Полугодовая аудитория газеты «ФАКТЫ» является самой массовой в Украине — 1 миллион 716 тысяч человек (данные MMI Украина)
бородай

Из жизни замечательных людей

«В КГБ Бородая спросили: «Как это вам вздумалось изобразить чекистов кровавыми палачами?»

Игорь ОСИПЧУК, «ФАКТЫ»

18.08.2017

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Ровно 100 лет назад родился автор наиболее известных скульптурных композиций столицы — памятника основателям Киева (Ладьи) и Родины-матери

— Дедушка рассказывал, что идея знаменитой Ладьи (памятного знака в честь основания Киева) возникла у него еще во время учебы в Киевском художественном институте в конце 1940-х — начале 1950 годов, — говорит Василий Бородай-младший, внук одного из крупнейших украинских скульпторов ХХ века. Мы беседовали с ним возле творческой мастерской, которая перешла к Василию от его легендарного деда. — Когда в конце 1970-х был объявлен конкурс на лучший проект памятника основателям Киева, дедушка представил свою студенческую работу, которая заняла первое место. Я видел проекты некоторых других авторов, участвовавших в этом творческом состязании. Например, такую: братья Кий, Щек и Хорив строят бревенчатую хату, сестра Лыбедь подносит им кувшин с водой — мол, князья закладывают город. Согласитесь, идея моего деда разместить основателей Киева плывущими на ладье по Днепру куда более выигрышная.

Когда возник вопрос, где будет стоять этот памятник, одна влиятельная чиновница предложила изготовить его… из хрусталя и водрузить на пилон Московского моста. С инженерной точки зрения реализовать эту идею очень сложно и дорого. К тому же прозрачную ладью с земли было бы плохо видно, ведь пилон высоченный — 119 метров. От этой задумки отказались только после эксперимента, в ходе которого изготовили макет памятника (вероятно, из дерева) и подняли его на пилон. Архитекторы затем выбрали для Ладьи площадку в Наводницком парке возле Днепра. Место там малолюдное. На мой взгляд, было бы уместнее разместить эту работу дедушки на Подоле — где-нибудь по соседству с церковью Святителя Николая на воде.


*Василий Бородай-младший: «Дедушка по памяти создал бронзовую скульптуру своего отца в полный рост высотой два метра. К сожалению, ее украли. Она стояла здесь — рядом с переходной моделью Ладьи»

— Правда, что княжну Лыбедь ваш дедушка создал похожей на младшую дочь Галину?

— Да, и на то были веские причины: Галина (она была художницей) умерла в период работы моего дедушки над Ладьей — в октябре 1980 года, — рассказывает Василий Бородай. — Ей был всего 31 год. Жизнь у нее отняла онкологическая болезнь.

В Лыбеди угадываются черты лица не только Галины, но и старшей дочери Василия Захаровича, моей мамы Татьяны.


*Василий Бородай (в центре) во время монтажа Ладьи в 1981 году

— У Галины были дети?

— Да, она была замужем за художником Сергеем Одайником, у них родилась дочь Дарья. Даша, как и ее родители, стала художницей. Она преподает в одном из вузов Киева.

— Когда зимой 2010 года рухнула Лыбедь, ваш дедушка был жив. Работы по ее восстановлению возглавил он?

— Нет, доверил мне. Я скрывал от него, насколько сильно повреждены фигуры и конструкции — дедушке ведь шел 90-й год, нужно было беречь его нервы. Памятник основателям Киева он создавал одновременно с гигантской Родиной-матерью в Музее Великой Отечественной войны (ныне Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне). Основные силы и средства тогда шли на создание Родины-матери. Вероятно, поэтому памятник основателям Киева изготовили с минимальными затратами: из бетона, покрытого тонким (меньше миллиметра) слоем меди. Эти работы выполнялись в мастерской, находившейся возле Выдубицкого монастыря.

Когда памятник был изготовлен, бетон следовало изнутри удалить, но времени на это не было, и его оставили. Это ускорило разрушение памятника. Осадки, высокая влажность воздуха (рядом Днепр) менее чем за 30 лет привели в негодность часть конструкций Ладьи. Впрочем, катастрофическими разрушения я бы не назвал. Рухнувший памятник отвезли на художественный комбинат, где восстановили за несколько месяцев.

Дедушка поручил мне взять на себя авторский надзор за работами. Так что я дневал и ночевал на комбинате, а затем — на месте установки Ладьи в Наводницком парке. Запомнился такой эпизод: во время сборки памятника крановщик поднял одну из фигур, а на положенное место все не опускает. Я поинтересовался, в чем дело. Мне доверительно пояснили: пока власти не перечислят предприятию деньги за выполненные работы, скульптура князя будет висеть в воздухе. Кстати, слышал, что подобная история произошла в 1900 годы во время установки памятника княгине Ольге на Михайловской площади столицы: мраморную фигуру княгини подняли и не опускали, пока авторам не перечислили средства.

Церемония открытия восстановленной Ладьи запомнилась выступлением мэра Леонида Черновецкого: он не смог с первого раза правильно прочесть по бумаге имена князей Кия, Щека, Хорива и Лыбеди.

— Ладью надежно отремонтировали?

— Восстановили качественно, но долговечным памятник не стал. Чтобы он простоял века, его следует отлить из бронзы.

— В каком состоянии находится другое детище вашего деда — гигантская фигура Родины-матери?

— Ее делали тщательно, не жалея средств, так что она стоит надежно. Нужно понимать, что Родину-мать нельзя воспринимать просто как произведение искусства. Это колоссальное инженерное сооружение, имеющее формы человеческой фигуры. Видимо, это не осознают те, кто ставит вопрос о том, чтобы убрать со щита герб СССР. Ведь для этого придется вначале демонтировать щит. Как это отразится на конструкции, никто ответить сейчас не может. Прежде чем что-либо делать, инженеры должны все хорошенько продумать, просчитать.

К слову, 10 лет назад полиция установила на щите камеры видеонаблюдения.

— Как получилось, что вашему дедушке поручили создать эту огромную скульптуру?

— Изначально ее должен был делать один из самых известных в бывшем Советском Союзе скульпторов Евгений Вучетич. В первые послевоенные годы он создал талантливую поражающую своими размерами композицию «Воин-освободитель» (солдат с ребенком на руках), установленную в Трептов-парке в Берлине. Следующей его еще более масштабной работой стала Родина-мать в Волгограде. Третьим проектом из этого ряда должна была стать Родина-мать в Киеве. Евгений Викторович задумал сделать ее стометровой, отлить из бронзы и покрыть позолотой. Ниже по склону скульптор-монументалист намеревался поставить очень большие фигуры солдат. Этот проект был в основных своих частях утвержден. Но до воплощения не дошло — Вучетич умер. Стали подбирать по всему Союзу замену. Кто-то из высшего руководства рассудил: в Киеве есть Бородай, которому под силу справиться со столь ответственным проектом. На счету Василия Захаровича к тому времени были памятники Щорсу и Лесе Украинке в Киеве, он был ректором Киевского художественного института.

Дедушка сделал больше десятка различных вариантов Родины-матери. В одном из них женщина держит меч почти горизонтально, он оплетен лавровым венком. Кто-то из партийных руководителей, увидев это, заявил: «Зачем нам баба с веником!» От дедушки требовали воплотить замысел Вучетича: в руках должны быть поднятые вверх меч и щит.


*В советские годы Басилий Бородай создал памятник Тарасу Шевченко, установленный в США

— В Киеве существует предание о том, что ЮНЕСКО якобы обратилась к советскому правительству с просьбой, чтобы меч не был выше крестов Киево-Печерской лавры. Это соответствует действительности?

— Нет. Василий Захарович и его ученики и без ЮНЕСКО понимали, что Родина-мать не должна быть выше лаврской колокольни. Фигуру они сделали на 20 метров ниже, чем в варианте Вучетича, меч укоротили.

Интересно, что на холме, на котором она стоит, незадолго до Первой мировой войны хотели построить церковь и колокольню. Однако проблемные грунты заставили отказаться от этой идеи. Так что для того, чтобы водрузить там Родину-мать, пришлось залить стеклобетон на глубину, почти что равную высоте этой фигуры.

— Какой гонорар ваш дедушка получил за создание скульптуры Родины-матери?

— Ему присудили Ленинскую премию — 100 тысяч рублей. Деньги очень большие. Василий Захарович решил разделить их между членами коллектива, работавшего с ним. Пока думал, кому сколько дать, руководство «посоветовало» перечислить всю сумму в Фонд мира. Ничего не оставалось, как подчиниться.

Кстати, во время строительства Музея Великой Отечественной войны платили очень хорошо. Например, сварщики, сваривавшие части фигуры Родины-матери (она сделана из нержавеющей стали), получали за месяц-два столько, сколько их коллеги за год.

— Где в Киеве жил Василий Захарович?

— Государство дало ему пятикомнатную квартиру в дореволюционном доме на Большой Житомирской. Там жили дедушка с бабушкой и семьи их двух дочерей.

— У дедушки была дача?

— Да, он купил хату с участком в селе Мыколаевцы Макаровского района Киевской области. Построил там мастерскую, работал в ней в летние месяцы.


*Селу Мыколаевцы скульптор подарил великолепную работу «А мати жде…» — в ней талантливо создан образ пожилой женщины, не дождавшейся сына с войны

— За границу Бородая выпускали?

— Он побывал в творческих командировках во многих странах. Пожалуй, наибольшее впечатление на него произвела поездка в 1960 годы в Египет. После нее у дедушки был продолжительный творческий подъем. В этой стране с ним произошло весьма неожиданное приключение: в состав советской делегации входил один его коллега из Прибалтики, обладавший авантюрным характером. Он предложил Василию Захаровичу: «Вы будете выдавать себя за миллионера, а я — за вашего помощника и переводчика. Знаю французский, так что объясниться смогу». У них было достаточно денег, чтобы заплатить за классную каюту на корабле, который вез туристов по Нилу, делал остановки на несколько дней в различных городах. «Переводчик» говорил персоналу, что миллионер очень прижимистый, кроме как на яичницу и кофе тратиться не желает. Но все равно все относились к ним с большим пиететом. Так продолжалось недели две — пока их не разоблачили. К счастью, скандала не было.

Дедушка говорил, что памятник чекистам в Киеве он сделал под впечатлением творчества древних египтян. Эту работу установили на Лыбедской площади в 1967 году. Вскоре после этого дедушку вызвали на улицу Короленко (ныне Владимирская) в КГБ. Там ему показали статью в какой-то иностранной газете. Ее автор, посетивший Киев, написал, что скульптору удалось мастерски раскрыть в памятнике чекистам образы… кровавых палачей. Сотрудник спецслужбы все допытывался, не умышленно ли это было сделано. Тогда над дедушкой нависла серьезная угроза, но, к счастью, власти все же решили его не трогать.


*Памятник чекистам Бородай создал под впечатлением ообразцов древнего искусства, увиденных им в Египте

— Василий Бородай был одним из авторов монумента Октябрьской революции, стоявшего на Майдане незалежности. Как он перенес снос этой композиции?

— Было обидно, что ее загубили. Это ведь работа высокого художественного уровня. В начале 1990-х американцы намеревались ее купить и перевезти к себе. Но взяток давать они не хотели, видимо, из-за этого ничего не получили. Монумент в разобранном виде находился на территории художественного комбината, там его давно растащили: кто-то позарился на бронзу, кто-то — на гранит.\

— До вашего деда в его роду были люди искусства?

— Нет, он первый. Отец был почтальоном. Василий Захарович по памяти сделал бронзовую скульптуру своего папы в полный рост высотой около двух метров: Захар Бородай в буденновке сеет хлеб. Занести в мастерскую ее было проблематично, поэтому она стояла на улице, рядом с переходной моделью Ладьи. В 2000 годы кто-то умудрился украсть скульптуру Захара Бородая. Милиция так и не нашла злоумышленников.


*Вася Бородай в раннем детстве с родителями

— Что подтолкнуло Василия Бородая стать скульптором?

— Поначалу он работал на заводе в Днепропетровске, но тяга к творчеству взяла свое. Когда ему было уже за двадцать, поступил в художественный техникум. В 1941 году ушел на фронт со студенческой скамьи.

— Что рассказывал о войне?

— Мне ничего. Знаю, что он закончил в военные годы разведшколу, был командиром роты фронтовой разведки. Друзья дедушки говорили, что он мог немного рассказать о том, как воевал, после пары рюмок спиртного. И добавляли: «Но тебе об этом лучше не знать». Дедушка пил спиртное редко и понемногу. Предпочитал настойку, которую делал сам на ореховых перегородках.


*На войне Василий Бородай командовал ротой фронтовой разведки

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter

Читайте также
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

— Не знаете, где в этом году можно недорого отдохнуть? — Знаю. На диване...

Версии