ПОИСК
Культура та мистецтво

«Как-то мы с Павловым гуляли по городу, и я подумала: «Если подарит мне цветок, быть ему моим мужем». В эту же минуту Витя перебежал через дорогу и купил розу»

12:43 9 жовтня 2010
Народному артисту России исполнилось бы 70 лет

Стать актером Виктор Павлов решил в четыре года. Желание было вполне осознанное и не поддающееся изменению. Это случилось после того, как мальчик пятый раз посмотрел в кинотеатре картину «Белеет парус одинокий». Правда, чтобы осуществить свою мечту, Павлову пришлось поработать слесарем, радиомонтажником и закончить школу рабочей молодежи. Но уже первая заметная роль (студент Дуб в картине Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») принесла Виктору популярность.

В Советском Союзе Виктор Павлов считался одним из самых востребованных актеров. На его счету почти 200 киноработ и множество ролей в театре. Последние пятнадцать лет своей жизни он прослужил в знаменитом Малом театре. А свою любовь по имени Татьяна встретил в театре имени Ермоловой еще в начале карьеры. Актерскую пару Татьяна Говорова и Виктор Павлов называли одной из самых красивых в театральной Москве. И самой счастливой…

«Муж был ревнивым. Если я задерживалась в театре, он уже стоял на проходной»

- Татьяна Николаевна, ведь вы прожили вместе с Виктором Павловичем более 30 лет.

РЕКЛАМА

 — 40 лет! Третьего июня у нас был юбилей, а в августе этого же года мужа не стало… Четыре десятилетия пролетели как-то незаметно. Жизнь вообще проходит очень быстро. Что касается нас, то мы с Витюшей прожили бы еще ровно столько же в мире да согласии.

- Признайтесь, это ваша заслуга?

РЕКЛАМА

 — У нас произошла какая-то взаимная встреча в жизни. Просто подарок судьбы. Мы люди одних взглядов, профессии. Конечно, поначалу были и споры, и ругань, когда каждый отстаивал свое первенство в семье. Но при этом я понимала, что главный стержень в жизни у нас совпадал. И конечно, любовь. Наши чувства со временем нельзя было назвать страстным увлечением друг другом. Просто, как в народе говорят, две половинки нашлись. Поэтому и серьезных размолвок и предательств в нашей жизни не было.

*Виктор Павлов и Татьяна Говорова (на фото) прожили душа в душу 40 счастливых лет

РЕКЛАМА

- Разве Виктор вас не ревновал?

 — Он был действительно очень ревнивым мужчиной. Но я старалась не давать ему никаких поводов. Конечно, когда разъезжались по командировкам или съемкам, было тяжело. Но мы старались обходить острые углы. Помню, когда в театре мне приходилось немного задерживаться, Виктор Павлович уже стоял на проходной, и охранник спешил ко мне со словами: «Татьяна Николаевна, вас ждут».

- Как вы познакомились?

 — После окончания училища имени Щепкина Виктора вместе с Олегом Далем, с которым муж был очень дружен, пригласили в труппу «Современника». Тогда этот театр был на пике популярности, считался очагом культуры Москвы конца 70-х. Но организаторы театра Галина Волчек, Олег Ефременов, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и сами были еще в полном соку, поэтому молодым особо ходу не давали. Витя отыграл там два сезона, понял свою бесперспективность в плане творческого роста и ушел. Он стал сниматься в кино. На съемках его и заприметил Леонид Галлис и пригласил попробоваться в Театре имени Ермоловой. Тогда главным режиссером был Комиссаржевский и набирал молодежь. А я в этом театре уже служила. Мы сразу стали репетировать «Время и семья Конвей». Была прекрасная студийная атмосфера, мы оба молодые. В общем, там и родились наши чувства. Правда, это не была любовь с первого взгляда. Витя сначала показался мне каким-то нелепым парнем. Молоденький, немного нервный. Но во время репетиций Виктор будто преобразился. Помню, я тогда сказала: «Чувствую, что у этого актера есть сердце».

- В общем, вы влюбились.

 — Окончательно и бесповоротно. Витя был очень общительным человеком, обожал шумные компании. Закончив репетицию, молодежь любила собираться вместе. После одной такой вечеринки он проводил меня домой, и больше мы не расставались. Правда, ухаживал достаточно сдержанно. Стихи не читал. Пытался пару раз нарисовать мой портрет, но я все время отбрыкивалась. Зато цветами просто засыпал. У нас совпадали даже мысли. Как-то в Ростове на гастролях мы гуляли по городу, и я вдруг подумала: «Вот если сейчас купит цветок, быть ему моим мужем». Представьте, в эту же минуту Витя вдруг перебегает дорогу и покупает прекрасную розу. Я запомнила ее на всю жизнь — она была пышная, желтая, с розовым отливом. Разве могла я противиться судьбе?.. Мы поженились, а через год у нас родилась дочь. Витя был абсолютно счастлив.

- Шумно свадьбу отгуляли?

 — Слух о ней шел по всей Москве. Сейчас смотрю на нашу квартиру, в которой праздновали, и думаю: «Боже, как мы тут все поместились!» У Вити было много друзей из театра «Ромэн». Пришли Вася Туманский, Катя Жемчужная, совершенно молоденькая, красавица. Весело гуляли, пили, ели. Тогда на свадьбе я проверила одно народное поверье — чтобы семейная жизнь была без слез, невеста на свадьбе должна поплакать. Не помню, что со мной случилось, видимо, нервное перенапряжение, только я больше часа во время свадьбы прорыдала в ванной. Гости гуляли, а я не могла сдержать слез. Видимо, тогда и выплакала все…

«Под крышей театра супруг устроил голубятню»

- Говорят, Виктор Павлович был большим выдумщиком на всякие розыгрыши.

 — С Витей не соскучишься. Ему все время хотелось яркой жизни, не любил он будни. Помню, как-то я сказала: «Ухаживая за мной, ты и романсы мне пел, мы и на шашлыки ездили, а сейчас живем так спокойно». Тут вдруг Витя срывается и уходит из дома на несколько часов. Вернулся, а в руках у него ароматный, еще дымящийся… шашлык! Оказывается, за это время он успел сбегать на рынок. Рядом с нашим домом шла стройка, он развел там костер и зажарил мясо. Ой, и хохотала я. Зато запомнила запах этого шашлыка на всю жизнь (смеется). Да что говорить, Витя любовью, гордостью моей был. Я его актерские удачи и неурядицы переживала как свои. Мы всегда держались вместе. Когда с ним произошло несчастье, я просто переселилась в больницу. Не отходила ни на минуту, четко понимая, что мое место рядом с ним. Мы долго противостояли болезни, целых восемь лет боролись.

- У него ведь было больное сердце.

 — Оно и раньше давало сбои, но Витя, к сожалению, не жалел себя. Иначе он бы и Павловым не был, наверное. Очень темпераментный, подвижный, любил компании и все такое… Конечно же, неправильно. Здоровьем совсем не занимался. Да и мне, наверное, следовало быть повнимательнее. Но заставить делать что-то против его воли было невозможно. Не хотел себя Витя признавать больным. Первый инсульт случился у него в 1999 году. После него он довольно быстро восстановился, отпраздновал 60-летие в театре. Играл спектакли, снимался.

-  Второй инсульт у Павлова случился в Киеве?

 — Да, это произошло на съемках картины «Курьер» в 2006 году. Мы с дочерью буквально на коленях умоляли Витю, чтобы не ехал в Киев. Год назад у мужа был обширный инфаркт, и врачи запретили ему напрягаться. Как-то услышала, что Витя по телефону ведет переговоры. Потом привезли сценарий «Курьера», ему понравилось. Кстати, фильм так и не получился. Но тогда муж загорелся и заявил, что должен ехать в Киев. Я даже сама звонила режиссеру, объясняла ему ситуацию. Хотя мне было больно видеть, как Витя сидит дома у телевизора и с надеждой смотрит на телефон. В общем, в Киев мы поехали вдвоем. Снимали в холодных ангарах на окраине города. Три дня муж работал, при этом все было нормально. На четвертый — группе дали отдых, а вечером у Вити случился инсульт. Тогда я испытала полное отчаяние. Мы думали, что едем из Москвы дней на пять, а пробыли в Киеве полтора месяца. Витю положили в Больницу скорой помощи, в отдельную палату, врачи сделали все возможное…

- Вы таки вернулись в Москву?

 — Да, хотя Витя был еще слаб. Ехали поездом в сопровождении врача, а на Киевском вокзале в Москве нас уже ждала скорая помощь и сразу доставила в Больницу гражданской авиации. Там Вите стало немного лучше, и мы повезли его восстанавливаться за город, в Барвиху. Конечно, все это время боролись за его жизнь. Но с каждым днем было все сложнее и сложнее. В какой-то момент Витя уже стал понимать, что может не справиться. Рентгеновские снимки показали, что у него был тромб. Не знаю, это ли стало причиной смерти, потому что вскрытие я решила не делать. Уж и так намучился. Витя ушел из жизни дома, буквально у меня на руках. Извините, слезы душат, не могу говорить…

- Это правда, что под крышей Малого театра Виктор Павлович разводил голубей?

 — Было такое. Виталий Соломин вместе с Витей как-то ставили пьесу «Мой любимый клоун». Виталию пришла мысль, что хорошо бы в конце спектакля в зрительный зал пустить стаю голубей. В общем, под это дело Витя и выбил себе голубятню под крышей театра. Маленький уголок на самой верхотуре. Любил говорить, что голуби — это души умерших великих актеров. Подходишь к театру, а над его куполом кружит стайка белых голубей. Так приятно. У Вити это была настоящая страсть. Мужа все знали на птичьем рынке и бесплатно снабжали кормом. Он считал, что разводить голубей не женское дело, поэтому в тонкости меня не посвящал. Я лишь однажды была на его голубятне, куда благосклонно проводил меня сам Виктор Павлович.

«Роль Дуба Вите очень подходила, ведь у него действительно одно ухо было оттопырено»

- Рассказывают, что роль Дуба в комедии Гайдая «Операция «Ы», где Павлов снимался с повязкой на голове, досталась ему из-за… проблем с ушами?

- В молодости Витя занимался борьбой, и одно ухо было у него чуть-чуть оттопырено. Я ласково называла его ВитьУшко. Ему это страшно нравилось. Так что он мне достался уже с этим «ушком». Картина, принесшая мужу популярность, вышла еще до нашего знакомства, а вот при рождении образа Левченко в «Место встречи изменить нельзя» я принимала участие. Принесли книгу «Эра милосердия», по которой был снят фильм, а Вити дома не было. Тогда никто и предположить не мог, что сериал станет таким популярным у зрителей. Супруг сказал: «Таня, прочти книгу, а то мне сейчас некогда, потом расскажешь». Я тогда и обратила внимание мужа на эту эффектную роль Левченко. Ведь изначально его пробовали на Груздева, которого в результате сыграл Сергей Юрский. Ну и сам Высоцкий, с которым Витя приятельствовал, говорил, что роль Левченко просто создана для него. Кстати, супруг своего героя сначала нарисовал.

- Виктор Павлович был неплохим художником?

 — Да, любовь к рисованию у него с детства. Мальчиком он учился в художественной школе, был очень одарен. Потом забросил кисти. Любил говорить, что его поглотила «суета суёт». У меня до сих пор хранятся зарисовки и рисунки практически всех героев, которых он сыграл. Вообще, Витя был талантливым человеком по жизни. Он бы и врачом отличным мог стать, и строителем, и кулинаром.

- Редкий дар для мужчин.

 — Я-то ведь, замуж выходя, была маминой дочкой, мало что умела. Довольно часто приходилось мне уступать Вите место у плиты. Попозже, конечно, научилась. Нехитрое это дело. Больше всего Витя любил пельмени. Родители его сибиряки, у них был культ этого блюда. Однажды перед Новым годом Витя сам съездил на базар, купил прекрасное мясо и сказал: «Давайте пельмени делать». Мы с дочерью буквально «зашились»: и так не успевали все наготовить, а тут еще и вручную пельменей налепить. И тогда дочь говорит: «Давай, мама, штамповкой их сделаем». Довольно быстро справились. Боже, какой скандал разгорелся прямо за праздничным столом. Фарш был замечательный, но вид! Как же расстроен был Витюша. Сказал, чтобы подобное больше никогда не повторялось. Зато гости еще несколько дней звонили и спрашивали: «У вас плохих пельменей не осталось?» В общем, после этого я делаю пельмени только вручную. Научилась их лепить даже лучше, чем Витина мама. Муж у меня был идеальный. Сейчас, бывает, корю себя, что плохо за ним смотрела. Может, надо было ограждать его от всяких соблазнов. Да что теперь говорить…

- Татьяна Николаевна, вы уж как никто другой, наверное, знаете, что такое настоящая любовь?

 — Это когда с человеком интересно в любой ситуации, когда за него тревожишься, радуешься, болеешь, хочешь быть рядом всегда. Наверное, Витя испытывал ко мне такие же чувства.

- Он вам снится?

 — Иногда. Первое время после Витиного ухода я постоянно ощущала его присутствие и поддержку. А однажды Витюша мне приснился — в своей любимой черной джинсовой американской рубашке. Мы стоим рядышком, держимся за руки,  что-то обсуждаем, а потом он вдруг молча разворачивается и уходит. На прощание смотрит на меня долгим-долгим взглядом, и я понимаю, что не увижу его больше НИКОГДА…

648

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів