В канун рождества и нового года владимирский собор в киеве впервые осветился электрическими огнями, а научный мир критиковал учение карла маркса и вовсю обсуждал вопрос, есть ли жизнь на марсе
До конца второго тысячелетия осталось три дня, поэтому, увы, к концу подходит и обзор газетных статей столетней давности. Возможно, сейчас большинство этих заметок могут показаться нам смешными и трогательными, однако они как нельзя лучше помогают понять, с какими мыслями и чувствами встречали люди последний век уходящего тысячелетия.
«Эта годовщина находит не только человечество, но и само христианство еще страшно далеким от чаемого идеала. На пороге наступающего последнего века второго тысячелетия христианства все еще льется человеческая кровь. Льется в обоих полушариях между народами, давно осознавшими закон братства, между последователями одного и того же Христа», -- мрачно констатировали газеты того времени. И от души надеялись, что в будущем веке человечество наконец поумнеет.
А тем временем простые обыватели с головой погрузились в банальные, но приятные предпраздничные хлопоты.
Похищенная икона Божьей Матери в канун Рождества была возвращена во Владимирский собор
Грандиозное событие ожидало киевлян в самый канун Рождества: взамен тусклого света восковых свечей и лампад недавно построенный Владимирский собор должен был осветиться ярким электрическим светом.
« Причтом Киево-Владимирского собора возбуждено было пред киевским епархиальным начальством ходатайство о разрешении заменить восковое освещение в паникадилах электрическим освещением. Ходатайство это епархиальным начальством было удовлетворено. В субботу, 23 декабря во время Всенощного бдения в первый раз было зажжено электричество. Владимирский собор при электрическом освещении имеет довольно торжественный вид. Вопрос об электрическом освещении собора вызван тем, что паникадила с восковыми свечами распространяют сильную копоть, которая неблагоприятно отражается на великолепной стенной живописи, от чего последняя, по наблюдениям причта, начала портиться».
Кстати, в канун Рождества произошло еще одно чудесное событие, связанное с Владимирским собором. В середине декабря оттуда была похищена кое-какая дорогая утварь и (что гораздо ужаснее) икона Божьей Матери. А перед самым рождеством, 23 декабря, все это нашли в доме одного спившегося работяги -- тот сначала отпирался от кражи и даже говорил, что, дескать, икону ему Господь послал. Потом все же сознался в содеянном. Может, не захотел в канун великого праздника брать грех на душу?
Прекрасная в те времена существовала традиция: в дни рождественских праздников даже самые несчастные и обездоленные люди должны были получить свою крупицу радости. Трудно найти людей несчастнее, чем душевнобольные. Но
« По примеру прошлых лет врачи-психиатры не забывают, что праздник Рождества Спасителя и для больных представляет, быть может, одно из наиболее сохранившихся дорогих воспоминаний. На днях предлагается вечер в Кирилловской больнице для душевнобольных, а в четверг, 28 декабря был устроен вокально-музыкальный и танцевальный вечер для больных частной лечебницы на Подоле. В 6 часов больные и несколько приглашенных лиц из публики собрались в здании лечебницы, и начались танцы. Затем исполнено было несколько номеров пения соло, дуэтом и хоровых песен и декламации. Вечер прошел весьма оживленно».
«Всевозможные бациллы оставляют Киев-град»
Тем временем здоровые и богатые тоже вовсю развлекались, разыгрывая для собственного удовольствия новогодние мини-пьески. Эти «святочные фантазии» и «волшебные сказки из мира сновидений, чудес и превращений» даже в газетах публиковались. Драматические шедевры не обходились, конечно же, без бессмертных строк типа
«Дед Мороз Красный нос. Зиму ты с собой принес».
Но были там и куда более забавные куплеты, так сказать, на злобу дня. Нужно заметить, что перед самым Рождеством теплая, гнилая и гриппозная погодка в Киеве наконец сменилась настоящими морозами. И вот на радостях один (увы, оставшийся безымянным) автор новогоднего водевильчика специально написал по этому случаю песню микробов.
« Больше выдержать нет силы Киевлянин будет рад Всевозможные бациллы Оставляют Киев-град.
И ликуют человеки Настала зимняя пора. Недовольны лишь аптеки, а может быть, и доктора.
Итак, адью, наш Киев милый. Немало здесь гостили мы. Но удаляются бациллы По наступлению зимы. »
А для бедных журналистов и литераторов настали наконец горячие деньки: пришло время развлекать читателей всевозможными душещипательными рождественскими историями. Заколачивая гонорары, пишущий народ не забывал подшучивать над собой:
« В эту святочную ночь я как тень отца Гамлета брожу по городу и не нахожу покоя. Все люди отдыхают, а я обречен испечь 22 святочных рассказа. Слава Богу, рассказы получились довольно страшные. Буду продавать их по 25 копеек за фунт и дороже».
На предпраздничных распродажах в киевских магазинах предлагались «жакеты дамские на меху, пуху и вате»
В предпраздничные дни много писать приходилось не только штатным сочинителям. Все остальные тоже ломали перья, строча родным и знакомым поздравления с наступающими праздниками. А почтовое ведомство заблаговременно готовилось к валу поздравительных писем:
« Озабочиваясь возможностью своевременной доставки адресатам поздравительных карточек к празднику Рождества Христова и Новому году, начальник киевского почтово-телеграфного округа просит господ корреспондентов оказать почтово-телеграфному ведомству содействие заблаговременно, начиная с 20 декабря, опусканием этих карточек в почтовые ящики, выставленные в разных местах города Киева. На оболочках, в которые будут заключаться карточки, необходимо обозначить сверху «Рождественская» или «Новогодняя», и, если возможно, подчеркивать эти слова. Вынутые из почтовых ящиков письма или бандероли с такими надписями будут храниться на почтах вплоть до наступления праздника Рожедства Христова или Нового года, а затем доставляться по принадлежности».
Не следует забывать, что кроме письменных поздравлений в обществе существовала еще и традиция рождественских и новогодних визитов. В связи с этим командование Киевского гарнизона издало специальный приказ: «Для офицеров Киевского гарнизона посланные карточки заменяют визит и роспись в книге для гостей». И даже предложило господам офицерам приобретать для этого «специальные конверты с марками по 7 копеек». Заботилось, стало быть, о том, чтобы военные не тратили время на пустяки. А может, не только время, но и здоровье -- небось выпивалось офицерами во время этих визитов немало горячительных напитков.
Письма письмами, а какой же праздник обходится без новогодних подарков? Поэтому в предпраздничных номерах газет рекламы было чуть ли не в полтора раза больше, чем обычно. До красочности нынешних рекламных плакатов ей, конечно, далеко. Но при отсутствии в тогдашних газетах красивой верстки вообще и цветной печати в частности реклама блистала другими достоинствами. Так сказать, литературными:
« Деньги скоро разойдутся, Шелк и бархат изнесутся, И букет в момент завянет, И конфектов в день не станет. Праздник близко -- на носу. Что ж я милой принесу? В день рождения Христова Что ж купить мне ей такого? Чтоб она меня любила, Чтоб вовеки не забыла?»
И вывод: магазин «Бижутри» с ювелирной мастерской на Галицком (Еврейском) базаре (дом Бульона, номер 16) предлагает большой выбор ювелирных украшений. «Diamonds are the girls' best friends», одним словом.
А магазин «Лион» (Прорезная, 1) соблазнял покупателей тем, что « В богатом выборе получены к праздникам альбомы, несессеры, ридикюли, кошельки, куклы и фарфоровые вещи. В большом выборе галстуки и белье. Кроме того, предлагаются жакеты дамские на меху, пуху и вате».
«Яркая звезда Карла Маркса понемногу гаснет»
К слову, «жакеты дамские» -- вообще отдельная тема. На рубеже веков бедные женщины несказанно мучались, затягивая на талии до обмороков жесткие корсеты, привязывая (для пущей красоты) специальные подушечки к задницам, да и просто путаясь в разнообразных нижних юбках, панталонах, комбинациях, чулках и подвязках. (О том, как они справлялись с «критическими днями», даже подумать страшно!). Но скоро, скоро должна была наступить долгожданная революция в женском костюме! Ее предвестники уже давали о себе знать.
« На днях жители лондонского квартала Бэйзуотер были поражены оригинальным зрелищем: бесчисленное множество женщин всяких возрастов -- дам, девиц, молодых, старых, хорошеньких, безобразных дефилировали по улицам названного квартала в шальварах зуавского покроя. Все эти дамы шли на собрание, созванное для обсужения реформы женского костюма Дамским союзом, известым под именем Rational Dress League. Эта лига существует уже несколько лет, но успехи ее пропаганды были несколько замедлены возникшей войной с Трансваалем, которая обратила на себя внимание английского общества совершенно в иную сторону. Теперь лигистки пришли к заключению, что настало время заняться этим вопросом. Одна из дам, виконтесса Гербертон, в пламенной речи доказывала, что мода на длинные юбки, которые подметают улицы своими подолами -- одна из главных причин того, что женщины занимают более низкое положение в общественной жизни, чем мужчины».
В это же время директор итальянских почт объявил в своем годичном рапорте о том, что увольняет из подведомственных учреждений дам, взятых на службу в виде эксперимента.
« Согласно неопровержимым данным, работа женщин не может конкурировать с мужской. Женщина на государственнй службе, -- заключает он в своем рапорте, -- скорее вредна, чем полезна».
Заглянул бы он сегодня на любую почту, в собес или другую государственную контору! Сволочь
Между тем накануне Нового года английские корреспонденты телеграфировали об одном неотвратимо приближающемся печальном событии:
« Королева Виктория больна, и, несмотря на официальные опровержения, все коружающие находятся в большой тревоге. Ведь силы ее с каждым днем падают. Вопреки настояниям врачей королева все-таки ежедневно делает прогулку после обеда, по своей привычке. Но хотя врачи и уступили этуму желанию королевы, они все же настоятельно требуют перемены климата, так что в конце января возможно прибытие ее в Ниццу».
Возможно, в то время немногие осознавали, что вместе с английской королевой Викторией уходила в прошлое целая эпоха. А приметы новой эры можно было наблюдать, отсматривая свежую кинохронику.
« Новые поражающие картины живой движущейся фотографии знаменитого аппарата синематографа Люмиэра. Европейско-китайская война: европейские войска берут штурмом Пекин. Англо-трансваальская война: десять картин выдающихся событий. Масса картин комических и из детской жизни. Пять трагических картин: бой быков в Испании, дуэль на пстолетах. Комические -- драка женщин. Картины производят сильное впечатление. Подробности в афишах, о дне сеанса будет объявлено особо. Директор «Синематографа Люмиэра» Т. Г. Аксенов обращается с просьбой не смешивать настоящий синематограф с так называемыми кинематографами, которые появились в Киеве и вводят публику в заблуждение».
Газетные отчеты о научных спорах того времени свидетельствовали также о том, что близится эра великих космических открытий. Одной из главных тем для обсуждения был вопрос, есть ли жизнь на Марсе. Правда «ни к какому положительному заключению ученые пока не пришли».
С болью в сердце, ей-Богу, читаешь рецензию на готовящийся к изданию сборник трудов Бернштейна, пришедшего к выводу, что «Яркая звезда Карла Маркса понемногу гаснет. В его учении даже благоговейные ученики стали замечать много прорех». Знали бы они, чем еще обернется это учение!..
Напоследок хотелось бы вспомнить об одном удивительном совпадении: новый век для наших прадедов и прабабок начался тоже в ночь с воскресенья на понедельник (по старому стилю, разумеется). В этот воскресный вечер 31 декабря 1900 года, пока хозяйки хлопотали над праздничным ужином, а детишки бесились в гостинных под елочками, почтенные отцы семейств солидно почитывали газеты, дружно посвятившие передовые статьи последнего в столетии номера итогам уходящего века:
« Сегодня в 12 часов ночи закончится XIX столетие. Век прожить -- не поле перейти. И хотелось бы добром помянуть столетнего старца. Но голос совести останавливает, и не знаешь, сожалеть или радоваться вечной разлуке. Вспоминается, что это был век пара и электричества, век величайших открытий и изобретений, высоко поднявших культуру человека, век господства точного знания, точных наук. Но вспоминается также нервоз и вырождение целого поколения. Хочется сказать, что это был век анархии духовной и материальной, высшего расцвета меркантилизма и полнейшего падения идеалов».
А нам-то сегодня век XIX кажется тихой идиллической порой! Эх, знали бы наши прадеды, что ждет людей в следующие сто лет, не спешили бы прощаться со стариком. Впрочем, как знать, может быть, нашим правнукам конец второго тысячелетия покажется золотым времечком
404Читайте нас у Facebook