16-летний саша, облитый ацетоном прямо в классе, вспыхнул как факел
Об этой трагической истории «ФАКТЫ» уже сообщали (22. 02. 2000 г. ). 21 февраля в одной из симферопольских школ ученик 11 класса Олег Семенов (имя и фамилия мальчика изменены по этическим соображениям) облил своего одноклассника Сашу смесью эфира и ацетона и поджег. Когда приехала «скорая» и Саше прямо в машине стали делать противошоковый укол, по рации сообщили, что с балкона 19-го этажа жилого дома на Московской площади выбросился мальчик. В тот момент ни Саша, ни его одноклассники еще не знали, что это был Олег. Расстояние от школы до этого здания -- примерно километр, его подросток преодолел бегом.
«Я еще успел подумать, что это вода»
Когда корреспондент «Фактов» беседовал с Сашей, в палате собрались его родственники -- мама Татьяна Викторовна, младшая сестренка Света, бабушка и тетя. Они смотрели на мальчика со слезами на глазах, понимая, какую боль ему приходится терпеть. По словам дежурного врача Евгения Кунгеля, Саша получил ожоги I, II и III степени, у него обожжены голова, грудь, шея, правая рука, а также верхние дыхательные пути. Не исключено, что на шее придется сделать несколько пластических операций.
-- В четверг на одном из уроков у Олега украли очки, -- рассказывает Саша, худенький русоволосый подросток. Лежа на больничной койке, парень пытается жестикулировать перевязанной рукой и морщится от боли. -- Он сразу же подскочил ко мне и начал ругаться. Я сказал, что не брал его очки. После урока подошел к нему и предложил извиниться -- я ведь действительно не брал их. Но Олег отказался. После уроков мы вышли из школы, и я сказал Олегу, что нам нужно поговорить. Мы слегка подрались. А в пятницу друг с другом не разговаривали. В понедельник на первой паре у нас по расписанию был русский язык. После урока все стали переходить в кабинет химии. Я сидел за предпоследней партой и заканчивал контрольную. Олег, дождавшись, когда мы останемся одни, подошел ко мне. Сначала я решил, что он собирается одеться, так как вешалка находится возле моей парты. В этот момент Олег чем-то брызнул на меня. Я еще успел подумать, что это вода. А когда поднял голову, вспыхнуло пламя.
Саша до сих пор не может точно сказать, чем его облил Олег -- то ли эфиром, то ли ацетоном. 16-летний подросток вспыхнул как факел, а поджигатель бросился прочь из класса. Саша не закричал, хотя резкая боль охватила лицо и руки, заполыхал свитер. Благо, он сидел за партой, низко наклонив голову, и горючая жидкость не попала ему в глаза. Если бы пламя ослепило мальчика, последствия были бы намного серьезнее.
«Я натянул свитер на лицо, чтобы потушить пламя, -- продолжает Саша. -- Но это не помогло. Потом выскочил в коридор и побежал. Увидев какое-то ведро с водой, вылил себе на голову. Схватил половую тряпку и сбил пламя в тех местах, куда не попала вода».
Саша не потерял сознание. Сообразив, что помочь ему могут только врачи, побежал в медпункт. К счастью, медсестра оказалась на месте -- она и оказала Саше первую помощь и вызвала «скорую», которая отвезла его в ожоговое отделение 6-й горбольницы.
Татьяна Викторовна была дома, когда раздался телефонный звонок. Ее просили срочно приехать в школу, где ей и сообщили, что сын получил ожоги -- одноклассник плеснул на него ацетоном. О том, что Саша чуть не сгорел, мама узнала только в больнице.
Жизнь Татьяны Викторовны счастливой не назовешь. Через восемь месяцев после рождения Саши она разошлась с мужем, воспитывала мальчика сама. Встретив другого мужчину, думала, что он станет опорой в жизни. Родила от него дочку -- сейчас девочке 12 лет. Но и со вторым мужем жизнь не сложилась. Теперь Татьяна Викторовна живет одна, алименты не получает. Женщина работает на дому, но этих денег не хватает даже на самое необходимое. По ее словам, Саша в нынешнюю школу ходит с пятого класса. Так что в 11-Б он не новичок, мальчики знали друг друга давным-давно.
О самоубийстве двух студентов Олег узнал из телепередачи
«Олег был самым младшим в классе, -- вспоминает классный руководитель 11-Б класса Людмила Петровна. -- До того как его родители переехали в наш микрорайон, мальчик учился в математической школе. Он очень любил точные науки -- физику, химию и математику. На моих уроках -- я преподаю математику -- мне с Олегом было очень легко, он на лету все схватывал. В прошлом году к нам пришла новая учительница физики, она сразу заметила способности Олега. На ее уроках мальчик был палочкой-выручалочкой, участвовал в международных олимпиадах. В 10-м классе посещал центр одаренных детей, где проводил занятия преподаватель Крымского госуниверситета».
А вот на уроках по гуманитарным наукам Олегу было скучно. Получив на лето новые учебники по биологии, истории и литературе, он успевал за каникулы их прочитать и приходил осенью в школу уже подготовленным. Причем круг его интересов был достаточно широк, он много читал, интересовался историей.
Обладая острым умом, Олег, тем не менее, очень часто вел себя, как младшеклассник. Он мог ловко подставить ножку однокласснику или, к примеру, принести на урок игрушечную машинку, не дружил с девочками. «Все они одинаковые, ни одна не нравится», -- говорил он Людмиле Петровне. А в нынешнем году Олег окончательно решил поступать на физический факультет университета, записался на подготовительные курсы. «Не обижайтесь, Людмила Петровна, -- но физика мне ближе. Математика несколько суховата», -- объяснял он.
Саша, в отличие от интеллектуала Олега, по натуре труженик. Вся одежда, которая была на нем в тот трагический понедельник, была куплена на его собственные деньги, заработанные летом. Саша рано повзрослел, потому что рос без отца. У себя дома он все делает собственными руками -- чинит электропроводку, штукатурит и белит, охотно помогает бабушке. Да и в классе Саша был неформальным лидером. Надо, к примеру, мебель в классе подремонтировать -- «Саша, ребят организуешь?», -- просит классный руководитель. «Будет сделано», -- отвечает он. На следующий день мебель в классе приведена в порядок. У Олега же зачастую просто не было свободной минуты, ему нужно было срочно бежать на очередные курсы. А одноклассники обижались, считая, что он уклоняется от труда.
На следующий день после конфликта с Сашей Олег был спокоен и вел себя, как всегда.
-- В этот день мой урок был последним, -- вспоминает Людмила Петровна. -- Я предложила Олегу решить пять трудных задачек. Последнюю он решить не успел, и я сказала, что он может сделать ее дома. Еще напомнила ему, что в 16 часов у нас будет праздничная викторина «Любовь с первого взгляда», после которой начнется дискотека. Он ответил: «Вы же знаете, что мне это не интересно». Позднее мама Олега мне рассказала, что, когда сын пришел домой, она спросила, как решился вопрос с мальчиком, с которым он в четверг поссорился. Олег ответил: «Я просто с ним не разговариваю».
Способ самоубийства Олегу, судя по всему, «подсказали» киевские студенты. В начале января этого года они спрыгнули с крыши 19-этажки. История была темная, никто так и не понял, почему они решили покончить жизнь самоубийством именно в Симферополе. Местное телевидение показало сюжет об этом происшествии. А недели через три Олег спросил Людмилу Петровну: «Вы видели по телевизору, как два студента выбросились с крыши дома?». «Нет, я такое не смотрю, тетради проверяю», -- ответила Людмила Петровна. «Это, наверное, «нарики» были», -- задумчиво произнес Олег.
«То, что произошло между ребятами, можно назвать детской ссорой»
Мама Саши не знает, чем можно объяснить поступок Олега. «Ну, поссорились мальчики. С кем не бывает. Но зачем же так поступать?» -- недоумевает она.
-- Подобные случаи хоть и редко, но случаются, -- сообщил «ФАКТАМ» врач 6-й горбольницы Евгений Кунгель. -- Года два назад в Симферополе произошел страшный случай. Семилетний мальчик, живший с мамой, которую лишили родительских прав, играл в лесопосадке с незнакомыми подростками. Не знаю, что у них было на уме, но они облили мальчика бензином и подожгли. К нам он попал в тяжелейшем состоянии и пролежал в больнице полгода. Кисть левой руки пришлось ампутировать, мы сделали ему много операций, спасли ему жизнь. Но что с ним делать дальше, не знали. Не отправлять же к непутевой мамаше. И тут в нашу больницу приехали американские баптисты. Они познакомились с нашим маленьким пациентом, а месяца через полтора с помощью Красного Креста увезли его в США. Там ему сделали пластические операции, пока лицо не приобрело нормальный вид. Потом мальчонку усыновили, и теперь он учится в колледже».
Врач недоумевает, откуда у нынешних подростков столько жестокости -- ведь ожоги причиняют невыносимую боль.
-- Такого от Олега никто не ожидал, -- говорит Людмила Петровна. -- Ведь то, что произошло между ребятами в четверг, можно назвать детской ссорой. Возможно, Олега задевало, что мальчишки тянутся к Саше, уважают его, больше с ним общаются. Но, с другой стороны, и Олег был общительным мальчиком. Своими способностями не кичился, помогал ребятам на перемене решать примеры. И все-таки с ним что-то происходило. Только что? Месяц назад, увлекшись японской поэзией (философского плана, но несколько суицидной), Олег начал говорить: «А зачем вся эта учеба? Кому это надо?». «Олег, -- убеждала я его. -- Наше общество сегодня больно. Но вот увидишь, пройдет пять лет и ему понадобятся хорошие специалисты. Ваш ум очень пригодится». «Вы думаете, через пять лет все исправится? Я думаю, что для этого понадобится гораздо больше времени», -- отвечал он.
Хотя сегодня у всех детей одна проблема -- что делать после окончания школы? В моем классе нет отцов у половины учеников, а мамы из последних сил стараются прокормить семью. И еще я считаю, что такие ребята, как Олег, должны учиться в школе для одаренных детей, где в классе занимается не более пяти человек. Не знаю, когда такие школы появятся. А самое главное, смогут ли в них учиться талантливые дети простых людей, а не отпрыски новых русских.
«И себя убил, и меня изуродовал»
Руководство школы, в которой учился Олег, считает, что во многом виноваты СМИ, особенно телевидение. Школа учит одному, а на экране телевизора подросток видит совершенно другое -- проломленные головы, бесконечные драки и секс.
-- Разумеется, СМИ оказывают свое негативное влияние на подростков, -- считают психолог Крымского республиканского центра социальных служб для молодежи Татьяна Андреева и преподаватель психолого-педагогического факультета Полтавского пединститута им. Короленко Александр Андреев. -- В США проводили исследования на эту тему и выяснили, что телевидение, демонстрирующее сцены насилия, формирует у подростков определенный стереотип поведения и тем самым способствует росту жестокости и агрессивности. К тому же агрессивность и так присуща детям в возрасте старше 14 лет. Когда-то московские ученые провели специальные исследования и выяснили, что одна и та же область человеческого мозга отвечает одновременно и за насилие, и за творчество. Так что правы те, кто утверждает, что дети рождаются ангелами, а преступниками их делает среда.
Одной из главных причин самоубийства по-прежнему является несчастная любовь. Причем свести счеты с жизнью чаще всего пытаются дети, которым в семье не хватает родительского тепла. Кроме того, ребята хотят непременно утвердиться в среде своих сверстников. И если подросток по уровню интеллекта, духовным запросам, взглядам на жизнь или в силу своей яркой индивидуальности резко отличается от окружающих, это зачастую становится предпосылкой к нервному срыву. Существенным фактором, провоцирующим суицид, являются наркотики и курение. Жизненные ценности теряют для упортребляющих их подростков свою привлекательность. Для подростков вообще характерна гормональная нестабильность и повышенная возбудимость. Они не умеют сдерживать свои эмоции, очень уязвимы. Вступая во взрослую жизнь, старшеклассники пытаются приобрести новый социальный статус, выяснить, на какое место в обществе они могут претендовать. Вот и «воюют» со сверстниками и взрослыми, пытаясь отстоять собственную индивидуальность. Если бы родители почаще задавались вопросом: «Почему мой ребенок так поступает», самоубийств было бы меньше.
Когда одноклассникам Олега сказали, что он погиб, девочки дружно расплакались, и медсестре пришлось давать им успокоительные таблетки. А у мальчишек подскочило давление. «Я вся окаменела, -- вспоминает Людмила Петровна. -- Мне обоих мальчишек так жалко! У меня до сих пор сердце колет, а в грудь как будто холодную глыбу вложили».
Саша узнал о гибели Олега только во вторник. Мальчик заплакал и горестно произнес: «Что же он натворил! И себя убил, и меня изуродовал».
«Facty i kommentarii «. 3 марта 2000. Человек и общество
492
Читайте нас у Facebook