Роман карцев: «когда жванецкий в одессе какую-то девочку снимал -- это все по моим указаниям. Я попадал абсолютно точно! »
«Вот сюда садиться?.. Ага, это у вас телефон здесь?.. Да-да, я в курсе. Лет 30--40 назад, в детстве, я жил возле порта -- коммунальная квартира, один телефон, он параллельно был соединен с Одесским портом И мне все время звонили: «Алле! Это порт?» «Нет, это не порт, вы ошиблись » «Алле-е-е! Это порт?» «Нет, не порт». Мне это надоело, и я стал отвечать: «Да, я слушаю». «Четвертый?» «Да». «Куда мне апельсины выгружать?» -- «Ты где сейчас?» -- «На седьмом». -- «Давай, на шестой вези и сгружай!» «Ладно». Звонок через пять минут: «Это ты мне сказал, куда апельсины сгружать?» Я отвечаю: «Нет, вы ошиблись».
«Сейчас народным -- никаких льгот. Ни проехать бесплатно, ни похоронить »
-- Это «ФАКТЫ»? А Роман Андреевич есть уже?
-- Ага!
-- Можно ему трубочку!
-- А я здесь!
-- Вас беспокоит Васильев Я вас впервые увидел в 1972 году в Ленинграде, в «Юбилейном» Хочу пожелать крепкого здоровья, большущего вдохновения, как говорится, и чтобы всегда радовали нас своим юмором Крепкого здоровья!
-- Спасибо большое!
-- Добрый день! Я попал туда, куда надо? Романа Карцева хочу
-- Да-да. Я здесь.
-- Никончук Николай Владимирович, Киев. Почему вы так поздно получили звание народного артиста России?
-- С Витей Ильченко мы проработали вместе 30 лет Витя ушел, к сожалению, слишком рано -- ему 55 лет было Мы были тогда заслуженными артистами Тогда мы не думали о звании, да и редко их давали Зато сейчас -- все народные! Все пишут книги. Получил «народного» и Петросян, и Хазанов, и все наши И как-то даже неловко было! Я -- заслуженный, и я выделялся Народным артистам ведь сейчас -- никаких льгот: ни похоронить хорошо нельзя, ни проехать бесплатно В этом году будет 40 лет, как мы с Мишей Жванецким встретились 40 лет и -- тьфу-тьфу! -- народ ходит, и сегодня аншлаг Вот это и есть -- народный! Не в звании дело, а в том, как к тебе относится публика. Это самое главное: когда к тебе приходят и помнят, что ты делаешь
-- А Украину почему покинули?..
-- Это было давно, двадцать лет тому назад Не хочется вспоминать об этом, но это все произошло, к сожалению из-за вашего бывшего начальства. Давили нас! Очень давили! Нам даже прислали на маршрут телеграмму: «Заборонено грати «Л›керо-водочний завод» Они говорили: что, у нас в стране все пьют? Такая была мотивация. И, честно говоря, нам все это надоело. А потом -- все-таки для творческого роста Москва, и тогда и сейчас, -- идеальный город. А когда мы жили в Одессе, кстати, мы все равно все время разъезжали: восемь месяцев в году работали. Зарабатывали в месяц по 500 рублей -- это были тогда большие деньги, но мы работали с утра до ночи, вкалывали, рвали глотки, собирали дворцы и стадионы Приходилось работать -- семья была большая Многие покидали в свое время Одессу -- и Олеша, и Ильф и Петров, и Ойстрах, и Жванецкий К сожалению, творческим людям надо жить в больших городах, где есть возможность работать.
-- Вы за границу ездите? Я читаю информацию и не вижу, чтобы вы куда-то выезжали за границу
-- Ну и не надо! Потому что налоговая инспекция будет сидеть на шее Ездим мы, ездим Мы с Витей Ильченко раз десять в Америке были В Израиле, и в Германии, и в Австралии
-- А какое у вас семейное положение? Где ваша жена работает? Где дети?
-- Недавно мы справили с супругой юбилей -- 30 лет совместной жизни, «жемчужная свадьба» 30 лет назад мы с ней познакомились, ей было тогда лет 17. Это было в Одессе. Она танцевала в нашем коллективе. И допрыгалась! У нас двое детей Дочка взрослая. Внучке семь лет! Сыну 23 года. И собака, чау-чау!
«Сорок лет я со Жванецким. Это рекорд Гиннесса»
-- Здравствуйте! Это номер Карцева?! Марганец Днепропетровской области. Лариса Григорьевна.
-- Здрасьте, Лариса Григорьевна! Мы в Днепропетровске бывали, а у вас -- никак!
-- Ой, Боже мой, это ж ваш голос!
-- Ну-у А як же ж
-- Вы наш любимый артист Я так волнуюсь Где можно достать ваши кассеты с Ильченко?
-- У нас был с ним юбилей, и я выпустил к юбилею, к сожалению, в малом количестве В Москве их продают подпольно, на «Горбушке» Недавно солист группы «Любэ» мне сказал: я купил все ваши записи на «Горбушке». По-моему, только там можно купить!.. Или на Брайтоне В самом деле, я как-то шел по Брайтону, слышу -- нас крутят. Я спрашиваю хозяина ресторана: «Гриша, ты где их взял?» Он говорит: «Какое тебе дело?!. »
-- Спасибо большое за то, что я вас услышала
-- Спасибо большое за то, что позвонили Здоровья вам!
-- Добрый день! Это Роман Андреевич?
-- Да! Здрасьте!
-- Ромочка Извини, пожалуйста, что я называю так, но я одессит сам и живу в Киеве
-- Вот несчастье!!! Ну-ну-ну
-- Ромочка, ты такое доставляешь удовольствие всем нам! Ты такой гениальный человек
-- Ага
-- Что дифирамбы петь! Хочу загадать тебе одну загадку: чем отличается осел от ишака?
-- Ой, боюсь говорить по телефону, потому что
-- Осел -- это звание, ишак -- это должность
-- (Смеется). Если так -- то можно тогда!
-- Ты -- настоящий ишак, потому что тянешь
-- (Смеется). Да-да-да, я не знаю, ишак я или осел, но тяну эту лямку За это сено!
-- Признаю после Аркадия Райкина только тебя. И хочу передать тебе привет и по-одесски сказать: шоб ты жил до ста лет!
-- Спасибо!
-- Извини, пожалуйста, что я так говорил.
-- Ничего. Нормально!
-- Здравствуйте! А как услышать Романа Андреевича?
-- Да я здесь!
-- Вас беспокоит киевлянин, меня зовут (неразборчиво). В каком театре в Москве вы работаете? Очень бы хотелось увидеться с вами, познакомиться
-- В Москве я уже 20 лет работаю! В Московском театре миниатюр. Наш художественный руководитель -- Жванецкий Клара Новикова. И я. Мы его организовали 10 лет назад, когда Витя Ильченко еще был жив. Когда Витя ушел, к нам пришла Клара. И уже тоже лет восемь-девять работает с нами У нас у каждого свой директор, свой кабинет Офис есть. Столовая. И -- общая бухгалтерия Иногда мы объединяемся и работаем вместе, для того, чтобы платить за аренду, налоги и так далее
-- Вместе всегда легче. Я с раннего детства являюсь ярым поклонником вашего творчества и всего, что связано с вами. Я пародирую голоса. В школе участвовал в художественной самодеятельности Я бы хотел в Москве, скоро я буду там в командировке, просто встретиться, повидать вас
-- Не знаю даже, чем вам помочь
-- Нет-нет-нет, я не помощи прошу Просто -- жизнь идет!
-- Конечно. Мало ли что! Сейчас такая жизнь, что
-- (Пародируя). Я вчера видел раков по пять рублей
-- Молодец! Прекрасно! Отлично! А сколько вам лет?
-- 42-й год
-- Ой, займитесь делом Вы делаете это прекрасно! Серьезно говорю! Но сейчас столько пародистов!
-- Есть очень интересные вещи.
-- Есть. А что ж вы в Киеве не пробьетесь? Тут же нет пародистов.
-- Я на радио «Супер-Нова» вел небольшую программку Опять-таки сложно, сложно, сложно (Пародируя Райкина): В греческом зале, в греческом зале
-- Я вам советую здесь пробиваться. Я не знаю, кроме «Кроликов», никого на Украине
-- Я знаком с этими людьми
-- Подойдите к ним, они могут вас взять в свою программу, попробуйте с ними поработать. Я вам оставлю рабочий телефон моего директора, ее зовут Наташа. До свидания! Вы в самом деле, очень хорошо это делаете. Тем более, что меня вообще редко кто делает!
-- Алле Здравствуйте, Роман, это Секалин Леонид, из Киева. Скажите, почему уровень юмористов и юмора так упал?..
-- Вся болезнь -- в авторстве! Авторов нет хороших. Сорок лет я со Жванецким! Я думаю, это рекорд Гиннесса! Ну что делать? Я беру другого автора, читаю -- три строчки прочитаю и больше не могу. Мне присылают одесский журнал «Фонтан», есть еще журнал «Магазин» Там печатаются хорошие авторы, но я до конца не дочитываю Сейчас в самом деле тяжело. Сейчас, в основном, анекдоты, пародии Такой короткий юмор! И из того, что я сейчас делаю, -- вообще будет белая ворона, спектакль, который не похож совершенно даже на то, что я раньше делал. А в основном -- такой вот юмор! ОСП-студия, джентльмены одесские Это детей портит. Потому что они воспринимают такой юмор. Мы воспринимали юмор Райкина, Мироновой с Менакером Это были люди культурные А сейчас все на каком-то уровне, ниже пояса.
«Как-то к нам подошел один сатирик и сказал: «Вы боролись с советской властью постепенно, а ее сразу душить буду!»
-- Здравствуйте! Это Киев на проводе!.. Можно задать вопрос господину Карцеву? У вас есть ученики, последователи вашего таланта?
-- Нет. И не может быть, потому что родственникам нельзя передать чувство юмора, передать свою индивидуальность Это невозможно! Хотя, в общем, были такие случаи Кстати, когда-то я сам поступал в цирковое училище, на эстрадное отделение Петросян вышел оттуда, Хазанов его заканчивал Райкин вот тоже не оставил учеников То есть мы считаемся как бы его продолжателями, но не учениками. Он делал одно, мы -- немножко другое. И в этом прелесть этого жанра! Но учить юмору невозможно! Хотели мы в свое время с Витей Ильченко -- у него был режиссерский, педагогический талант -- открыть такую студию, набрать человек пять-шесть молодых ребят, но не учить их, а попробовать что-то такое с ними Не получилось! Вити нет, а я в педагоги не гожусь. Не умею этого делать. И Райкин не умел
-- Очень жалко! Я считаю, что у нас были только Ильинский, Райкин, и вы
-- И Жириновский
-- Вы, наверное, правы -- с этим надо родиться!
-- Кроме того, хорошему актеру нужен режиссер, обязательно. Плохому ничего не поможет. А хорошему надо помогать.
-- Здравствуйте, это «ФАКТЫ»? Я хотела бы поговорить с Романом Карцевым.
-- Здравствуйте, я -- тута!
-- Это «прямая» с Романом? Ой, здравствуйте!
-- Одни женщины звонят! Где мужики ваши?
-- Я хочу сказать, что все ваши монологи и сцены были очень нам нужны -- когда критиковали советскую власть, которую было за что критиковать. Но теперь мы видим, что при советской власти был все-таки рай по сравнению с тем, что сейчас. Что же делать?.. Можете не отвечать, потому что это щекотливый вопрос.
-- Нет, в самом деле, этот вопрос волнует всех Насчет рая при советской власти -- я тут могу немножко возразить, потому что я в этом рае был много лет и не знал, как из него выбраться Единственное, на что я решился, выбрался в Москву! Где тоже был рай, но пошире Это -- если шутя! А если серьезно дело в том, что мы никогда не занимались политикой в искусстве И Миша Жванецкий, и мы с Витей Мы занимались театром, мы играли в театр, мы всегда были в театре Мы не боролись с советской властью, у нас не было такой задачи, да и не надо было с ней бороться -- она сама как-то по себе А мы занимались искусством, показывали характеры, образы: «везучий», «невезучий» Потом -- настроение повышали! «Дедушка», «А вас?», «Экзамен», «На складе» Это все -- миниатюры, посвященные разным темам. Когда-то один сатирик, не хочу называть его фамилию, молодой, но уже известный, подошел к нам на «Юморине» в Одессе и сказал: вот вы душите советскую власть постепенно, а я буду душить сразу. Мы похихикали втроем -- с Мишей Жванецким и Витей Потому что это не задача артиста: душить какую-то власть! Я, например, этого не понимаю. То, что газеты пишут, это понятно. А когда выходит на сцену артист, тот же сатирик или юморист, и говорит, что всех воров в Кремле надо пересажать, я считаю, что это неправильно, я считаю, что это вопрос судебных органов. Не имеет права артист выходить и говорить, что этот вор, тот ворует, все воруют и так далее За это можно и в тюрьму посадить. Этим мы никогда не занимались, и спектакль, который я привез в Киев -- совершенно личный. Это юбилейный спектакль -- «Престарелый сорванец», в основном о себе Конечно, будет и юмор, и какие-то воспоминания Конечно, будет немного политики Мне не нравятся острые передачи типа «Кукол». Считаю, что это какая-то патология. Надо было придумывать что-то другое, намеки какие-то А показывать лицо и голос Жириновского Он мне и так надоел! Что ж я опять буду смотреть его в «Куклах»? К сожалению, все наши передачи взяты из-за границы -- все наши игры, ток-шоу, смок-шоу, блиц-шоу И ничего своего нет! Единственная программа, который придумали мы, -- КВН. И она, кстати, в Америке сейчас развивается и будет иметь колоссальную популярность среди студентов С властью бороться -- это не наша задача. У нас есть хамы, швондеры, шариковы Это нас интересует -- характер человека, его внутренность, его взгляд на сегодняшний день Вот это вот и есть иськуйсьтво!
«Жванецкий ушел из большого секса на тренерскую работу. А я сейчас, наоборот, набираю обороты»
-- Это «прямая линия»? Господина Карцева
-- Да, я здесь, здрасьте
-- Ох, Боже мой. Одну секунду С вашего разрешения -- можно я запишу?
-- Да конечно Вы далеко пойдете? Прямо здесь? Записывайте.
-- Господин Роман, я всю жизнь любил вашу передачу. Единственное, что я хочу попросить для вас, -- крепкого здоровья, успеха вам во всем, чем вы занимаетесь Меня зовут Сергей. Уникально, что я до вас дозвонился! Но, честное слово, не ожидал!
-- А о чем вы хотите спросить?
-- Спросить?! О женщинах!
-- Хо-хо-хо-хо-хо! Вы попали Жванецкий уже ушел из большого секса на тренерскую работу а я, наоборот, сейчас набираю высоту Нет у Жванецкого ни одной вещи, где бы не было о женщинах, где бы не было о сексе. И когда он в Одессе какую-то девочку снимал на пляже -- это все по моим указаниям, я попадал абсолютно точно. Абсолютно! У нас были с ним моменты, когда мы перегораживали номер в гостинице шкафом, чтобы не видеть друг друга, потому что это не всегда приятно, когда рядом дышит кто-то А, в принципе, это больная тема Жванецкого. Он обожает женщин! И я!
-- Здрасьте, можно поговорить с Романом Карцевым? Меня зовут Юра, я из Киева. Как вам удалось подружиться с Михаилом Жванецким и другими
-- товарищами Сколько вам лет, Юра?
-- Двенадцать.
-- Ух ты! Молодец! Тебя интересуют серьезные вещи. Со Жванецким я знаком давно, с 1961 года. Очень давно! В Одессе был театр миниатюр, он назывался «Парнас-2». Тогда в каждом институте были театры миниатюр Сейчас КВН или попса. А раньше -- театры миниатюр. Там мы и познакомились! В Одессе театр пользовался успехом, потом приехал Райкин, посмотрел наш спектакль и пригласил меня в свой театр. Потом -- Жванецкого, потом и Витю Ильченко! И так мы втроем прошли эту всю жизнь!
-- Спасибо.
-- На здоровье!
-- Можно Роману Андреевичу вопрос задать? Это вы, Роман Андреевич?
-- Да, это я!
-- Вячеслав из Запорожья
-- Недавно был у вас
-- Мы вас любим, ценим ваш талант Скажите, что такое, по вашему мнению, счастье и что нужно вам, чтобы чувствовать себя счастливым?
-- А это у Жванецкого есть: добежать до туалета (смеясь) И полон счастья! А если серьезно: по-моему, еще ни один человек на дал ответ на этот вопрос. И его не может быть! Я думаю, для меня счастье сейчас -- это моя внучка, ей 7 лет. Я детей своих почти не видел -- гастролировал всю жизнь, как моряк дальнего плавания. По восемь месяцев. И дети выросли в основном без меня -- с мамой. Я с детьми периодически виделся. Поэтому я многое упустил в их воспитании. А вот внучку пытаюсь воспитывать, хотя (смеясь), они сейчас такие! В семь лет -- взрослый человек! Удивительно -- они сейчас так быстро вырастают. Мы в семь лет были такими наивными -- да и сейчас такие, все время верили то одному правителю, то другому, то третьему
-- Вы политикой интересуетесь?
-- Нет. То есть интересуюсь, обязательно, а как же! Иначе ж нельзя! Надо ж знать, когда и куда бежать! У меня есть куда отступать, я могу в Украину -- в любом городе меня встретят. Интересуюсь политикой, но в ней не участвую -- в выборах, в поддержках кандидатов, как многие артисты Единственный кандидат, которого я поддержал в свое время -- по-настоящему, по воле сердца, -- это Кобзон! Он избирался в Чите, и мы ехали туда, выступали в его поддержку, потому что он нам и многим другим артистам в свое время очень много помогал.
«В ЗАГС мы с женой ехали на поливальной машине -- опаздывали, а денег не было»
-- Добрый день! Я очень люблю артистов разговорного жанра, но к вам с особенной нежностью отношусь. Скажите, пожалуйста, почему возникает впечатление, что вы очень ранимы? Вам часто в жизни тошно становится?
-- Ой, часто! Есть люди, от которых отскакивает, как от бегемота
-- Название вашего спектакля вам бешено подходит Взрослый ребенок
-- Да так оно и есть! Вы правы! «Престарелый сорванец» Я могу и сальто сейчас сделать -- правда, только в воду. На земле уже не могу. А в воде -- кручу! Прыгаю, бегаю, играю в теннис. В то же время уже задаю себе вопросы, уже думаю о душе -- все вместе!
-- (Голос телефонистки: «Ответьте!») Газета «ФАКТЫ»? Добрый день, Роман! Вы сейчас находитесь в прямом эфире Одесской радиостанции «Радио на Троицкой»
-- Шо вы говорите?! Привет всем!
-- От имени радиослушателей поздравляю вас с присуждением вам звания народного артиста России. Когда вас ждать с программой в Одессе?
-- 28 марта. Рекламируйте меня по своему радио тоже. Спасибо.
-- Известна, что на свое бракосочетание вы приехали на пожарной машине
-- Нет. На поливалке. Мы опаздывали в ЗАГС в Ленинграде Не было машины. За нами никто не приехал. Мы были бедными. И поймали поливальную машину на Невском, и она нас привезла в ЗАГС.
-- А откуда ваша жена?
-- Из Одессы. Она вообще-то родилась в Калининграде, но жила всю жизнь в Одессе.
-- Роман Андреевич, вы сейчас можете заказать для себя какую-нибудь песню любимую
-- Песню заказать?! В Одессе? Вы знаете, я очень люблю Либо Утесова, либо Фрэнка Синатру
-- Я могу поговорить с Романом Карцевым?
-- Да, я здесь!
-- Вы здесь?! Ой, вы мой дорогой! Миленький мой! Солнце мое! Филя Иосифовна Лисенская звонит Я вас так люблю! Я вас обожаю! Я преклоняюсь перед вашим большим талантом! Я желаю вам божьих радостей! Счастья! Жизненных радостей! Мне 72 года, я участник войны Я хочу, чтобы вы были живы, здоровы, счастливы!
-- Спасибо.
-- Скажите мне еще что-нибудь! Хочу вас слышать.
-- У нас «прямая линия» Ну хорошо Недавно в Одессе в гостиницу пришел человек, а администратор спрашивает: «Фамилия?» -- «Абрамович». Она: «Я серьезно спрашиваю».
-- (Смеясь). Это анекдот!
-- Это не анекдот. Это в гостинице было.
-- Это вы были в гостинице?
-- (Смеясь). Мой товарищ. Я же не Абрамович. Они меня сразу узнают.
-- Ой, будьте здоровы!
Прямую линию подготовили: Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ, Томила КОНОНОВА, Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»
«Facty i kommentarii «. 17 марта 2000. Человек и общество
1961
Читайте нас у Facebook