ПОИСК
Життєві історії

«Мне до лампочки, будут ли дети знать уравнения или правила грамматики. Главное, чтобы они были живы!»

15:36 11 травня 2011
Школа в прикарпатском селе Боднарив поделена на семь корпусов и расположена по обе стороны автомагистрали, которую двести школьников должны перебегать каждую перемену…

При одном упоминании о Боднариве — небольшом поселке в Калушском районе Ивано-Франковщины — вздрагивают сотрудники местной госавтоинспекции, вздыхают врачи скорой помощи и плачут родители учеников сельской школы. Месяц назад все село в знак протеста вышло на трассу, на целый час перекрыв интенсивное движение. Ничего незаконного — люди просто нескончаемым потоком пересекали дорогу туда-сюда по пешеходному переходу. Их отчаяние можно понять. Чуть ли не каждый месяц дорога орошается кровью, а на пешеходный переход сыплются осколки лобового стекла и обломки машин. Отчаянный скрип тормозов слышен гораздо чаще, чем школьный звонок. И дети бросаются к окну: кто из друзей на этот раз оказался под колесами автомобиля? Самое обидное, что в десяти минутах ходьбы от злополучной трассы порастают травой бетонные перекрытия, каменные столбы и колонны — фундамент новой трехэтажной школы, заложенной в Боднариве еще двадцать лет назад…

«Переменки рассчитаны до секунды, учителя переводят детей через дорогу всех вместе, выполняя при них функцию телохранителей»

На вокзале в Ивано-Франковске спрашиваю таксистов, как проехать в Боднарив. «Это там, где дети через дорогу бегают? — уточняют шоферы. — Жуткое место. Вы уж поосторожнее». Из этой реплики можно сделать вывод, что проблема отнюдь не сельского и даже не районного масштаба. Выйдя на остановке маршрутки, еще раз убеждаюсь в этом: прямо напротив главного корпуса меня встречает придорожный крест. Такие кресты обычно ставят там, где во время дорожно-транспортного происшествия погиб человек. Чуть дальше от школы еще один, с траурным венком. Чтобы перейти через дорогу, приходится ждать несколько минут. Фуры, грузовики, автобусы и легковые машины идут сплошным потоком, игнорируя стоящих на пешеходном переходе людей. Многие из водителей не обращают внимания и на знак «Обгон запрещен», выезжая на встречную полосу прямо на глухом повороте, и, конечно, почти никто не придерживается положенных в населенном пункте шестидесяти километров в час. Перестав надеяться, что меня пропустят, буквально прошмыгиваю перед носом у дальнобойщика, который даже не пытается притормозить. По спине бегут мурашки: если бы я споткнулась или замешкалась хоть на секунду, этого репортажа, как и всех последующих, подписанных моей фамилией, в газете не вышло бы…

 — Трасса Н-10 сообщением Стрый — Черновцы — это дорога государственного значения, — объясняет Галина Майкивская, председатель сельсовета Боднарива. — По ней проезжает свыше пяти тысяч автомобилей в день. Каждая из этих машин — огромный риск для учащихся нашей школы. Мы постоянно поднимаем этот вопрос, объясняем, что речь идет не просто о ремонте классов или спортзала, а о жизни учеников.

 — А вы только посмотрите, какой у нас «уникальный» школьный двор! — директор Боднаривской школы Богдан Олийнык саркастически показывает на асфальтированную площадку размером три на четыре метра, которая безо всяких бровок, бордюров и прочих ограждений переходит в дорогу. — И вот тут на переменах играют 210 (!) школьников. Вы можете себе это представить? Кстати, раньше у нас числилось более полутысячи деток. Школа пользовалась большим спросом, потому что здесь были бесплатные автокурсы. А сейчас некоторые родители просто боятся отдавать сюда детей. Потому что, отпуская ребенка утром на уроки, мама не знает, вернется ли он в обед живым.

РЕКЛАМА

Знаете, есть такие школы, которые просто расположены близко к дороге. Это тоже очень опасно, потому что непослушные первоклашки могут убежать и угодить под колеса. У нас же весь ужас в том, что мы фактически заставляем всех без исключения детей каждую перемену переходить скоростную трассу. Ведь на противоположной стороне дороги находятся спортивный зал, где проводят уроки физкультуры, столовая, в которой все должны обедать, и еще три учебных класса. А всего корпусов у нас семь. То есть школа одна из самых больших в районе. Было бы чем гордиться, если бы не высокая смертность… У нас переменки рассчитаны до секунды, переводить детей стараемся всех вместе, учителя выполняют функцию телохранителей. Я каждый день твержу педагогам: «Мне до лампочки, будут ли ученики знать уравнения или правила грамматики. Главное — чтобы живы были!» Нашими усилиями и милостью Божьей удается избежать многих аварий с участием детей. Но самое страшное — это постоянное, ни днем, ни ночью не спадающее напряжение. Ведь каждый день наши ребята находятся на грани нервного срыва — практически у каждого из них в телефонах есть видео, когда какая-то очередная машина с трудом затормозила на пешеходном переходе в миллиметре от их одноклассников.

РЕКЛАМА

Завуч Боднаривской школы Ольга Дрогомирецкая показывает «уникальный» школьный двор, где на асфальтированном кусочке три на четыре метра вынуждены играть более двух сотен детей

«Не дождавшись «скорой»,  мы сняли в классе двери, положили на них, как на носилки, Женечку и, тормознув попутку, повезли в больницу»

Богдан Михайлович предлагает мне экскурсию по школе. Альма-матер боднаривских учеников производит удручающее впечатление: отваливающаяся тут и там штукатурка, стены, сверху донизу пораженные грибком, учительская, рассчитанная на двенадцать человек, в которой ютятся сорок пять педагогов!

РЕКЛАМА

 — Весной и осенью школу, стоящую на крутом склоне, регулярно подтапливает, — продолжает рассказ директор. — От этого и грибок. Он уже полностью поразил все здание. Это очень вредно для здоровья детей, их дыхания. И вывести заразу не получается, как ни старайся. Мы пытаемся подкрасить, подштукатурить, но это невозможно — ни один материал на грибке держаться не будет. Так что самые страшные места просто закрываем панелями и забиваем. Да-да, вот так у нас и проходят уроки, — Богдан Михайлович кивает на оконные стекла, зазвеневшие оттого, что мимо пронесся огромный грузовик. — Это уже привычное явление. Как физик могу сказать, что недолго ждать того дня, когда вся школа просто разлезется по швам. Большие многотонные машины, проезжающие по дороге, попадают в резонанс со зданием, увеличивается амплитуда колебания, и происходит мини-землетрясение. В классах иногда падают с потолка плафоны. Слава Богу, дети ни разу не пострадали. А когда нас приезжало снимать телевидение, на противоположной стороне трассы упала стена в одном из корпусов. Это, спору нет, опасно. Но по сравнению с этой проклятой дорогой и грибок, и трещины для меня ерунда…

 — У меня вот две дочки, одна из них чудом выжила, — возмущается местная жительница Галина. — Переходила по пешеходному переходу, первая машина, которая спускалась с горки, остановилась, вторая тоже, а третья легковушка пошла на обгон и прямо на детей. За полметра чудом успела затормозить, но ребенок мой еще долго не мог прийти в себя.

 — А я таки попала под колеса, — рассказывает старшеклассница, представившаяся Марией. — Шестнадцать дней лежала в реанимации с сильнейшими травмами рук и головы, потом еще год не выходила из больницы. Как жива осталась — до сих пор не знаю.

 — Никогда не забуду тот день, когда сбили моего сына Любомира, — говорит еще один житель Боднарива, Ярослав. — Это случилось в 1998 году. Мальчику было четырнадцать лет. Тогда возле школы образовалась настоящая пробка, на дороге стояла целая колонна машин. Любомир прошел мимо двух из них, а летящий навстречу автомобиль на полном ходу врезался в него. Открытый перелом ноги, черепная травма, полгода в больнице… Прошло уже тринадцать лет, но сын до сих пор сильно хромает, потому что нога срослась неправильно. У него постоянно болит голова, и нервная система, конечно, сильно расшатана.

Каждый раз после очередного ДТП, в котором гибнет или травмируется ребенок, чиновники поднимают вопрос о школе и дороге. Правда, переполох длится недолго и ограничивается все всегда разговорами. В последний раз шум подняли три года назад, когда едва не погиб школьник Женя Куцела.

 — Несколько ребят переходили на другую сторону. 11-летний Женя был одним из них, — вспоминает завуч Боднаривской школы Ольга Дрогомирецкая. — Остальные успели перейти, а на него налетели «Жигули». Подбросили как мячик. Бедный мальчик пролетел почти десять метров. Мы даже не надеялись, что он жив. Подбежали, увидели, что Куцела без сознания, но дышит. Вызвали «скорую», сообщили родителям. Врачей не было сорок минут, мы поняли, что ждать их бесполезно, стали тормозить попутки. Остановился «пикап», сняли двери в одном из классов, привязали к ним Женечку — на случай, если у него сломан позвоночник, и сразу отвезли в Ивано-Франковск.

«Постройка школы обойдется в 35 миллионов гривен. Таких сумасшедших денег нет и быть не может»

Евгений Куцела-старший, отец Жени, вспоминать о том майском дне не любит. Сначала он вообще не хотел идти на контакт, но потом все же согласился дать «ФАКТАМ» короткое интервью.

 — Женька мой из хлопцев первым шел, — хмурясь, пытаясь совладать с волнением, рассказывает мужчина. — Одна машина остановилась перед переходом, водитель махнул ребятам, чтобы переходили. А сверху «четверка» эта летит… Хорошо хоть, добрые люди вовремя доставили сына в больницу. Нейрохирург потом сказал, что еще пару минут — и спасти Женю не удалось бы. Гематома мозга, черепно-мозговая травма, переломы ног… Последующие после аварии полгода мальчик вообще не помнит. Зато прекрасно помним мы: все эти больницы, суды. Виновника аварии осудили и должны были посадить на восемь лет, однако он попал под амнистию. Правда, его обязали выплатить нам пятьдесят тысяч гривен, но за три года он и половины не дал. Да еще нагло заявил: «В тюрьму вы меня не посадите. Захочу — буду платить, не захочу — не буду».

 — В глубине села, далеко от дороги, двадцать лет назад начали строительство новой школы, — вздыхает Богдан Олийнык. — Ее когда-то планировали сделать по типу лучших образцовых учебных заведений Словакии и Финляндии. Деньги выделил директор зверосовхоза — самого крупного в Прикарпатье. Нашли территорию, заложили фундамент. Но через год совхозы распались, началась перестройка, и все заглохло.

 — По ценам 1992 года это обошлось бы в 167 тысяч гривен, — объясняет председатель сельсовета Галина Майкивская. — Собирались возводить новое трехэтажное здание, объединяющее в себе и классы, и столовую, и большой спортзал. Но власти охотнее дают деньги на ремонт уже готовых помещений.

 — Постройка новой школы обойдется приблизительно в 35 миллионов, — сказал Василь Турчин, глава Калушской районной госадминистрации. — И районный, и сельский бюджет — дотационные. Таких сумасшедших денег сразу дать никто не может. Пока мы готовы выплатить на стройку первый взнос — триста тысяч гривен.

Если верить чиновникам, возведение боднаривской школы для них — дело первостепенное, ради этого даже приостановили постройку двух других учебных заведений в районе. При исправном финансировании новая школа должна быть полностью готова к 2013 году. А пока в решении проблемы могли бы помочь сотрудники Госавтоинспекции.

 — Я считаю, в поселке обязательно должна стоять патрульная машина ГАИ, — прокомментировал ситуацию заместитель начальника службы автомобильных дорог Ивано-Франковской области Григорий Нагонюк. — Тогда водители не будут нарушать скоростной режим, обгонять на поворотах. А вообще, нужно было думать перед тем, как строить школу у самой дороги! У нас таких поселков, где детям приходится бегать через дорогу, целых три: в Боднариве, Коломые и Марковцах. Теперь руки нам выкручивают, требуют помощи. Чтобы поставить светофор, нужна проектная документация, 150 тысяч гривен и месяц времени. Но в Боднариве это сделать невозможно, равно как и положить «лежачих полицейских». На магистрали государственного значения это запрещено, тем более трасса идет под крутым наклоном, и резкое торможение приведет лишь к увеличению аварий. Мы поставим возле школы знаки с рекомендованной скоростью и подкрасим разметку пешеходного перехода. Пока это все, что можно сделать.

 — Мы уже смирились, — вздыхает завуч Ольга Дрогомирецкая. — И в дождь, и в снегопад, и в метель переводим учеников через трассу за руки, внимательно следим за ними. А чиновники другим школам спортзалы ремонтируют… Это очень больно. Мы не можем за год даже допроситься, чтобы доску новую в класс купили. Не то что двор нормальный сделали. Я вот, видите, шины сюда притащила, в них клумбы развела. А малышня прыгает по резине, цветы топчет, потому что больше играться негде. Но мне не жалко, пусть топчут, я еще посажу. Лишь бы через дорогу не бежали…

807

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів