Ни одна из семей, пострадавших два года назад от паводка в закарпатье, не осталась без крыши над головой
В ноябре 1998 года вся Украина с волнением следила за событиями в Закарпатье. Мощные и продолжительные ливни, ринувшие с Карпатских гор в долины, образовали здесь катастрофический паводок, который позже был назван вторым по масштабам бедствием Украины после Чернобыля. Кадры фото- и кинохроники тех дней напоминают последствия авианалетов: поваленные деревья, снесенные дома и мосты
Казалось, для восстановления разрушенного хозяйства понадобятся десятилетия. Прошло два года. О том, что удалось сделать за это время, рассказал «ФАКТАМ» начальник Управления по чрезвычайным ситуациям и гражданской защите населения в Закарпатской области полковник Александр Гончарко.
«Вода полностью разрушила около трех тысяч домов и частично -- более двенадцати тысяч»
-- Александр Сергеевич, сразу после паводка в прессе развернулись горячие дискуссии относительно вызвавших его причин. Они, наконец, установлены?
-- По поручению Президента была создана специальная комиссия, в которую вошли специалисты из киевских вузов и Национальной академии наук. Ученые установили, что произошедшее на Закарпатье бедствие -- природный катаклизм, вызванный непредвиденным стечением обстоятельств. Приведу в подтверждение несколько фактов. Из десяти предпаводковых месяцев на Закарпатье 211 дней лил дождь.
Серьезная паводковая ситуация сложилась летом в бассейне Латорицы и Ужа. А в ноябре эпицентр стихии прошел по горной гряде, где всего за одну ночь выпала 1,5-месячная норма осадков. Поскольку их пик пришелся на «голые» полонины, в долинах уже через несколько часов образовались бурные потоки, сносившие все на своем пути.
Горный грунт был настолько перенасыщен влагой, что не смог удержаться на твердых породах и стал съезжать вместе с лесом. Возникли массовые оползни. Если до паводка на Закарпатье случалось два--четыре оползня в год, то в 98-м их было 1250!
-- В те дни мне пришлось побывать в пострадавших от стихии местах. Многие люди говорили, что последствия паводка были бы менее губительными, если бы рубка леса в горах велась с соблюдением всех технологий.
-- Они совершенно правы. Условия, методы хозяйствования в горах за последние десять лет очень изменились. Раньше за каждым сельсоветом был закреплен участок, на котором вели рубку леса. Всю неликвидную древесину в обязательном порядке убирали и свозили вниз. Сейчас этого почти никто не делает, мусор очень часто остается прямо в горах. И когда паводок захватил его и понес вниз, это послужило страшной разрушающей силой.
«Неликвид» образовывал в реках заторы, которые искусственно поднимали уровень воды. Бревна с силой ударяли в бетонные опоры и разрушали мосты, стоявшие более ста лет и пережившие все предыдущие паводки. По дороге Усть Черная--Дубовое Тячевского района «неликвид» и камни снесли такие мощные опоры электропередач, которые можно было разве что взорвать.
-- Можно ли было избежать столь разрушающих последствий?
-- Их можно было уменьшить. В 1994 году правительством была принята Программа протипаводковых мероприятий в Закарпатской области, рассчитанная на пять лет. Но ее профинансировали в минимальных размерах. Недоработанное и «поспособствовало» случившемуся. Напомню, что общий ущерб от паводка составил 810 миллионов гривен, пострадало более четверти всего населения Закарпатья, вода полностью разрушила около трех тысяч домов, и частично -- более двенадцати тысяч
«Такого, чтобы кто-то взял кредит и все деньги пропил, а семья осталась на улице, мы не допустили »
-- И что за эти два года удалось сделать по восстановлению жилья?
-- Ни одна из пострадавших от паводка семей не осталась без крыши над головой. Из всех полностью разрушенных домов не восстановленными остаются лишь 311. Но это не значит, что проживавшие в них люди обитают в палатках или землянках. Очень многие строят дома, намного превосходящие по размерам разрушенные. Живут пока на первом этаже новостройки, а сдачу дома перенесли на следующий год.
Кстати, возвращение кредита и стройматериалов, которые пострадавшим выделило государство, взяла на себя Закарпатская облгосадминистрация. Так что новое жилье люди получили практически бесплатно. Тем не менее каждая семья обязана отчитаться, как использовала полученные средства: купила ли квартиру, дом или же строится самостоятельно. Такого, чтобы кто-то взял кредит и все деньги пропил, а семья осталась на улице, мы не допустили.
-- А были попытки?
-- Были. Но за неблагополучными семьями сельсоветы установили жесткий контроль. В ряде случаев восстановление жилья велось без участия самих потерпевших. Они получали не деньги и стройматериалы, а полностью готовый дом, который принимала районная комиссия. После паводка на Закарпатье было сдано в эксплуатацию столько жилья, сколько не сдавалось в лучшие годы бывшего Союза.
-- Неужели всего за два года удалось решить такую серьезную проблему?
-- К сожалению, не полностью. Жилищная проблема решена у тех, кто пострадал непосредственно во время паводка -- в ноябре 1998 года. Но последствия стихии проявляются и сегодня. Около 500 жилых домов оказались в зонах активизации оползней. Семьи оттуда отселены, а жилья для них нет. Люди живут в большинстве случаев у родственников. А кое-кто пытается вернуться в свой дом, который в любую минуту может «поехать».
Проблема отселенных семей сегодня на Закарпатье -- одна из самых серьезных. Для ее решения разработана специальная программа, которая находится сейчас на рассмотрении Кабинета министров. Мы добиваемся финансирования программы из государственного бюджета, поскольку область ее не «потянет».
-- Много ли семей выехало после паводка за пределы области?
-- Из некоторых приграничных районов люди пожилого возраста выехали на ПМЖ к своим детям в Венгрию. Случаев же, чтобы уезжали целыми семьями, не наберется и десятка.
-- Но ведь было много предложений, приглашений
-- Очень много. Из некоторых областей Украины были предложения даже бесплатного жилья. Первое время пережившие стихию закарпатцы находились в шоковом состоянии, поэтому желающих уехать было очень много.
Жители горных сел писали даже коллективные заявления -- от 20--30 семей. Всем им выделили участки под застройку в Ужгородском районе (это даже не за пределами области). Но прошел месяц--другой, и не уехал никто. Люди остались на земле предков.
«За два минувших года мы построили 19 мостов!»
-- В ходе восстановительных работ, наверное, возникало немало проблем. Какая оказалась самой серьезной?
-- Финансовая. В прошлом году мы недополучили 20 миллионов запланированных гривен, поэтому не смогли рассчитаться с поставщиками стройматериалов. Сейчас закрываем старые долги. Не полностью профинансировано и строительство водозащитных сооружений. Но это не значит, что они не готовы. Соответствующая программа выполнена практически в полном объеме, просто во многих случаях люди трудились бесплатно.
В числе других на работах по ликвидации последствий стихии были задействованы и более двух тысяч военнослужащих гражданской обороны. Ребята работали так самоотверженно, что даже с наступлением холодов местные райгосадминистрации не хотели их отпускать.
Ряд объектов удалось сдать с опережением графика. За два минувших года мы построили 19 мостов! Все они -- капитальные сооружения, которые будут служить людям многие десятилетия. В начале этого месяца был сдан и самый большой мост -- через реку Рика в Хусте. Строившему его киевскому стройуправлению N 2 нельзя не сказать «спасибо». Несколько месяцев люди трудились круглосуточно, чтобы успеть закончить строительство до начала зимы. На открытии моста присутствовал и министр по чрезвычайным ситуациям Василий Дурдинец.
-- И какие планы у министерства на следующий год?
-- В первую очередь будем восстанавливать и наращивать береговые укрепления. Мало кто знает, что Закарпатье по их протяженности занимает второе место в Европе после Голландии. Шутка ли -- около 800 километров дамб и более 10 тысяч рек и ручьев! Природа наградила Закарпатье уникальными ресурсами. И если пользоваться ими с умом и содержать в чистоте и порядке, ноябрь 98-го не повторится.
P. S. Недавно начальник Управления по вопросам МЧС и ГО в Закарпатской области был награжден медалью «За безупречную службу». «ФАКТЫ» поздравляют Александра Гончарко с высокой наградой и желают дальнейших успехов в его нелегкой службе.
«Facty i kommentarii «. 21-Ноябрь-2000. Жизнь.
294Читайте нас у Facebook