Григорий Кохан: «Наш поцелуй взасос с Леонидом Брежневым длился три минуты»
На самом деле, Григорий Романович не знает точной даты своего рождения. Церковь, где он был записан в метрической книге, давным давно сгорела, и когда пришло время получать паспорт, то строка с датой рождения оказалась пустой. Так было до тех пор, пока Кохан первый раз не собрался за границу. Теперь день своего рождения он отмечает в день святого Григория.
Свой юбилей Кохан отпраздновал скромно, в кругу семьи. Да и занят он сейчас совсем другим. Уже написан сценарий 12 серий продолжения «Рожденной революцией». Любимый герой миллионов телезрителей бесстрашный Кондратьев вернется. Теперь он будет преподавать в Академии милиции и иногда консультировать особо важные расследования. Сюжет довольно запутан, правда, работа над ним пока остановлена. Ждут денег. Впрочем, Кохан не отчаивается. Это не в его правилах…
«Меня подвели к дереву и накинули петлю на шею»
— Есть режиссеры, которым для карьеры достаточно было снять один-единственный фильм…
- Это вы обо мне?
— И о «Рожденной революцией»…
- Хотя я не считаю этот фильм своим лучшим. Но что поделаешь? Зрители его любят, значит, он удался. Ведь это один из первых многосерийных фильмов. Я положил на него около пяти лет жизни. И не жалею об этом. Как и о том, что сознательно «пел песню» милиции. Все дело в моей юности, которая была достаточно трагичной…
— ???
- Я родился под Львовом, в небольшом селе Бортков Золочевского района. Это случилось сразу после войны. В нашем селе жили четыре громады — украинская, кацапская, еврейская и польская. Но ни ненависти, ни вражды не было. Пока мы не стали взрослеть и не появилось бандеровское движение… Где-то в классе восьмом я стал секретарем комсомольской организации. Я действительно свято в нее верил. Хотя нас, комсомольцев, в школе было всего четверо. И вот однажды мы с друзьями, нас было восемь человек, возвращались домой из соседнего села на велосипедах. На подъезде к селу нас поджидали трое парней. Семерых пропустили, меня — нет. Спрашивают: «Ты секретарь комсомольской организации?» Говорю: «Ну, я». Мы, мол, боремся, жизнь свою за Украину отдаем, а ты продался большевикам?! Подводят меня к дереву, где уже веревка висит, и петлю на шею мне накидывают… И тут вдруг, не знаю, что это было, я встретился взглядом с одним из них. А он такой рослый, красивый парень. Смотрели мы друг другу в глаза пару минут, и вдруг он подходит ко мне, снимает веревку с шеи и говорит: «Ребята, что мы делаем? Пусть себе идет, может, еще одумается»…
— Вы простили этих ребят?
- Абсолютно. Это ведь была гражданская война. Мне где-то жаль было этих людей, очень они героические. Даже тогда я их не осуждал. Так вот, после этого случая до конца десятого класса меня охраняла милиция. И днем, и ночью. К тому времени убили моего отца, и я очень сдружился с капитаном милиции. Он мне открыл глаза на очень многие вещи. Собственно говоря, из-за него я и взялся за фильм «Рожденная революцией».
— Это правда, что фильм соответствующими органами был сокращен чуть ли не наполовину?
—Постаралось Министерство внутренних дел СССР. Дело в том, что наряду с героическими людьми в милиции я хотел показать, что там есть и отпетые негодяи. А основным консультантом картины был сам министр внутренних дел СССР Николай Щелоков. Он меня вызвал к себе и возмутился: «Вы что? Как смеете такое показывать?!» И многие сцены из фильма исчезли навсегда.
— Тем не менее золотой значок заслуженного работника МВД вы получали из рук все того же Щелокова…
- Случилось это сразу после премьеры «Рожденной революцией». Был вечер, вдруг в квартире раздался звонок, зашли двое в штатском и сказали, что меня срочно вызывают в Москву. «Ну, думаю, все. Доигрался. Пришли арестовывать». Через пару часов я стоял уже в кабинете Щелокова. Он мне протягивает лист. «Читай», — говорит. А там письмо от целого класса какой-то школы. Что, дескать, мы после просмотра фильма «Рожденная революцией» просим всех нас принять на работу в милицию. Щелоков говорит: «У нас звание заслуженного работника МВД могут получить только полковники и генералы. Я впервые делаю исключение». Оказалось, что во время показа сериала по всей стране преступность упала на 50 процентов. Он вручил мне значок со словами: «Если ты напьешься и тебя поймает милиция, то с этим значком тебя доставят домой (если ты вспомнишь адрес), а не в вытрезвитель».
«После первого просмотра „Рожденной революцией“ умер начальник уголовного розыска Украины»
— Какое впечатление на вас произвел самый страшный человек во времена Брежнева?
- Щелоков был очень интересным человеком. Как потом оказалось, с трагической судьбой. Со мной говорил по-украински. Он родом из Днепропетровска. Любил читать стихи Сосюры, Рыльского. Дружил со многими художниками. У него на даче было собрано много великолепных вещей. Он говорил, что когда-нибудь все это подарит музею живописи в Донбассе. Ему часто делали роскошные подарки. Мы не были близкими друзьями. Но я пару раз был у него на даче — красивой, с мраморными скульптурами, бронзой. А однажды благодаря Щелокову спас человека.
— Это как?
- Мы снимали одну из сцен «Рожденной революцией» вечером, на улице Горького. И вдруг я заметил, что недалеко от нашей съемочной группы лежит человек. Подошел поближе, а под ним — лужа крови. Я сразу остановил съемку и попросил связаться со Щелоковым. Говорю, пока не найдете преступника, съемки не возобновлю. И что вы думаете? К утру его уже взяли. Им оказался какой-то наркоман. А для пострадавшего Щелоков тут же прислал свою личную машину скорой помощи, которая тогда единственная в Москве была оборудована системой для переливания крови на месте. И мужчину спасли. У меня тогда даже сцена новая для фильма родилась, в которой я использовал эту машину.
— Как полезно покровительство высокого начальства…
- Это совсем не означало, что ко мне не было никаких претензий. Когда только вышли три первые серии «Рожденной революцией», авторы сценария этого фильма написали письмо в партком студии и в Москву на Центральное телевидение с просьбой снять их фамилии из титров, поскольку фильм не имеет ничего общего с их сценарием.
— А вы, значит, сценарий побоку…
- Я действительно не выхожу на съемочную площадку со сценарием в руках. Он должен быть в моей голове. Тем более, на съемках всегда присутствовали консультанты из уголовного розыска. Но ведь идея-то изначально принадлежала сценаристам. Кстати, ни один из них не пришел на просмотр первых трех серий. Тогда из Москвы приехал первый заместитель начальника уголовного розыска принимать картину. И попросил при этом присутствовать начальника уголовного розыска Украины, молодого генерала. Помню, он сидел на просмотре счастливый, охал, меня за коленку хватал, переживал. А после просмотра мы пошли к директору Киностудии им. А. Довженко Путинцеву выпить коньячку и поговорить. Тут вдруг прибегает уборщица со словами, что, мол, вашему генералу плохо, он на ступеньках сидит. Мы вызвали скорую, но когда она приехала, было уже поздно. Сказали, сердце не выдержало. Сильно переволновался. Тут же меня вызывают в Москву к Щелокову на просмотр. Он говорит: «А ну, что ты там наснимал, что у тебя на просмотре генералы умирают… «А я сдуру приехал с огромным арбузом и двумя бутылками коньяка. Он мне: «Это потом, сначала посмотрим». Четыре часа смотрел не вставая. А в конце: «Как же тебе не стыдно?! Как ты допустил, чтобы этот красивый мальчик (это он о Жарикове) говорил: «Я в селе морду мужикам бил». Нужно, чтобы он говорил: «Я в селе коров пас, хлеб сеял и… морды бил кому надо». Я так и охнул. Думаю: «Пронесло». А Щелоков: «У тебя же герой, рожденный революцией!» Так и получилось, что это он первый озвучил название фильма. До того картина называлась «Комиссар милиции рассказывает».
«Я был вынужден сбросить Наталью Гвоздикову с поезда»
— Это была ваша идея — взять на главные роли не очень известных молодых актеров Евгения Жарикова и Наталью Гвоздикову?
- До начала съемок я их вообще не знал. На роль Кондратьева пробовалось 30 актеров. Мы искали двух похожих, чтобы в кадре были отец и сын. Никак не могли найти. А тут Женя Жариков. Его можно было загримировать под какой угодно возраст — просто удивительно! Правда, в Москве его сначала не утвердили. А я вижу, что лучшего актера на главную роль мне не найти. Пришлось за него повоевать. А вот с Гвоздиковой было иначе. Сначала на ее роль была утверждена молодая актриса из Одессы. Но вдруг из Москвы пришел отказ. Кто-то узнал, что она еврейка, и решили, что дворянку по роли еврейка играть не может. И вот однажды я слышу на студии какой-то крик, шум. Влетает ко мне в комнату симпатичная девушка и уверенно заявляет :"Я к Кохану на пробы». В это время в комнате был Жариков. Он ее как увидел, подлетел ко мне и говорит: «Григорий Романович, посмотрите, это именно та, которая нам нужна!» Наташа вела себя очень раскованно, мне она понравилась. Уже много позже я узнал, что весь этот спектакль был специально разыгран для меня.
— У них ведь роман разыгрался во время съемок?
- Да еще какой! Приехала жена Жарикова, муж Гвоздиковой, скандал мне устроили. А я вообще долго ни о чем и не догадывался. Однажды мы снимали сцену, в конце которой они должны были поцеловаться. Отсняли, я говорю «Стоп!», а они продолжают целоваться. И ко мне: «Григорий Романович, ведь мы же любим друг друга». На съемках третьей серии фильма они поженились. В картине есть сцена свадьбы. Так вот, оказалось, что все это происходило на самом деле. И они тогда перед Господом поклялись в вечной любви. Я просил их лишь об одном — пока не закончатся съемки, не делать решительных шагов. И тут в самом разгаре сериала оказывается, что Гвоздикова беременна. Сначала снимали только крупные планы. А потом я вынужден был ее «убить», сбросить с поезда. Сама виновата…
— Говорят, «Рожденная революцией» — чуть ли не один из самых любимых фильмов генсека Леонида Брежнева.
- Я с ним встречался два раза. Правда, о первом узнал намного позже. Последнюю серию фильма мы снимали на Красной площади, где якобы милиционеры приносили присягу. Собрали около 15 тысяч курсантов. Все было так отрепетировано, что на телевидении решили, что все происходит на самом деле, и даже в вечерней информационной программе показали об этом сюжет. Так вот, когда мы снимали, из Кремля как раз выезжал Леонид Ильич. А милиция оцепила всю площадь. Ему говорят, мол, подождите, съемка идет. Пришлось Брежневу несколько минут подождать. Но мне об этом случае даже не рассказали. А тут пригласили меня с делегацией кинематографистов в Польшу с фильмом «Ярослав Мудрый». Фильм сначала демонстрировали в посольстве, а затем нас всех пригласили на прием в ресторан. Я разоделся, прихожу, а там уже сидят Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева. Говорят, что в этом же ресторане какое-то высокое начальство из Москвы гуляет. Вдруг распахиваются двери, и к нам с сопровождающими направляется Брежнев. Уже хорошо навеселе. Идет со словами: «Дорогой ты мой Штирлиц, дай я тебя поцелую!» И к нему. Отрывается от него — и к Савельевой. Тут увидел меня и к Тихонову: «А это кто такой?» Вячеслав ему: «Это же режиссер «Рожденной революцией». А Брежнев: «А-а-а, так это ты меня проехать на Красную площадь не пускал! Хороший снял фильм, нравится мне. Говори, чего тебе не хватает, — премии, квартиры?» Я ему: «Спасибо, все у меня есть». Тогда Брежнев, не задумываясь: «Будешь лауреатом Ленинской премии. Обещаю». И ко мне целоваться. А целовался он со всеми только в губы. Что мне делать? Я крепко прижал его к себе. Так мы три минуты с Брежневым взасос целовались. Потом он с нами выпил водки. Ему дали какие-то таблетки и увели. Честно говоря, я ждал, когда же мне Ленинскую премию вручат. Не дождался. Через месяц после нашей встречи генсек умер.
«Посмотрев «Ярослава Мудрого» Валентин Згурский сказал, «Пиши, где хочешь получить квартиру»
— Наверняка вам много раз предлагали перебраться в Москву?
- И не только! Но после «Рожденной революцией» действительно предлагали переехать. Но куда я из Украины? Как-то я был в Голливуде с картиной «Ярослав Мудрый», показывал ее в киноакадемии. Вечером ко мне пришли несколько продюсеров, мы выпили по рюмке горилки с перцем, и они спрашивают: «Сколько стоил «Ярослав Мудрый?» Говорю: «Три миллиона». Они смеются, мол мы, русские, всегда привираем, быть такого не может, слишком мало. И предлагают мне: «Мы тебе даем на съемки исторической картины 20 миллионов долларов. Но с условием — просишь политического убежища». Я, конечно, отказался. Думаю, что и сегодня сделал бы то же самое. Хотя, скорее всего, в то время это было больше похоже на провокацию.
— Как же, скомпрометировать известного режиссера, да еще и зятя председателя Союза кинематографистов Украины Тимофея Левчука…
- На самом деле это родство мне больше мешало, чем помогало. Левчука почему-то не очень любили. Хотя я к нему отношусь с большим уважением. И не только как к родственнику, Левчук — история украинского кино.
— Конечно, вы это уже знали, когда сватались к его дочери.
- Представьте себе, нет. Я увидел ее случайно в театре на спектакле. Я был с другом, и взгляд мой остановился на красивой белокурой девушке, которая наблюдала за всеми как-то слегка отстраненно. Друг говорит: «Смотри, дочка самого Левчука». А я ему: «А кто это?» Но она мне запала в душу, и я умудрился через знакомых узнать ее телефон, набрался наглости и позвонил. Сказал: «Хочу с вами встретиться и поговорить». И она не отказалась. Мы бродили весь вечер по выставкам. Оказалось, что у нас много общего. Моя жена по образованию философ, у нас уже взрослый сын. Который, кстати, разговаривает с нами на разных языках. С мамой — по-русски, со мной — по-украински. Семь лет мы прожили в коммунальной квартире. И когда я намекал Левчуку, что, мол, можно было бы и улучшить наши условия, он отвечал: «Есть люди, которые живут и в подвалах».
— Значит, квартиру вы купили на гонорар за «Рожденную революцией»?
- На самом деле, квартирный вопрос помог мне решить «Ярослав Мудрый». Как-то председатель Киевского горисполкома Валентин Згурский меня попросил: «Покажи-ка мне своего «Ярослава». Смотрел он его у нас на студии, с большой компанией. А после просмотра стал расспрашивать, как я живу. В то время у меня была квартира на Караваевых дачах, прямо возле железной дороги. Я ему говорю: «Мне нужно полтонны взрывчатки. Хочу взорвать железнодорожный мост и хоть сутки поспать». Тогда Згурский говорит: «Нет проблем, пиши, где хочешь получить квартиру». Так я и оказался на тихой улице, почти в центре Киева. Спасибо «Ярославу Мудрому». Кстати, из-за него я и курить бросил…
Снимали мы «Ярослава» в 1982 году. Лето, жара жуткая. Снимаем сцену, как Ярослав с дружиной на плотах переплывает реку. Дружина — вся из молоденьких солдат. Одели их в тяжелые кольчуги. Смотрю, в воду прыгнули десять ребят, а выныривают восемь. Благо, с нами пловцы-профессионалы были. Они за ними в реку. А я думаю: «Боже, если ты их спасешь, брошу курить». Откачали двоих. Я как тогда кинул, так по сей день…
577Читайте нас у Facebook