Знаменитый иллюзионист игорь кио: «брежнев узнав, что я расписался с его дочерью, кричал: «чтоб год ее в моем доме не было! »
В параде звезд, традиционно обрушившихся в летнее время на курортный Крым, светилом первой величины остается известный всему миру иллюзионист Игорь Эмильевич Кио -- единственный цирковой артист, удостоенный международной премии «Оскар», которая вручается Королевским цирком Брюсселя. А если полистать энциклопедию «Кто есть кто в современном мире», то среди 300 выдающихся деятелей современности почетное и заслуженное место занимает опять же маг и волшебник Игорь Кио.
Последние 11 лет Кио не работает под «крышей» Госцирка. У него теперь своя фирма, свой творческий коллектив. Вдохнув глоток свободы, понял, что она бывает и кусачей. Но возвращаться под «нежное» крылышко государства и не помышляет. Ведь за 30 лет этой отеческой опеки он ни разу не был в отпуске, ему не дали ни копейки на создание новых программ.
«В пятнадцать лет на манеже Московского цирка я уже выступал дублером отца»
-- В том, что моя стезя -- цирковой иллюзионист, еще в детстве предопределил мой отец, Эмиль Кио. Второй сын должен был заняться общественно полезным трудом. Ребенком я выходил на манеж в костюме лилипута, потом всячески помогал отцу в других программах. Но настоящее цирковое крещение состоялось в 1959 году. Эмиль Кио, уже в те годы иллюзионист с мировым именем, внезапно заболел. Чтобы не отменять представление, руководство цирка рискнуло попробовать меня. К счастью, настоящий дебют на арене прошел удачно, и в 15 лет я стал дублером Эмиля Кио. Уже тогда я понял, насколько серьезным и ответственным был этот шаг, предопределивший мою дальнейшую судьбу. К сожалению, в 1965 году во время гастролей в Киеве, прямо во время представления, отец скончался Но многие номера в моей программе сохранились еще с отцовских времен, хотя показываю их уже по-своему.
-- Ведь Кио -- не ваша настоящая фамилия?
-- Ходят байки, что псевдоним Кио отец придумал, увидев в Варшаве неоновую вывеску «КИНО» с погасшей буквой «н». На самом деле сочетание букв оказалось случайным, просто отцу показалось, что «Кио» звучит магически. Для меня сейчас это не псевдоним, а фамилия. Кстати, она записана и в моей метрике. А настоящей своей фамилии я уже, признаться, и не помню.
-- Не прервется ли цирковая династия Кио? Внук Игорь пойдет по стопам деда и прадеда?
-- Очень хотелось бы, но это сложный и больной для меня вопрос. Помню, в 1994 году в Большом цирке торжественно отмечали 100-летний юбилей Эмиля Кио. В этом спектакле мой шестилетний внук Игорь дебютировал. Сейчас ему уже 14 лет. Однако ответить однозначно, станет ли внук продолжателем цирковой династии Кио, я и сейчас не могу готов дать. Ведь чтобы стать иллюзионистом, недостаточно носить фамилию Кио. Парню необходимо определиться со способностями, вкусами, в конце концов, с желанием, а потом уже серьезно думать о цирковой карьере.
-- Кстати, ваша карьера могла закончиться из-за вашей супруги Галины Брежневой.
-- С Галиной Брежневой мы прожили в законном браке всего 9 дней. Это был бурный роман Влюбленные сорвались в Сочи и там тайно расписались. Гнев Генерального секретаря КПСС, узнавшего о браке дочери с «циркачом», был неописуем: он стукнул по столу кулаком: «Чтоб год ее в моем доме не было!» Хотя мой кратковременный тесть не собирался и не проводил против нас с Галиной никаких санкций. Законность или противозаконность этого брака выяснял и проводил собственное расследование бывший муж Галины -- Малеев. Он-то и выяснил, что расписали нас незаконно, постольку свидетельство о разводе Галине выдали на седьмой день, а не как положено -- на десятый. А закончилось все тем, что товарищи в штатском из Комитета государственной безопасности СССР отобрали у нас паспорта и через несколько часов выдали новые -- уже без штампов о регистрации брака.
-- Просто какое-то волшебное было время
-- Сейчас мы уже забыли те времена, когда вся наша жизнь, и цирк в том числе, были заполитизированы. Ко Дню Советской Армии на арене «разыгрывалась» Сталинградская битва, ко дню революции артисты «штурмовали» Зимний Самым моим «любимым» праздником были выборы. Товарищи из ЦК всегда требовали от нас «изюминку». Вспоминаю 1975 год. Одна молодая артистка получила роль девушки, которой по сценарию впервые предстояло отдать голос за блок коммунистов и беспартийных. Никто не учел, что она была «кроваткой», то есть совершенно не умела говорить на публике. И вот во время представления вызубрившая свой нехитрый текст девушка вышла на сцену и произнесла: «Сегодня я впервые отдалась » В зале воцарилась гробовая тишина. Понимая, что сказала что-то не то, артистка тут же исправилась: «Нет, нет, конечно, не впервые » На концерте присутствовали Брежнев, члены Политбюро. После этого с личным составом цирка, от директора до уборщицы, была проведена политико-воспитательная работа. Особенно не повезло лилипутам, которых почему-то всех до единого заставили вступить в комсомол.
«Мой любимый друг и соавтор -- Аркадий Арканов»
-- Рядовой зритель, не искушенный в цирковом искусстве, часто путает иллюзионистов с фокусниками. В чем разница?
-- Фокусник — это манипулятор, обманывающий публику исключительно за счет ловкости своих рук. Он показывает фокусы картами, платочками, шариками и так далее. Другое дело — иллюзионист, работающий со сложной и крупной аппаратурой, как правило, с ассистентом. Он показывает шоу. Жанр иллюзии намного сложнее. Надо быть настоящим артистом от природы, от Бога. Важно не то, что ты показываешь, а как показываешь. Весь секрет -- в умелом общении с залом. Напоминаю, иллюзион -- это превращение, исчезновение и появление. Ничего нового придумать нельзя. Ни один иллюзионист не работает, чтобы удивить своих коллег. А вот сделать свои номера искусством -- это задача номер один. С теплотой вспоминаю своего старого друга Юрия Никулина. На вопрос бдительного и любознательного огнеборца, который в целях пожарной безопасности поинтересовался секретом сжигания женщины на глазах у изумленной публики, Юрий Владимирович, не моргнув глазом, ответил: «Да все очень просто: привозим с собой по 200 красавиц и каждый вечер по одной сжигаем!»
-- Следовательно, в вашем жанре на первом месте техника?
-- Это заблуждение. Я стараюсь как можно меньше использовать в своих номерах технику -- это вспомогательный фактор, на котором нельзя построить иллюзион. Главное в нашей профессии -- изобретательность и артистизм.
-- Что вы думаете о коллегах, которые воздействуют на зрителя при помощи гипноза?
-- На мой взгляд, 99 процентов гипнотизеров -- это шарлатаны. Зарабатывают деньги, пользуясь наивностью и доверчивостью публики. Есть. безусловно, люди, наделенные свыше особым даром, как принято говорить, «нетрадиционными способностями». Но к жанру иллюзиона они никакого отношения не имеют.
-- Ваш любимый соавтор
-- Мой близкий друг и писатель Аркадий Арканов. Да, собственно, все мои номера -- плод коллективного творчества. Аркадий обожает придумывать трюки. Зачастую наша творческая группа даже не поспевает осуществить его замыслы. Немного номеров сохранил из отцовской программы, которые по-прежнему с восторгом принимает публика. Например, вращающаяся голова, сжигание женщины Несмотря на всемирную славу, мой отец, по моему убеждению, прожил скучную жизнь в искусстве. Почему? Потому что Эмиль Кио никогда не имел конкурентов. Сейчас другая ситуация: чтобы быть востребованным, надо постоянно придумывать что-то новое, иначе твое шоу обречено на забвение -- зритель на него не пойдет.
-- Как вы относитесь к трюкам знаменитого Копперфильда, в чем феномен его бешеной популярности?
-- Говорить о чужих секретах неэтично. Копперфильд, как и другие артисты этого жанра, работает старыми, испытанными методами. Ведь еще в девятнадцатом веке летали, давным-давно применяли гипноз. Другое дело, что с помощью техники, особенно телевизионной, он довел номера до совершенства. Вне всякого сомнения, он хороший артист, умеющий общаться с залом.
«При первых звуках цирковой увертюры чопорные и важные немцы начинают стучать ногами и визжать, как дети»
-- Вы практически объехали весь мир. Как в разных странах встречают иллюзиониста Игоря Кио?
-- Да мне легче назвать место, где еще не побывал. Это Австралия, Южная Америка и, как это ни странно. Англия. Очень импонирует высококультурная европейская публика, которая наиболее тепло принимает работу иллюзиониста. Французы, например, воспринимают все весело и легко. Американцы пытаются разгадать секрет «волшебных превращений». Но самая лучшая публика -- это немцы. В цирк они приходят за полчаса, иногда и за час до начала представления, чопорно гуляют, улыбаются друг другу, предвкушая удовольствие. А затем, уже при первых звуках цирковой увертюры, резко преображаются -- бурно аплодируют, стучат ногами по полу, визжат и принимают каждый номер, как дети. Иногда кажется, что большинство артистов попросту не заслуживают такого внимания. Интересно было выступать в Стране восходящего солнца. Японцы по-настоящему верят в волшебство, воспринимают все как чудо. Было немного жутковато, когда после представления ко мне на колясках подвозили детей-инвалидов и просили прикоснуться к ним, считая, что я настоящий волшебник и могу помочь
Читайте нас у Facebook