ПОИСК
Культура та мистецтво

Аркадий гашинский мог пить вино из женской туфельки, танцевать лезгинку и был любим екатериной фурцевой

0:00 29 липня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Сегодня исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося украинского актера Театра им. И. Франко

Из досье «ФАКТОВ». Гашинский Аркадий Евгеньевич родился 29 июля 1920 года в Мелитополе, умер 13 декабря 1991 года в Киеве. С 1948 по 1990 год -- актер Киевского театра им. И. Франко. В 1971 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. С 1969 по 1975 год преподавал в драматической студии при Театре им. И. Франко, с 1980 года -- в Театральном институте им. И. Карпенко-Карого.

Снялся в фильмах: «Кровь людская -- не водица», «Как закалялась сталь», Серебряный тренер», «Рожденная революцией», «Триста лет тому»…

Большинство актерских биографий начинается с детской влюбленности в театр. У него все было иначе -- он мечтал об архитектуре, но судьба готовила ему иное предназначение. Неожиданная встреча с театром перевернула всю его жизнь. О его актерском обаянии ходили легенды. В то время «железная леди советской культуры» Екатерина Фурцева, после московской премьеры «Ярослава Мудрого», потрясенная талантом актера, подписала указ о присвоении ему звания народного артиста СССР.

А начиналось все с детства в южном городке Мелитополь и драмкружка в архитектурно-строительном техникуме. Потом был Харьковский театральный институт, война, эвакуация и встреча с МХАТом, окончательно решившая его судьбу. В 1945 году Аркадий Гашинский закончил ГИТИСа им. А. Луначарского (мастерскую легендарного Михаила Тарханова).

РЕКЛАМА

В Харькове Аркадий Гашинский познакомился с красавицей Валентиной Пивторадней, которая стала его женой и на целых 15 лет -- партнершей по сцене, сначала в Молодом театре, затем в Театре им. И. Франко. Попав в театре под сокращение, Валентина Пивторадня восприняла это как трагедию и начала пить. Но Аркадий Евгеньевич никогда не упрекал ее, по-прежнему любил ее и был до конца ей предан.

На сцене он создавал очень яркие, притягательные образы. После спектакля «Антигона» толпа не давала ему пройти, его машина была буквально завалена цветами. Он был очень трудолюбивым, безумно ценил все указания режиссера, не входил не в какие театральные группировки. Франковцы называли его князем, настолько он всегда был ухожен и элегантен.

РЕКЛАМА

В жизни он был простым, общительным, всегда подтянутым. Хотя порой очень заводным. Часто после застолья говорил: поехали к цыганам. Мог пить вино из женской туфли, танцевать лезгинку.

Вспоминает франковец Владимир Гончаров: «Мы когда-то отдыхали компанией на Десне. Развели костер, причем огромный, метров пять высотой. Помню, после ужина, после тостов, которые поднимали не только за искусство, но и за жизнь, и за женщин, вдруг Гашинский заматывает полотенцем свою пышную шевелюру и прыгает через костер. Вот такой он был. »

РЕКЛАМА

И еще у него было одно редкое теперь качество -- совесть. Трудно себе представить, чтобы он мог что-то просить для себя, кричать о своих заслугах перед Родиной. Хотя имел высокие звания и награды. Он жил в скромной двухкомнатной квартире на проспекте Победы, в очень шумном месте. Его сын, Евгений Гашинский, заслуженный артист Украины, работал в Николаевском русском театре. И когда Аркадию Евгеньевичу советовали перевести его в Киев, он отвечал: «Ни в коем случае. Он должен сам пробиться, это его дело».

Вскоре на семью обрушилось еще одно горе: трагически погиб единственный сын Евгений. А потом был случай, когда во франковской постановке «Мастера и Маргариты» на роль Воланда, которую так мечтал сыграть Аркадий Евгеньевич, пришел молодой актер, и Гашинского отстранили. Он обиделся, глубоко переживал. Мастер понимал, что постепенно отдаляется от театра. Ему совесть не позволяла находиться в театре, ничего не делать и получать зарплату. И он ушел.

Гашинский был терпеливый и с достоинством принимал все беды, которые на него обрушивались. Когда Аркадий Евгеньевич заболел и почувствовал всю безысходность своего положения, его волновало только то, что его Валечка останется одна. Когда его не стало, она перестала подходить к телефону, включать телевизор, практически не с кем не общалась. Замкнулась в своем горе и уже не жила, а просто ждала мгновения, когда сможет пойти за ним. Единственной отдушиной для нее было радио. Она слушала его с надежной услышать его голос. И когда такое случалось, была счастлива.

Валентина Макаровна умерла в одиночестве, и лишь спустя какое-то время об этом узнали близкие. И только через девять лет после смерти Аркадия Гашинского и три года -- после смерти Валентины Пивторадни на их могиле на Байковом появился скромный памятник с надписью: «От друга Сашка».

1578

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів