Режиссер владимир попков: «в пустующем цехе завода «большевик» кравчука убьют третьим»
Этим летом на Киностудии имени Довженко после нескольких лет затишья ожидается просто неслыханное оживление. На ее базе запускается сразу несколько проектов. Преимущественно совместных с Россией в лице тамошних воротил теле-и кинобизнеса компаний -- «НТВ-профит» и «Киномост». С их стороны -- деньги, с нашей -- творческие силы. Недавно начались съемки детективного телесериала «Оборотень». Роман Балаян на этот раз выступил в роли исполнительного продюсера фильма. Ну, а держать зрителя под гипнозом на протяжении десяти серий будет режиссер Владимир Попков, заслуженно считающийся профессионалом экстра-класса. За тридцать лет работы в кино Владимир Михайлович снял десятки картин, работая не только с признанными звездами первой величины, но и открывая новые имена, запомнившиеся именно по его фильмам.
«Наш зритель объелся зарубежным «мылом»
Ожидается, что и лихо закрученный сюжет «Оборотня» привлечет наше внимание к экрану. Во всяком случае, один из зрителей уже сейчас жутко заинтригован. Как-то утром режиссер, собираясь обсудить детали со сценаристом, набрал номер и сходу заявил: «Вот мы собираемся грохнуть вторую жертву из пистолета в ресторане. Слишком интеллигентно. Может, лучше его топориком по голове в темной подворотне кончим?» «Вы, наверное, ошиблись адресом » -- похолодели от ужаса с той стороны. Этот символический эпизод внушает надежду, что в конечном итоге авторы фильма попадут по адресу.
-- Владимир Михайлович, как к вам попал сценарий «Оборотня»?
-- Я всегда испытывал тягу к жанровому кино, не канонической драме, а к комедии, боевику, детективу. Давно обращал внимание на киевского сценариста Олега Приходько, он много лет работает на Киностудии имени Довженко после ВГИКа. Когда настали трудные времена для кино в Украине, он стал писать детективные романы и весьма успешно издавать их в Москве в серии «Черная кошка». Приходько подготовил сценарий по своему роману «Оборотень», потом исполнительный продюсер нашей картины Роман Балаян встретился с руководством «Киномоста». И там нам предложили сделать телефильм из десяти серий.
-- Почему вы обратились именно на НТВ?
-- Это связано с финансированием. Компания НТВ первая заметила, что зритель, объевшийся зарубежным «мылом», по данным рейтинга, лучше смотрит отечественные сериалы. За полтора месяца мы должны были утвердить и отобрать огромное количество артистов, мест для натурных и интерьерных съемок: у нас действие происходит и в милиции, и в прокуратуре, на квартирах, в ресторанах, дискотеках.
-- Сколько в вашем фильме намечено жертв?
-- Семь. Но убийца у нас -- благородный мститель, поэтому вызывает симпатии авторов. Главных героев двое: пожилой следователь, приверженец буквы закона, и молодой оперативник, его будет играть Алексей Горбунов. Он как раз считает, что со злом надо бороться любой ценой. Съемочный период у нас до конца октября, а к новому году мы должны сдать фильм.
-- Выходит, у соскучившейся по съемкам в кино киевской актерской братии есть шанс сыграть в вашем сериале?
-- На отдельные роли мы пригласили москвичей, но в основном снимать будем наших. Уже пробовали многих актеров из Молодого театра, Театра драмы и комедии, даже в Театральном институте искали оригинальные, «нетрамвайные» лица. Официально у нас 12-часовой рабочий день и один выходной. Одним словом, надо будет как-то доносить свое бренное тело, чтобы оно упало в койку, а в шесть утра подъем -- и снова вперед.
-- Да по нынешним временам это ж счастье: выйти на площадку, крикнуть «Мотор!»
-- Обычно за смену так горло сорвешь, что к вечеру охота крикнуть совсем другое. На самом деле процесс создания фильма весьма далек от того, как его себе представляют непосвященные. Горение, творение, общение с артистами, дружно создающих большое искусство В обстановке конвейерного производства все выглядит несколько иначе.
-- Прямо роман «Утраченные иллюзии». Надо как-то повышать жизненный тонус -- приятным обществом, хорошей музыкой. У вас, кстати, какая музыка будет: оригинальная или «из подбора»?
«Если бы телевидение платило мне за показ моих фильмов, лег бы на диван и ничего не делал»
-- В фильме есть персонаж по фамилии Аркадий Черепанов, популярный исполнитель, который становится одной из жертв. Он как раз будет петь свои собственные песни. На эту роль я специально искал человека музыкального. И мне показалось, что из наших представителей шоу-бизнеса Андрей Кравчук наиболее ей соответствует и по типажу, и по возрасту. Он киногеничен, мне нравится его пластичность, то, как он оформляет свои песни. Предполагается, что для нашей картины Андрей и его автор Константин Гнатенко напишут песню, которая станет саундтреком, лейтмотивной темой. В тексте этой песни должна быть строка, которую убийца пишет на фотографии известной кинодивы и отправляет своим жертвам. Звучит она так: «Мы скоро встретимся с тобой». Эти открытки -- своего рода черная метка. Героя Андрея Кравчука убьют третьим в ночном клубе «Промзона», который расположен в пустующих цехах завода «Большевик».
-- Ну, а преступника вашего поймают, или он уходит?
-- Посмотрим. Все, кто читал эту историю, говорят, что его нельзя ни в коем случае ни убивать, ни сажать. Ожидается, что народ его одобрит.
-- Пока вы снимаете новый фильм, телевидение активно крутит ваши прежние картины. Недавно снова показывали «Сердца трех», «Груз без маркировки», «Год теленка».
-- Да я сейчас вообще один из самых показываемых режиссеров, сам поражаюсь этому феномену. И украинские, и российские каналы с маниакальной последовательностью повторяют «Карусель» с Нееловой и Будрайтисом, «Год теленка» с Муравьевой, Дуровым, Гафтом и Меньшовым, «Грешник» с Ахеджаковой и Филозовым, «Графиню де Монсоро», другие ленты. Может, это связано с тем, что наша студия в свое время продала все картины собственного производства на телевидение. Мы уже давно боремся, чтобы телеканалы какие-то проценты за показы отчисляли режиссеру, композитору, автору сценария, как положено по международному праву. Если бы мне толику мизерную перечисляли за каждый показ, клянусь: лег бы на диван и в мыслях не имел бы снимать кино.
-- Вот тебе раз! Неужели съемки тех времен так отличаются от нынешних?
-- С одной стороны, тогда тоже существовали смета и сроки, но их, надо признать, частенько нарушали. Герман свою совершенно фантастическую картину «Хрусталев, машину!» восемь лет снимал. А я, кстати, всегда гордился тем, что у меня все было в срок, в смету и на высоком идейно-художественном уровне. Я уважительно относился к тем громадным средствам, которые государство выделяло на наши экзерсисы.
«Я актрис только снимал»
-- И какие это были суммы?
-- Односерийный прокатный фильм стоил примерно 400 тысяч рублей. Помните, что это были за деньги?
-- Сорок автомобилей «Волга»? Солидно. В общем, слушая вас, делаю заключение, что режиссер по тем временам был очень обеспеченным человеком. А сколько стоило пригласить такую звезду, как Неелова?
-- Ставки были приличные. Допустим, мы говорим: «Марина Мстиславовна, вот за сколько-то съемочных дней даем две тысячи рублей». Она отвечает: «Ну, за четыре буду сниматься». Тогда директор картины как-то выкраивал внутри своих смет. Или спрашивали у Госкино: «Просим в порядке исключения поднять ставку». Как правило, нам не отказывали.
-- На этом ваши интересные предложения актрисам исчерпывались или, может, вы и другие делали?
-- Я актрис только снимал. Есть режиссеры, которые даже теоретически обосновывают свои претензии интимного плана. Мол, чтобы добиться от актрисы особого контакта и понимания, всего, чего он хочет в кадре, между ними должна быть близость. И тогда она его понимает дальше некуда, только так можно достичь высокого художественного результата. Мне жаловались многие актрисы, что вот, дескать, имярек увел меня в комнату и сказал: «Будешь спать со мной -- буду снимать». Сплошь и рядом такие разговоры ходили. Многие специально их создавали, чтобы набить себе цену: я отказалась у него сниматься, потому что он посягал Ну, бывало, они сами искренне увлекались, это же сплошь интересные люди во всех отношениях
-- Кто -- актрисы?
-- И режиссеры тоже. Романы весьма часто случались и между партнерами.
-- А как Неелова на Будрайтиса реагировала, когда вы их в паре снимали?
-- Между ними ничего такого не происходило, они были старыми приятелями. Будрайтис вообще жуткий семьянин, жену и детей просто обожает, фотографию их достанет и умиляется: «Пузырьки мои». В этом смысле разве что Жигунов с Шевельковым на «Сердцах трех» отличались, хотя тоже уже были пресыщены. Шевельков на съемки с невестой ездил, Жигунов побойчее был, пытался охмурять девушек, и небезуспешно. Честно признаться, в Неелову я и сам был как бы влюблен без дураков, она мне как женщина чрезвычайно нравилась. Марина, наверное, не раз сталкивалась с ситуацией, когда режиссеры начинали намекать и домогаться, потому что они народ часто не очень церемонный, разной степени распущенности
-- Потому что ощущают себя вершителями судеб: назначу -- не назначу.
-- Ну, дело не только в этом, они часто вообще свободных взглядов. И я тогда все время ловил себя на том, что Марина строга и холодна со мной. Начнешь ей что-то рассказывать, она сразу: «Я поняла», и как-то сторонится. Да она вообще человек не особенно коммуникабельный. А роман с Каспаровым у нее начался сразу после нашей картины. Когда я через какое-то время оказался в театре «Современник», она вышла ну такая роскошная, такая сияющая, потрясающе одета, глаза горят. Это сразу бросалось в глаза, потому что так она в жизни довольно тускло выглядит. А тут просто другой человек. Я ей говорю: «Марина Мстиславовна, по-моему, случилось самое страшное -- вы влюбились». И она счастливо утверждает: «Да, это правда». Мое истерзанное сердце страдало непереносимо, но я хорошо владел собой. С Каспаровым связано самое счастливое обстоятельство ее жизни. Доктора утверждали, что она не может иметь детей, хотя ей очень хотелось ребенка. И вот от Гарика, несмотря на пророчества лекарей, она родила девочку. Позже Неелова сказала, что я единственный режиссер, с кем она не успела поссориться. А меня предупреждали, что она такая стерва -- с ума сойти, но мы поладили, когда она почувствовала, что я к ней действительно просто по-человечески очень хорошо отношусь.
-- Интересно вы жили, Владимир Михайлович!
-- Да вообще кино -- это веселый процесс. Прежде существовала какая-то роскошная послесъемочная жизнь, все были молоды, одержимы, народ собирался, что-то затевал. Я сам по себе интроверт и поэтому всегда предпочитал сесть с кем-то тет-а-тет водочки выпить, поговорить. А сейчас для меня съемки -- прежде всего работа.
«Facty i kommentarii «. 01-Август-2000. Культура.
924Читайте нас у Facebook