Готовясь пересечь атлантический океан на парусной доске, крымчанин сергей найдич досконально изучил повадки акул
Если бы украинскому спортсмену из Алушты Сергею Найдичу удалось осуществить задуманное -- за два месяца на серийном виндсерфере преодолеть 6200 километров через Атлантический океан по маршруту Тарифа (Испания) -- Нью-Йорк, это достижение стало бы мировым рекордом. Попытка не удалась не по его вине, но Сергей не сомневается в том, что в следующий раз все получится, только нужно будет более серьезно и тщательно подготовиться.
В 1991 году планы Найдича нарушил путч в Москве
Спортсмены не считают переход на доске под парусом безумной затеей. Еще в 1980 году два француза пересекли Атлантический океан по наиболее короткому маршруту: Африка -- Южная Америка. Причем выбрали они не самое благоприятное время года, когда дули попутные пассаты и не было штормов.
-- Я решил не просто повторить рекорд французов, -- рассказывает Найдич, -- а выбрал маршрут на 500 миль длиннее. Если бы удалось его пройти, то это достижение было бы занесено в книгу рекордов Гиннесса.
Плавание предполагалось провести в три этапа. Вначале яхта сопровождения должна была вместе с Найдичем на борту выйти из Николаева и достичь испанского города Тарифа. Затем Сергей собирался оседлать своего «крылатого коня» и идти на нем через Атлантику в светлое время суток, перебираясь на ночь на яхту, дрейфующую в это время рядом. На осуществление этого проекта нужна была хорошая яхта и, как минимум, 45 тысяч долларов. Собственно говоря, переплыть Атлантику Найдич планировал еще в 1991 году. Нашлись и спонсоры (украинские и американские), и подходящая яхта. Но Сергею не повезло. Когда ребята приехали в Киев и пошли в банк за валютой, было уже поздно -- в Москве случился путч, и доллары выдавать перестали. В 94-м многострадальный проект согласилась финансировать московская фирма, а одесситы подобрали яхту. Но деньги у москвичей внезапно закончились, и проект опять был отложен. В том, что Атлантика ему по зубам, Сергей не сомневался ни минуты. У него есть опыт длительных переходов на виндсерфере вокруг Азовского моря (1984 год, 852 км), из Евпатории до Сухуми (1984 год, 760 км) и вокруг Черного моря (1989 год, 2300 км). Последний переход попал в книги рекордов и достижений «Диво» и «Самое первое».
Второе рождение
Только наивные люди могут думать, что ходить по морю на виндсерфере все равно, что плавать на баркасе. Когда ветер «надувает щеки», очень трудно сохранять равновесие, стоя на коварной доске, которая так и норовит «взбрыкнуть» и сбросить седока в воду. При этом важно не сбиться с курса и постоянно настраивать себя на преодоление усталости, апатии, лени, жажды, а иногда и боли, иными словами -- уметь настраиваться на борьбу и подчинять этому все эмоции.
Найдича многие называют неугомонным искателем приключений, фанатиком. «Да, я мечтатель, выдумщик, мало приспособленный к сложностям реальной жизни», -- говорит о себе Сергей. Родился он в 1954 году в Латвии. Отец был военным. Потом Найдичи переехали в Хмельницкую область. Здесь он закончил школу и ПТУ. В армии служил на Дальнем Востоке. Затем поступил в Николаевский пединститут (факультет физкультуры), после окончания которого работал в Полтаве, а оттуда попал в Алушту, и этот город стал для него родным. «В Алуште для меня началась необычная жизнь, -- рассказывает Найдич. -- Я ходил в горы, плавал на парусной доске, пробовал летать на дельтаплане». Именно в Алуште 6 декабря 1981 года произошел случай, многое изменивший в жизни Сергея. Этот день он теперь отмечает как свое второе рождение. При Дворце пионеров Найдич организовал секцию виндсерфинга и тренировал ребят.
-- Прошло много лет, но и сегодня я не только четко помню те давние события, а и явственно ощущаю запахи и звуки своего драматического плавания, -- рассказывает Сергей. -- В то воскресенье на тренировку пришли шесть десятиклассников. Был сильный северо-восточный ветер, который к полудню немного стих. Спасательный катер стоял на суше, но его можно было быстро спустить на воду. Все произошло внезапно. Когда ветер опять резко усилился, один из мальчиков, плавающий на доске недалеко от берега в гидрокостюме, упал в воду. Я поплыл к нему на виндсерфере, не допуская мысли, что могу упасть в воду, температура которой не превышала восьми градусов, и замерзнуть. Подплыл к ученику, который к тому времени уже «оседлал» доску под парусом, и попытался отбуксировать его к берегу, но скоро понял, что это невозможно. Ветер отнес нас от берега метров на 300. И тогда я приказал мальчику оставить парус и добираться до берега на доске. Вскоре он оказался в безопасности.
Найдичу было жалко терять два паруса, он положил их на доску, а сам лег на нее и погреб к берегу.
-- Я не паниковал, потому что верил в свои силы. К тому же на берегу были люди и спасательный катер, -- вспоминает Сергей. -- А ветер продолжал усиливаться, и как я не старался, берег медленно, но неуклонно отдалялся, пока полностью не исчез из вида. Тут отчаяние охватило меня, очень захотелось броситься в воду и поплыть к берегу. Но я сдержался и таким образом избежал верной гибели -- в ледяной воде меня ожидала гибель от переохлаждения уже через 10 минут.
В какой-то момент ему удалось убедить себя в том, что помощь обязательно придет, нужно только потерпеть. На большой волне доску сильно болтало, Найдич покрепче вцепился в нее и стал ждать.
-- Это было похоже на изощренную пытку, я отупел от холода, боли, шума ветра и волн. А потом вдруг холод уменьшился, все вокруг потемнело, шум утих. Сведущие люди мне объяснили, что в этот момент наступила вторая стадия переохлаждения, которая обычно длится не более 20 минут. Я покрепче вцепился в доску и подумал, что вот так и погибну с неразжавшимися пальцами. Временами мне казалось, что я сплю на леднике. Начались галлюцинации. Во время очередного просветления сознания увидел черный силуэт корабля.
Как выяснилось впоследствии, Найдича унесло от берега на четыре километра. Его подобрало случайно оказавшееся у берегов Алушты океанографическое судно. А у спасательного катера в этот критический момент отказал двигатель, других же плавсредств на берегу не было.
«Когда грузовик переехал мачту, я онемел»
На вопрос, зачем «издеваться» над собой и пускаться в рискованные плавания, Сергей отвечает, что путешествовать -- это здорово. Всегда приятно знакомиться с новыми и необычными местами. «Наверное, стремление ко всему этому изначально заложено в человеке и влияет на многие его поступки», -- считает Найдич и цитирует слова известного путешественника Криса Бонингстона: «Главное отличие искателя приключений от самоубийцы заключается в том, что первый оставляет для себя мостик к отступлению, и чем уже и длиннее этот мостик, тем острее приключение». Рискованные путешествия очень помогают Найдичу в жизни. В своем дневнике он однажды написал: «В сложной жизненной ситуации, когда тебе очень плохо, ты вдруг вспоминаешь шквалистый ветер, беснующиеся волны с пеной на гребнях и себя, летящего на грани двух стихий -- ветра и воды. И возникает такое щемящее чувство восторга, что все невзгоды невольно отступают, и все плохое остается позади, в кильватере виндсерфера».
Сначала маршруты Найдича не превышали 20--30 км, а в 1984 году он решил обогнуть по периметру Азовское море. Его сопровождала яхта из Керчи. Поход оказался успешным.
Плавание по периметру Черного моря проходило в рамках научной экспедиции Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Сопровождала его яхта «Глория». Стартовали из Евпатории. Дальше были Одесса, Констанца, Варна. В болгарских водах с Сергеем злую шутку сыграли дельфины. Сначала они плыли рядом, а потом начали поочередно подныривать под доску и раскачивать ее на волнах. Найдич терял равновесие и падал в воду, а когда снова взбирался на доску, дельфины возобновляли свою игру. Затем это дело, вероятно, им надоело, и они поплыли на север, а Сергей на юг.
В Стамбуле его встретили хорошо. Турки оказались гостеприимными людьми. А вот когда Найдич приплыл в Синоп, с ним приключилась неприятная история. За 15 минут до отхода проезжавший по причалу грузовик переехал мачту виндсерфера и согнул ее. «Я впал в шоковое состояние. Онемел», -- рассказывает Сергей. Он попытался было что-то сказать туркам, но они сами мгновенно все сообразили -- быстренько схватили мачту и отвезли ее в мастерскую. Уже через полчаса можно было отправляться дальше. В общей сложности поход продолжался 35 дней, из них ходовых было 25. В среднем Сергей проходил по 49 миль в день. На одном из этапов, во время перехода по Черному морю, он плыл без перерыва 9 часов!
-- Для отдыха было очень мало времени -- пять-шесть часов. В последние дни плавание превратилось в мучение. От одной мысли, что нужно становиться на доску, я приходил в отчаяние», -- вспоминает Найдич.
Беда за бедой
Трансатлантический переход на виндсерфере -- штука серьезная. В Атлантике, как известно, водятся акулы. Сергей внимательно прочитал книги об их повадках и пришел к неутешительному выводу, что никакой закономерности в поведении этих зубастых хищников нет. Они просто непредсказуемы. Все зависит от множества факторов, в том числе и от того, сыта ли или голодна «зверюка», как ведет себя упавший в воду человек -- спокойно плавает или молотит, как сумасшедший, руками и ногами по воде. Случалось, что акула толкала мордой доску виндсерфера, человек падал и отправлялся прямо в пасть хищнику.
Проблемы с финансированием плавания решил николаевский бизнесмен Александр Подольский, он предоставил для перехода свою яхту «Натали». Ее длина составляет 15 метров, водоизмещение 26 тонн, имеет на борту современное навигационное оборудование, эхолот, мощную радиостанцию, радар, достаточный запас топлива и воды, надежную оснастку. Экипаж яхты -- четыре человека, два жителя Николаева, один из Ялты, и еще один из Гурзуфа.
Из Николаева «Натали» вышла 24 июля. Путешествие по Черному и Средиземному морям прошло без приключений. От Крыма до Испании -- четыре тысячи километров. Французы и испанцы немало были удивлены, когда узнавали, откуда пришла «Натали» -- украинские яхты появляются здесь крайне редко. Об Украине испанцы еще что-то знают, а о Крыме вообще ничего не слышали.
Стартовать решили не из Тарифы, находящейся на юге Испании, на берегу Гибралтарского пролива, а из расположенного неподалеку маленького курортного городка Барбате. Не было ни помпезных речей, ни сенсационных пресс-конференций. 31 августа Сергей стал на доску и тихо отплыл от пляжа, где нежились курортники. Через 61 день Найдич рассчитывал воочию увидеть знаменитую статую Свободы.
В течение пяти суток плавание проходило спокойно. Ночью «Натали» ложилась в дрейф, а наутро с помощью системы спутниковой навигации выходила на нужную точку. Этим самым обеспечивалась «чистота» рекорда. И тут случилась первая неприятность. Оказалось, что топлива взяли мало: сильное течение за ночь сносило лежащую в дрейфе яхту к Гибралтарскому проливу и приходилось по 10--12 миль идти на двигателе, потому что по утрам ветра не было.
-- Мне казалось, что океан -- это живой организм. Такого в Черном море со мной не было, -- рассказывает Найдич. -- Видно, не зря океан называют колыбелью человечества. Там все чувства обостряются -- совершенно иное, чем в море, сочетание ветра, волн, туч, солнца и неба и обитателей этой стихии. Когда путешествуешь не на океанском лайнере, а на виндсерфере, появляется совершенно необычное ощущение «бега по волнам» -- чувствуешь себя неотъемлемой частицей природы. На шестые сутки неприятности посыпались, как из рога изобилия. Сломался редуктор одного из двух имеющихся на борту газовых баллонов. Баллона, при его экономном расходовании, хватает максимум на 35 дней. А потом пришлось бы голодать. Затем лопнуло крепление на мачте. Его можно было отремонтировать только в ближайшем порту. А потом с доски виндсерфера сорвало плавник. Эту штуковину можно назвать маленьким рулем, который стабилизирует движение доски. Скорость виндсерфера резко уменьшилась. Перспектива оказаться в открытом океане без топлива, газа и со сломанной мачтой заставила выйти на связь с Николаевом. Хозяин яхты приказал идти к своим деловым партнерам в Филадельфию, а мачту отремонтировать на Бермудах. 12 октября «Натали» пришвартовалась к причалу яхт-клуба в Атлантик-Сити, а через неделю Найдич вылетел в Киев
«В успехе я не сомневаюсь»
Сейчас Найдич, по его словам, приходит в себя. От своей затеи он не отказался, но вернуться к ней собирается после Нового года.
-- Страшно огорчены все: и я, и спонсор, и экипаж яхты. Но отрицательный результат -- тоже результат. У нас появился опыт, знания об особенностях маршрута, -- говорит Сергей. -- В успехе я не сомневаюсь, только нужна, по-видимому, более серьезная и тщательная подготовка.
1173Читайте нас у Facebook