«У людей, которые выполняли одну и ту же работу и получали одинаковую зарплату, суммы пенсии при назначении ее в разные годы могут отличаться более чем на 60 процентов»
Пожалуй, сегодня вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых острых в стране. Несмотря на множество пенсионных надбавок, появившихся за последние два-три года, выплаты так и не достигли европейского уровня. Но даже при нынешних размерах пенсий дефицит бюджета Пенсионного фонда Украины в 2009 году составил 13 миллиардов гривен.
«При большом стаже работы, но низкой зарплате получаются маленькие пенсии»
Отметим, что процесс модернизации пенсионной системы в Украине уже имеет историю: в 2004 году у нас началась пенсионная реформа, которая должна была уравновесить размеры пенсий с возможностями их финансирования. Увы, в то время удалось решить далеко не все проблемы. Например, так и не была установлена жесткая зависимость пенсий от страховых взносов для всех жителей страны: у нас по-прежнему существуют обычные пенсии и специальные (госслужащим, депутатам, чернобыльцам, научным работникам, судьям, прокурорам и так далее). А самое главное, что за пять лет работы новой пенсионной системы в ней обнаружились скрытые «производственные» недостатки, которые необходимо было устранить. Поэтому Кабинет министров одобрил Концепцию дальнейшего проведения пенсионной реформы.
— Концепция была разработана для того, чтобы мы смогли продолжить те изменения в пенсионной системе, которые начали проводить в 2004 году, — рассказывает «ФАКТАМ» глава правления Пенсионного фонда Украины Алексей Зарудный. — Не секрет, что сейчас в пенсионной системе существуют проблемы, пути решения которых закреплены в концепции.
— Какие именно?
— Например, проблема зависимости размера выплат от года выхода на заслуженный отдых. Когда в 2004 году вступил в силу Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», он ввел новую идеологию пенсионного обеспечения: размер пенсии каждого человека напрямую зависел от уплаченных в Пенсионный фонд страховых взносов и продолжительности страхового стажа, на протяжении которого такие взносы платились.
— Сколько платишь, столько потом получаешь
— Да. Но этот, на первый взгляд, очень справедливый подход выявил немало проблем при его практическом применении. Например, у людей, которые выполняли одну и ту же работу и получали одинаковую зарплату, при назначении пенсии в разные годы ее суммы отличаются.
— Почему?
— Потому что во время расчета пенсии производится так называемое осовременивание заработка. Принимается во внимание средняя зарплата за год, предшествовавший обращению за пенсией. В последние пять лет средняя зарплата в стране росла довольно быстрыми темпами, и это хорошо. Однако резкий рост заработков сопровождался таким побочным эффектом, как несправедливость при расчете пенсий: тот, кто выходил на заслуженный отдых позже, получал больше, при одинаковых стаже и заработке. Пенсии, назначенные в разные годы, могли отличаться более чем на 60 процентов. Эту диспропорцию концепция призвана убрать.
— Как?
— Предполагается внедрить механизм постепенного «осовременивания» ранее утвержденных пенсий, чтобы их размер не отставал от пенсий новоназначенных.
— То есть это перерасчет уже выплачиваемых пенсий?
— В январе 2008 года мы провели пробное «осовременивание» пенсий и пересчитали ранее начисленные выплаты исходя из средней зарплаты за 2006 год — 928 гривен 81 копейка.
Второй нюанс нынешней пенсионной системы — это то, что при большом стаже работы, но низкой зарплате люди получают маленькие пенсии.
— Это точно. В редакцию недавно пришло письмо заслуженного шахтера, который трудился 49 лет, из них 44 — горнорабочим. А пенсия у него ниже, чем у многих его коллег, проработавших меньше
— Поэтому мы уже предприняли шаги по смягчению этой ситуации и на протяжении двух последних лет увеличили коэффициент года страхового стажа с 1 процента заработка до 1,35 процента. В дальнейшем концепция предполагает усилить роль страхового стажа и установить дифференцированные размеры минимальной пенсии так, чтобы люди с большим трудовым стажем получали выплаты выше, чем те, у кого нет полного страхового стажа.
Благодаря увеличению «стоимости» года стажа и реализации законодательных изменений относительно такой актуализации заработка, нам уже удалось в определенной мере восстановить дифференциацию размеров пенсий для восьми миллионов человек. В целом могу сказать, что концепция предполагает усовершенствование формулы расчета пенсии и методики проведения перерасчетов выплат, чтобы свести на нет диспропорцию в пенсионном обеспечении.
«Финансирование пенсий предполагается улучшить за счет переноса части взносов в накопительную систему»
— Надеюсь, все это не приведет к снижению пенсий?
— Да бог с вами! Никогда мы не решали наши проблемы таким образом. Более того, удавалось все возникающие вопросы закрывать с дальнейшим увеличением выплат. Например, в октябре 2008 года минимальный размер пенсии составлял 411 гривен, а сегодня минимальная выплата — 573 гривни. А если учесть надбавку неработающим пенсионерам, установленную с 1 ноября прошлого года, то минимальный размер пенсионной выплаты составляет 601 гривню 40 копеек. Еще один момент: в январе 2008 года средний размер пенсии у нас был 751 гривня, а в ноябре 2009-го — 968 гривен. То есть в начале 2008-го средняя пенсия составляла 44 процента средней зарплаты, а сейчас — 60 процентов.
— Тогда как предполагается решить финансовые проблемы пенсионной системы?
— Во-первых, за счет реализации внутренних возможностей солидарной системы. Планируется сократить неоправданные льготы по уплате страховых взносов, решить вопрос уменьшения недоимки, усовершенствовать систему администрирования взносов, найти пути повышения и легализации зарплаты и в целом проводить эффективную политику расходов.
А во-вторых, финансирование предполагается улучшить за счет переноса части взносов в накопительную пенсионную систему и на профессиональные пенсионные программы.
— Это как?
— Концепция предполагает завершить формирование трехуровневой пенсионной системы, внедряя как добровольную, так и обязательную накопительную пенсионную систему.
Дело в том, что пенсионная реформа, начатая в 2004-м, должна была ввести три уровня пенсионного страхования: чтобы выплата состояла из трех частей.
Первый уровень — солидарная система, когда работающие люди перечисляют взносы в Пенсионный фонд и эти деньги идут на пенсии. Эта система работает, сейчас граждане получают пенсии именно за счет солидарной системы.
Второй уровень — обязательная накопительная система. Ее только планируется ввести. Она предполагает, что часть пенсионных взносов человека откладывается на его пенсионном счете. Там средства накапливаются и даже приумножаются (за счет прибыли, полученной при вложении денег в разные объекты: акции, другие украинские и зарубежные ценные бумаги, на счета в банках и так далее). Выйдя на заслуженный отдых, человек будет из денег, накопленных на этом счете, получать доплату к «солидарной» пенсии.
Третий уровень — добровольная накопительная система. Это негосударственное пенсионное обеспечение, которое существует у нас в зачаточном состоянии. Человек может при желании застраховаться в одном из негосударственных пенсионных фондов и потом получать дополнительную пенсию.
«Выйдя на заслуженный отдых, человек будет получать пенсию из двух источников — из солидарного и накопительного»
— И когда планируется внедрять второй и третий уровни?
— Третий уровень уже работает. Но, чтобы «подстраховать» солидарную систему, концепция предполагает увеличить добровольные пенсионные накопления — третий уровень.
— Каким образом?
— Заинтересовать работников и работодателей в негосударственном пенсионном страховании. Работодателей — налоговыми льготами. А работников — дополнительными пенсиями: при выходе на заслуженный отдых люди смогут рассчитывать не только на государство, но и на собственные пенсионные сбережения.
— Насколько я помню, больше всего вопросов вызывала обязательная накопительная система — второй уровень
— Тем не менее государственная накопительная пенсионная система объективно необходима. Ведь солидарная, основным принципом которой является содержание пенсионеров работающим поколением, может быть надежной и эффективной только при условии, если трудящихся у нас достаточно. Увы, демографические тенденции таковы, что количество пенсионеров в нашей стране постепенно увеличивается. А работающее население, соответственно, сокращается. Поэтому, если в ближайшие годы не внедрить обязательную накопительную систему, через несколько десятилетий работающие люди просто не смогут обеспечивать пенсионеров.
— Кто, что, куда и как будет платить, а главное, сколько получать, если второй уровень заработает?
— Предполагается, что накопительная система будет существовать параллельно с нынешней — солидарной. И каждый застрахованный, который перечислял часть взносов в обязательную накопительную систему, будет получать пенсию из двух источников — из солидарного и накопительного.
— Все ли могут на это надеяться?
— Расчеты проводились не по одному сценарию, поэтому существует несколько вариантов возрастных групп населения, которые смогут принять участие в обязательной накопительной пенсионной системе. Один из них предполагает, что это будут только те люди, кому на дату введения данной системы еще не исполнится 25 лет. Второй вариант: участниками смогут стать застрахованные, которым на дату введения системы не будет 40 лет.
Отмечу, что и солидарная, и накопительная системы рассчитаны на молодое поколение, тогда как возможности только солидарной планируется использовать для всех остальных.
— Какая часть зарплаты будет вноситься на накопительный уровень пенсионного страхования, а какая — на солидарный?
— Прежде всего учтите, что речь идет не о дополнительных взносах, а о направлении в накопительную систему части тех взносов, которые сегодня отчисляются в солидарную пенсионную систему. Все зависит от того, какие возрастные группы граждан станут участниками обязательной накопительной системы. Размеры могут составить от 2 до 7 процентов.
Причем имеются в виду те взносы, которые граждане платят из своей зарплаты. Это поможет снять нагрузку с работодателей, перечисляющих ежемесячно на разные виды социального страхования за свой счет около 37 процентов фонда оплаты труда.
— И когда можно ожидать появления второго уровня?
— Внедрение обязательной накопительной системы пройдет в два этапа. На первом (2010-2013 годы) будет завершено формирование институционно-технических компонентов системы, а на втором (2014-2017 годы) — ее постепенное введение. При этом практическое применение накопительного уровня возможно только после завершения финансово-экономического кризиса и при соблюдении ряда условий, четко оговоренных в Законе «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
— А именно?
— Во-первых, на протяжении не менее чем двух лет в стране должен наблюдаться рост ВВП не ниже 2 процентов в год. Во-вторых, у государственного бюджета должна быть возможность компенсировать отток средств из солидарной в обязательную накопительную пенсионную систему.
ПОЛЯКИ НАКОПИЛИ НА ПЕНСИОННЫХ СЧЕТАХ БОЛЕЕ 700 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ
Накопления граждан Польши на пенсионных счетах достигли почти 2 триллионов злотых (что по текущему курсу более 700 миллиардов долларов), сообщает УНИАН. Из них 655 миллиардов долларов пенсий находятся на счетах государственного Пенсионного фонда, остальные — в частных пенсионных фондах. По данным Gazeta Prawna, все накопления поляков на пенсионных счетах составляют более 150 процентов ВВП Польши. При этом издание отмечает, что это не фактически отложенные деньги, а обязательства пенсионных фондов перед гражданами.
Напомним, что индивидуальный расчет накоплений стал возможен в Польше после пенсионной реформы 1999 года.
495Читайте нас у Facebook