По мнению ученых, облако пепла, выброшенное в небо исландским вулканом, не представляло реальной опасности для самолетов
Вулкан Эйяфьядлаёкюдль, извержение которого продолжается с 14 апреля, остается в центре внимания мировых средств массовой информации. Все сильнее разгорается дискуссия о том, так ли уж необходимо было вводить запрет на полеты практически над всей Европой? Напомним, что столь строгое ограничение действовало на протяжении шести суток. Авиакомпании понесли только прямых убытков на сумму около двух миллиардов долларов. Более семи миллионов человек застряли в аэропортах по всему миру, не имея возможности воспользоваться своими билетами.
Европейские власти считают, что действовали правильно. Запрет на полеты принимался на основе мнения тех экспертов, которые утверждали, что облако вулканического пепла, образовавшееся в начале извержения, представляет угрозу для всех реактивных самолетов. Специалисты говорили, что вулканическая пыль, попав в турбину, тут же начинает плавиться, налипает на лопасти, и все это в итоге приводит к остановке двигателя.
Однако только теперь были услышаны доводы вулканологов, которые объяснили, что далеко не всякий вулканический пепел представляет опасность для самолетов. Все зависит от состава пепла. Это может быть и базальт, и андезит, и риолит. Даже у одинаковых по силе извержения вулканов характеристики пепла всегда разные. Опасность для турбин представляют частицы андезита. Они плавятся при температуре порядка 800 градусов по Цельсию. А вот базальт начинается плавиться при температуре 1200 градусов. Исландский вулкан выбросил в небо облако с базальтовыми частицами. Реальной опасности для работы двигателей они не представляли. Авиакатастрофа могла произойти только в том случае, если самолет достаточно долго летел сквозь облако. Тогда эти твердые частицы вулканической пыли «обработали» бы его фюзеляж, крылья, хвост, словно огромная пескоструйная машина. Но в этом случае экипаж сразу бы почувствовал неладное. И тогда было бы достаточно просто изменить высоту полета.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обвиняет европейские власти в поспешности при принятии решения о запрете полетов. Достаточно было провести элементарную аэроразведку и получить образцы пепла! Кроме того, весьма неточными оказались прогнозы по перемещению облака. Оказывается, их делали только на основе компьютерной модели. Никто не учитывал замеры атмосферных зондов. Расчеты же, полученные на основе всех данных, показали, что требовалось ограничить только работу аэропортов в Рейкьявике, Лондоне, Осло и Стокгольме.
351Читайте нас у Facebook