Сложившийся в крыму паритет власти, при всех его плюсах и минусах, работает на людей
Президиум крымского парламента в последний день весны приостановил на месяц отставку правительства автономии. Документ об отставке было решено «не обнародовать до урегулирования Верховным Советом АРК вопроса о порядке введения его в действие». По сути, саму отставку президиум не отменил -- просто вопрос «завис» до следующей сессии крымского парламента, открытие которой назначено на 21 июня. Похоже, начала очередной сессии ждут и пикетирующие здание Верховного Совета крымские татары. Сложившуюся ситуацию «ФАКТАМ» прокомментировал постоянный представитель Президента Украины в Крыму Анатолий Корнейчук.
-- Анатолий Васильевич, какие основные требования выдвигают крымские татары, разбившие 18 мая палаточный городок у стен парламента автономии, и что может предложить им власть?
-- Практически все требования, фигурирующие на их лозунгах, -- от роспуска Верховного Совета АРК и введения прямого президентского правления до перепаевания земли -- из разряда трудноразрешимых. Например, вопрос о перепаевании. В 1995 году был подписан Указ Президента о принципах паевого раздела земли. В Крыму земельные сертификаты получили около 200 тысяч членов коллективных хозяйств, в том числе 18,3 тысячи крымских татар. В КСП землей наделялись все работающие, независимо от национальности.
В середине 1999 года был подписан еще один Указ Президента о дополнительных мерах по выделению земельных участков гражданам. Он давал право получить землю не только депортированным, но и работникам социальной сферы. Однако спрос на землю оставался незначительным. Ситуация резко изменилась после 3 декабря, когда Леонид Кучма издал Указ о реформировании аграрного сектора экономики, в котором земля обрела реальные контуры товара. Тут-то и возник ажиотажный спрос, родилась идея перепаевания.
С просьбой выделить землю для подсобного или фермерского хозяйства обратились 80 тысяч крымчан, из них 47 тысяч — крымские татары. 52 тысячи (в том числе 25 тысяч татар) такое право получили. Но далеко не все спешат оформить документы. Ажиотаж создан искусственно. Ведь право на землю ко многому обязывает: нужно платить земельный налог, обрабатывать участок или оформить на него аренду. Иначе землю могут просто изъять, как того требует закон.
Митингующие у стен парламента требуют перепаевания, не задумываясь, возможно ли это в принципе. На сегодняшний день 220 хозяйств Крыма реформировались в 320 сельхозпредприятий -- в частные предприятия, кооперативы, АО, ООО Изменились и внутрипроизводственные отношения. И по закону землю изымать нельзя. Невозможно начать с чистого листа, не ввергнув сельское хозяйство автономии в хаос. Те, кто настаивает на издании специального указа на этот счет, по сути, инициируют нарушение закона. В Крыму ведь есть возможность удовлетворить потребность в земле из запаса или резервного фонда. Но складывается впечатление, что перепаевание нужно отдельным политикам ради самого перепаевания.
-- И все же власти собираются как-то унимать страсти?
-- В ближайшее время мы планируем провести еще одно рабочее совещание с участием министра сельского хозяйства, специалистов комитета по земельным ресурсам и крымскотатарских лидеров. Надо искать компромисс. Согласитесь, человеку, желающему работать на земле, безразлично, как будет называться полученный им гектар, -- участком для ведения подсобного хозяйства или земельным паем.
-- Анатолий Васильевич, как вы относитесь к ситуации с отставкой крымского правительства? И что думает по этому поводу Президент?
-- Надо заметить, что после ежегодной смены правительств в Крыму команда Сергея Куницына продержалась все-таки рекордный срок — два года. Но дело в том, что между исполнительной и представительской властями изначально заложен антагонизм. К тому же в автономии сегодня нет закона о Совмине, который бы четко регламентировал его деятельность. А правительство можно обвинить во всем, и парламент будет прав. Невыплаченная вовремя зарплата — чем не причина для отставки? Однако любая работа должна оцениваться цифрами. За два года правительство Куницына заметно улучшило ситуацию, объем промышленного производства в прошлом году вырос на 25%. Положительная динамика сохраняется и в этом году, идет сокращение задолженности по зарплатам и пенсиям.
-- Так в чем же дело?
-- На мой взгляд, Совмин делает все возможное -- с учетом реальных условий. Другое дело, что команда Куницына не устраивает кого-то в силу каких-то политических, финансовых или личных пристрастий. Что есть, то есть. Но ведь убрать правительство -- дело нехитрое, а сформировать работоспособное новое крайне сложно. Частая же смена правительств никогда не приводила к положительным результатам.
К тому же отставка прошла без ведома Леонида Кучмы, хотя именно Президент по Конституции Украины вправе принимать или не принимать ту или иную отставку. А чтобы ситуация стабилизировалась, на первый план должны выходить не чьи-то финансовые и личные интересы, а интересы населения полуострова, простых людей. Сегодня и правительство в лице Сергея Куницына, и Верховный Совет в лице Леонида Грача стремятся что-то сделать для крымчан, оправдать их доверие. Президент это понимает и принимает соответствующие решения. В свое время он не позволил поменять спикера парламента Крыма, сегодня он не позволяет менять правительство Куницына. При всех плюсах и минусах, тот паритет власти, который сегодня сложился в Крыму, работает на людей, на государство. А Леонид Кучма в своих действиях руководствуется именно государственными интересами. И окончательное решение всегда остается за Президентом.
«Facty i kommentarii «. 06-Июнь-2000. Политика.
378Читайте нас у Facebook