ПОИСК
Події

Иван семенович козловский предлагал руку и сердце матери андрея миронова и жене тарапуньки

0:00 24 березня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
В истории музыкальной культуры есть имена, с которыми связана целая эпоха. К ним по праву относится певец Иван Семенович Козловский, любое выступление которого было праздником для почитателей вокального искусства. Родившись в Украине и начав здесь свой долгий творческий путь, Иван Семенович много лет прожил в России, выступая на сцене прославленного Большого театра, но никогда не забывал свою родину и внес неоценимый вклад в развитие украинской музыкальной культуры. Сегодня этому выдающемуся певцу XX века исполнилось бы 100 лет.

9 интересных фактов из жизни Ивана Семеновича Козловского

1. Козловский родился в бедной крестьянской семье в селе Марьяновка Киевской области. «Моя мать мечтала, чтобы я стал священником, -- вспоминал певец, -- и меня отдали в школу, оттуда было «рукой подать» до архиерейского сана. После школы принимали в семинарию, где учились четыре года на священника. Если хотел стать богословом -- еще один год. Потом могли поступить в академию. Жили мы в Михайловском монастыре. Там и кормились. Когда мне было семь с половиной лет, архиерей как-то опоздал на обед. Мы уже съели весь хлеб, а дальше без него не дают. Я и сказал потом архиерею: «Семеро одного не ждут». От удивления он даже остановился… Пели в Софийском соборе, где регентом был Я. Калишевский -- необычайно талантливый музыкант, который после 1919 года возглавил капеллу имени Лысенко. В соборе был монашеский хор. Хористами были также студенты Политехнического института и Киевского университета имени св. Владимира. За участие в хоре им давали квартиру и питание. На торжественных богослужениях в Софийском соборе в 1908 году был Николай II, а в 1918 -- Петлюра».

2. С 1917 года в течение трех лет Козловский учился в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. Лысенко у известной певицы Елены Александровны Муравьевой, воспитавшей выдающихся мастеров украинской оперной сцены -- Зою Гайдай и Ларису Руденко.

Зимой 1919 года Козловского призвали на службу в Красную Армию в Полтаву, где он принимал активное участие в спектаклях передвижного музыкально-драматического театра. На его сцене в 1922 году Козловский с большим успехом спел свою первую большую оперную партию -- Фауста в одноименной опере Ш. Гуно. Здесь, в Полтаве, он познакомился с актрисой музыкально-драматического кружка при просветительском доме им. Н. Гоголя Александрой Алексеевной Герцик, которая и стала его первой женой.

РЕКЛАМА

Демобилизовавшись в 1924 году из армии, Козловский стал солистом Харьковского оперного театра, где дебютировал в «Наталке-Полтавке», затем некоторое время пел в Свердловске, а в сезоне 1925--1926 года появился на сцене Большого театра, где был его ведущим солистом 28 лет. Громкая слава оперного певца к Козловскому пришла в 1927 году после исполнения в опере М. Мусоргского «Борис Годунов» небольшой партии Юродивого, еще раз доказав, что нет маленьких ролей, есть маленькие артисты.

3. Скупой на похвалу и очень честолюбивый Федор Иванович Шаляпин, услышав по Московскому радио в Париже голос Козловского, сказал: «Слушал я тенора, Козлов или Козловский, не уловил фамилии. Но должен вам сказать: умеет петь». Но незадолго до своей смерти в апреле 1938 года, когда Большой театр гастролировал в Париже, увидев Козловского на сцене, великий русский певец произнес: «И это все, что есть у большевиков?» Возможно, Шаляпин был не в лучшем расположении духа.

РЕКЛАМА

4. В годы войны Козловский выступал в составе концертных фронтовых бригад. Кадры фронтовой кинохроники запечатлели проникновенное исполнение Козловским в кругу солдат под собственный гитарный аккомпанемент «Темной ночи». В то суровое время Козловский жил в Москве в гостинице «Националь», куда он возвращался после фронтовых выступлений. Семья его была в эвакуации с Большим театром. «Как-то в соседнем номере остановился Прокофьев, -- вспоминал певец. -- Мы были знакомы. Еще до войны я пел в опере «Любовь к трем апельсинам». Тогда мы много спорили с ним. И только после премьеры он согласился: «Надо не так, как немец пел, а так, как вы»… Но я почему-то думал, что остановился в гостинице Шостакович. С ним я тоже был знаком, поскольку еще в мою бытность в Полтаве он бывал у меня на квартире с Михоэлсом. Квартира была велика, а за концерты платили спиртом… Услышав, что Шостакович у себя, я, чтобы как-то поприветствовать его, долго наигрывал тему шествия из Седьмой симфонии. Вдруг слышу стук в дверь. Открываю и вижу разгневанного… Сергея Прокофьева, который буквально набросился на меня со словами: «В конце концов, вы перестанете хулиганить, или я вызову милицию?.. » Он тогда много работал -- писал музыку к кинофильму «Иван Грозный».

5. В 1931 году у Козловского появился достойный, на два года его моложе конкурент в лице Сергея Лемешева. Как-то в послевоенное время их пригласили выступить на Московском автозаводе, но гонорар, предложенный администрацией завода, их не устроил, и они отказались от концерта. В связи с этим в главной газете страны «Правде» появился едкий фельетон. Это несколько подмочило высокую репутацию артистов. Ведь Козловский был любимчиком верхов и чаще других принимал участие в кремлевских вечеринках. Особым расположением Козловский пользовался у Ворошилова, называвшего его Ванечкой. Он зауважал певца после того, как тот в конце войны вернул из забвения в вокальном исполнении вальс Шатрова «На сопках Маньчжурии».

РЕКЛАМА

Конечно, по количеству государственных регалий и скорости их получения Козловский обгонял Лемешева, хотя в народе у Лемешева поклонников было значительно больше. Так, звание народного артиста СССР Козловский получил в 1940 году, а Лемешев лишь через 10 лет. За исполнение оперных партий Козловский получил две Сталинских премии (в1941 и 1949 годах), а Лемешев -- ни одной, а свою единственную Сталинскую премию он получил как киноактер за фильм «Музыкальная история». В 1980 году Козловский стал Героем Социалистического Труда, а Лемешев умер, так и не удостоившись этого почетного звания.

6. Со своей первой женой, которая была на четыре года старше его, А. А. Герцик Козловский расстался, когда у него появились многочисленные поклонницы. Ему приглянулась молодая симпатичная артистка мюзик-холла Мария Миронова, но она ему отказала, вероятно, по той причине, что ее сердце уже было отдано эстрадному артисту Александру Менакеру, который был моложе не только Козловского, но и Мироновой. Второй женой Козловского стала обаятельная актриса Галина Сергеева, блестяще сыгравшая в кино мопассановскую Пышку, а позднее певицу оперетты Зою Стрельникову в картине «Актриса».

Будучи уже в преклонном возрасте и вновь оставшись без жены, Иван Семенович предложил стать его «официальной вдовой» молоденькой красивой певице из эстрадного коллектива Тимошенко и Березина Юлии Пашковской, но она отказалась.

Новой женой Иван Семенович так и не обзавелся, а его бытовыми и творческими проблемами до конца его дней занималась его личный секретарь Нина Федосеевна.

7. Козловского называли «полпредом украинского искусства в России». Артист никогда не забывал о своем украинском происхождении, постоянно исполнял в концертах украинские народные песни, произведения украинских композиторов. Путь в родную Марьяновку из Москвы лежал через Киев и, приезжая сюда, он всегда посещал Байковое кладбище, чтобы почтить память корифеев украинской оперной сцены, с которыми его связывала многолетняя творческая и человеческая дружба.

8. «Он очень красиво состарился», -- как-то заметила известная украинская оперная певица Белла Руденко. Стариком так и не стал: даже разменяв десятый десяток, остался живым, подвижным, стройным. Не упускал случая сказать комплимент женщине. Ходил буквально до последних дней жизни почти на все концерты в Большой зал Московской консерватории. Понравившегося ему артиста или автора (очень ценил, например, музыку современного композитора украинца Валерия Кикты) благодарил, а точнее, благословлял, причем весьма своеобразно: осыпал зернами пшеницы или подносил зажженную свечу… »

9. В 1993 году Ивану Семеновичу Козловскому было присвоено почетное звание народного артиста Украины, и в том же году 21 декабря он скончался в Москве.

Автор благодарит за помощь, оказанную при подготовке этой публикации, больших поклонников творчества Козловского Виталия Петровича Донцова и Сергея Михайловича Панкратьева.


«Facty i kommentarii «. 24 марта 2000. Человек и общество

8586

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів