больше, чем моей жене Надире»

- На Одесской киностудии вы сняли большую часть своих фильмов…

- 15 лент, многие из которых неплохие. Фильм «Дерзость» получил на Пражском кинофестивале приз за лучшую режиссуру. Правда, об этом я узнал пять лет спустя. А «Искусство жить в Одессе» — настольная кассета всех эмигрантов. Но тогда у власти была компартия, и его не выпустили на широкий экран. Когда создал шесть серий «Мушкетеров», началась инфляция, поменялись деньги, и финансирование кончилось. Живя уже в Москве, я открыл ночной валютный бар на Трубной площади, и заработанную валюту использовал для завершения съемок. Но там убили человека — моего друга, внука знаменитого Алексея Каплера. Это был красавец Васенька, его ограбили и неизвестно за что убили. И мы закрыли свое заведение…

- Не секрет, что вы любите снимать мюзиклы, фильмы с хорошим музыкальным сопровождением. К таким можно отнести и «Сезон чудес».

- Многие песни из моих фильмов становились хитами, хотя лично я к этому никакого отношения не имею. С трудом выношу, когда бытовой рифмованный текст тоскливо тянут под музыку. Когда снимали «Сезон чудес», решил, что песни может исполнить Алла Пугачева. О встрече договорились по телефону. Она видела моих «Мушкетеров». В назначенный день и час пришел к ее дому. Там стояла толпа фанаток, которые знали о Пугачевой все: когда приходит, уходит, кого ждет, с кем дружит… Сплошь девчонки. Все причесаны под Аллу, рыжие. Вокруг дома — охранники. Открыла дверь она сама. Белая прихожая, белое зеркало, белая ваза, белые цветы. И даже пол белый. Я сразу решил, что в фильме обязательно будет песня обо всем белом. Сказал Лене Дербеневу: «Напиши что-нибудь про белую дверь». И появилась песня «Эта белая, белая дверь» с музыкой Юры Чернавского.

Работая с нами, Пугачева была безукоризненно сосредоточена. Порой что-то предлагала и всегда, как говорится, «в струю». Ей было интересно: уже была снята «Женщина, которая поет», опыт был. Память о нашей совместной работе осталась самая добрая. Потом Пугачева с эстрады спела много песен из фильма «Сезон чудес». Как-то послал ей факс со своими размышлениями и новыми предложениями, но она не ответила. Алла есть Алла…

- Ваше первое образование архитектор…

- И я даже работал по этой специальности, потому что мы жили в рабском государстве. Вся наша жизнь была распределена какими-то идиотами — чиновниками. По их желанию (не по своему) после окончания вуза должен был ехать в какую-то Тьмутаракань и, лишь отработав там три года, мог получить диплом. Потом окончил художественный институт. Работал художником в хороших театрах. Оформил более девяноста спектаклей в театрах Одессы, Москвы, Ташкента, Вильнюса, Парижа. Главный режиссер, сценарист и художник театра Юрия Куклачева. Все его вещи поставлены по моим пьесам, на моих декорациях, костюмах.

- Кошек любите?

- Больше люблю женщин. Под настроение могу со вкусом разрисовать их прекрасное тело. Я так умудрился написать пьесы, что людям кажется, будто кошки тоже играют, а ведь они просто исполняют трюки. В моих постановках кошки летают на лебедях!

- Слышал, что вы не хотите жить на верхних этажах. Почему?

- Я ведь не птичка. Люблю первый этаж, откуда прямо в тапочках можно выйти на улицу. Правда, недавно купил квартиру на четвертом этаже — уступил жене.

- Ваша супруга Надира Мирзаева, если не ошибаюсь, сыграла Гайде в вашем же фильме «Узник замка Иф»?

- Да, Надира — моя третья официальная жена. Мы венчались в церкви. Познакомились на съемках «Узника», ей было тогда 18, а мне на 35 лет больше. Несмотря на разницу в возрасте, я ее уговорил и нисколько об этом не жалею. Она прилетела ко мне, в Одессу, мы постоянно общались, ездили по миру. Когда я развелся со второй супругой, стали жить вместе. Надире тогда было уже 25. У нас растет прекрасная дочь Нина. Во мне намешано много крови: русская, польская, итальянская, цыганская, украинская, турецкая. А у моей дочери еще узбекская и татарская.

Написать отзыв о статье 

1287

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів