Потерявший из-за гриппа в восемнадцать лет зрение андрей самойленко стал юристом, преподает и мечтает быть ректором университета имени тараса шевченко
После праздников юноша приболел, но расслабляться было некогда -- последний семестр в техникуме, впереди защита диплома. Думал как-то перетерпеть, мол, все обойдется. К врачу обратился, когда стало совсем худо. Что было после, парень почти не помнит. Очнувшись в больничной палате, увидел рядом маму. Спросил у нее, какое сегодня число. Было 15 февраля. Завтра день рождения отца, сразу вспомнил Андрей. Попросил маму поздравить его, и только потом понял, что болеет уже целый месяц.
Грипп, который Андрей пытался переходить на ногах, вызвал тяжелейшее осложнение -- за время болезни парень перенес даже клиническую смерть. Но теперь казалось, что худшее уже позади. Начал думать о том, как будет подгонять учебу в техникуме. Только вот видел почему-то очень плохо, все вокруг было окутано серой дымкой. Сначала думал, что это просто слабость после болезни. Но тьма вокруг постепенно сгущалась, и вскоре Андрей совсем ослеп.
«Если выжил -- значит, у меня есть шанс»
Мать стала возить сына по самым престижным офтальмологическим клиникам. Но нигде юноше не смогли помочь. Вследствие болезни произошло отслоение сетчатки глаза, обнаруженное слишком поздно.
Вот тогда-то наступила тяжелейшая депрессия. Андрей чувствовал себя одиноким, как будто вырванным из жизни. Любимая девушка оставила его, с друзьями тоже как-то не складывалось. Товарищи по техникуму, получив дипломы, разъехались по домам. Конечно, родные успокаивали Андрея, пытались как-то поддержать.
Но он все время думал о том, что стал для семьи обузой. Отец Андрея уже давно и тяжело болел, а в последнее время был прикован к постели. Мама одна тянула всю семью, ей нужно было ставить на ноги еще и младшего сына. Ведь Андрей и в техникум пошел после восьмого класса, потому что хотел как можно скорее стать матери подмогой.
И вот теперь, казалось, все планы разрушены, а впереди его ожидают только тьма и одиночество Зачем жить?
-- Если бы не мой троюродный брат Владимир, я, наверное, решился бы на последний шаг, -- рассказывает Андрей. -- Володя на три года младше меня, но тем не менее вполне сформировавшийся и зрелый человек. Общение с ним помогло мне переосмыслить ситуацию и понять: если выжил -- значит, есть шанс!
«Хочешь сам зарабатывать свой хлеб -- учись на юриста »
Андрей все-таки решил закончить учебу в техникуме. Уже в августе досдал экзамены и получил диплом. К сожалению, о работе по специальности ветеринара не могло быть и речи.
-- Тогда я пошел работать в Украинское общество слепых, -- продолжает рассказ Андрюша. -- Необходимо было научиться жить в новых условиях. Освоил азбуку Брайля. А самое главное, общался с людьми, которые, как и я, были незрячими, но, несмотря на это, жили полноценной жизнью. Работали, создавали семьи, растили детей. Пришло понимание, что на моих проблемах свет клином не сошелся.
Однако всю жизнь клеить коробочки (а в УОСе могли предложить только такую работу) не хотелось. И тогда я стал думать о том, что нужно учиться дальше. Мой наставник Анатолий Матусевич, работавший тогда в УОСе инженером по реабилитации, посоветовал: «Если хочешь сам зарабатывать себе на хлеб -- учись на юриста». Гуманитарные науки мне всегда легко давались, так что я сдал экзамены и стал студентом Национального университета имени Тараса Шевченко.
«С магнитофоном ходил на занятия, записывал лекции на кассеты»
-- Учеба в вузе -- это конспекты, учебники, с ними и у обычных студентов хлопот хватает. А как вы учились, есть ли какие-то специальные пособия для незрячих?
-- Сейчас есть. Тогда, в годы перестройки, у всех студентов были с этим проблемы: старые учебники, перенасыщенные всякими «измами», никуда не годились, а новых еще не было. Выручали конспекты. А меня -- магнитофон «Легенда». С этой бандурой ходил на лекции, записывал все на кассеты, дома перегонял на бобины. До сих пор храню их. Правда, прогуливать не приходилось. За все время учебы у меня почти не было пропусков.
С остальными трудностями помогали справляться родные. Сначала меня сопровождали в университет мама или брат. Потом я и сам освоил этот маршрут. Кроме меня, в группе был еще один незрячий, Степан Филипп, ослепший в пять лет. Он был более приспособленным к жизни в темноте, помогал мне приобретать необходимые навыки, чтобы стать более самостоятельным.
Университет я закончил с отличием, сдал экзамены в аспирантуру. Мы сдружились с незрячими студентами, учившимися на других факультетах. Вместе нашли спонсоров, которые помогли нам купить компьютеры, специальное оснащение и программы для незрячих. Это значительно расширило наши возможности не только в учебе. Фантастика, детективы и даже романы прошлого века можно считывать с компьютерных дисков. Хотите послушать?
Андрей продемонстрировал возможности своего «чтеца». Металлический голос произносил слова даже с некоторым оттенком эмоций, но с непривычки понять его было довольно сложно.
-- А вот кандидатскую так и не защитил. На стипендию аспиранта особо не разживешься. Расходы у меня довольно большие. Только перевод одной книги в компьютерный вариант стоит 10 долларов. А без них мне в моей специализации (хозяйственное право) -- просто никуда. Чтобы выбраться куда-то (ведь не всегда родные могут меня сопровождать), мне приходится просить друзей моего младшего брата работать моим секретарем. За небольшую плату, конечно.
«Благодаря радио я нашел свою идеальную женщину»
-- Работы хватает?
-- С работой было довольно трудно. Посылаешь резюме -- ответ положительный, приходите на собеседование. А при личной встрече звучало: «Инвалид нам не нужен». И даже не интересовались деловыми качествами.
Мне помогли однокурсники -- стали подбрасывать кое-какие дела. Пока они плавали в море бизнеса, я занимался штудированием законов и был в курсе последних изменений законодательства.
Я давно хотел преподавать, но возможности найти такую работу не представлялось. Однажды на семинаре по правам инвалидов я познакомился с Татьяной Яблонской, координатором программ Украино-американского бюро защиты прав человека. Она и помогла мне частично осуществить свою мечту, теперь я веду семинары в Соломоновом университете. Сейчас можно помечтать и о том, чтобы мой родной Университет имени Тараса Шевченко встретил свое 200-летие под моим руководством.
Мягкие жесты, красивые руки, ухоженная окладистая борода, немного лукавая улыбка. Весь облик Андрея излучает спокойствие и огромную внутреннюю силу. Вполне вероятно, что его мечта сбудется. И совершенно невозможно поверить в то, что когда-то этот человек хотел уйти из жизни.
-- Все же дела делами, а как личная жизнь?
-- Тут была пустота. Когда понимаешь, что, несмотря на препятствия, можешь чего-то добиться, невольно возникает вопрос, зачем все это, если рядом нет близкого человека, который разделит с тобой успех или неудачу. Я скрашивал свое одиночество книгами, вечеринками с друзьями, слушал радиопередачи. Именно благодаря радио удалось найти свою идеальную женщину.
Как-то по радио шла передача о мужском и женском идеале. Я тоже позвонил, рассказал о том, какой представляю идеальную женщину. Ведущий спросил, женат ли я. И когда узнал, что нет, предложил оставить телефон -- вдруг кто-то отзовется. В тот же день позвонила Инна.
«Одним звонком он завоевал меня, мою маму и Катеньку»
Во время нашего разговора «идеальная женщина» сидит рядом с мужем и улыбается.
-- Инна, а почему же вы все-таки позвонили?
-- Все произошло неожиданно и как-будто даже не всерьез. В тот день я пришла домой после работы. А моя младшая сестра Ира, заядлая «радиоманка», говорит: «Только что в эфире был парень, он просто мечтает о тебе. Я и телефон его записала. Позвони». Приставала ко мне полчаса. Ну, я взяла и позвонила, а в отместку сестренке назвалась ее именем. Андрей выложил мне все о себе: в эфире он не сообщил, что незрячий. Тогда желание шутить пропало, и я попрощалась с ним. Положила трубку, но что-то затронуло мою душу.
Через несколько дней было Крещение. Подумала: может, Андрею сейчас одиноко. Меня никто не баловал излишним вниманием, я знаю, что такое одиночество. Поэтому решила позвонить ему и поздравить. Так мы стали перезваниваться, а потом и встречаться. И вдруг через несколько месяцев Андрей пропал. Поначалу я немного рассердилась, потом подумала: «Баба с возу »
-- Инна напугала меня, -- оправдывается Андрей. -- Она-то была «девушкой моей мечты», а вот когда рассказала, каким должен быть ее «принц», я призадумался: смогу ли соответствовать. Хотя, наверное, это еще больше захватило меня, она относилась ко мне, без жалости, как к нормальному мужчине.
«Папа, когда ты будешь видеть?»
-- Я уже стала понемногу забывать свой необычный роман, -- продолжает Инна. -- И вдруг Андрей появился снова. Да еще как. Был день рождения моей дочурки, вся семья сидела за праздничным столом. Зазвонил телефон -- мужской голос попросил именинницу. Катюшка (ей тогда исполнилось четыре года), прямо вся преобразилась: «Кто бы это мог быть?». Это был Андрей. Одним звонком он завоевал меня, мою маму и Катеньку.
Конечно, сердиться я перестала. Мы снова стали встречаться. На этот раз Андрей перешел к решительным действиям, сделав мне предложение. Решиться было трудно. Мама говорила мне: «Один раз ты уже вляпалась, подумай хорошенько». Еще я не знала, как дочь воспримет то, что Андрей незрячий? Но он помог мне развеять все сомнения. Интересно, что маму сразу просто очаровал.
Катенька поначалу испугалась его бороды: «Уйди, ты, колючий!». Теперь ласково называет его ежиком. Кстати, девчушку никто не учил называть Андрея папой. Она сама почувствовала тепло его души и откликнулась на это. Еще бы, Андрей такие сказки для нее придумывает. О ее любимом «Камазика». (Кате, как всем девочкам, дарили кукол, а крестный дедушка подарил машинку -- КамАЗ. С тех пор у Кати появился новый любимый герой).
-- Что делать, -- говорит Андрей, -- телевизора у нас нет. Пока жил один, необходимости в нем не было. А сейчас еще не успел заработать. Вот и приходится изощряться, чтобы чадо не скучало. Недавно переделал сказочку о трех поросятах -- теперь это три «КамАзика», за которыми гоняется злой и огромный «БелАЗ».
Только недавно Катя стала спрашивать: «Папа, когда ты будешь видеть».
-- Неужели нет никакой надежды на выздоровление?
-- Теоретически есть. Я уже говорил, что мы с мамой объездили множество клиник. Обследование показало, что глазной нерв жив. Но никто не смог оказать мне реальную помощь. А путешествовать в поисках неизвестно чего нет времени. Но с тех пор как со мной Инна и Катюша, у меня появился новый стимул в жизни: хочу работать, чтобы обеспечить их. Кроме того, вернулся к кандидатской диссертации. Так что поеду куда-нибудь, как только буду иметь гарантию, что мне там помогут.
«Facty i kommentarii «. 8 февраля 2000. Человек и общество
385
Читайте нас у Facebook