Академик Петр Толочко: «Наверняка кому-нибудь захочется соорудить коттеджи и на Юрковице»
— Находясь на Старокиевской горе (там расположен Музей истории Украины. — Авт.), вы еще увидите пейзаж, наглядно иллюстрирующий летописное предание об основании Киева: «Сидяше на одной горе Кий, а на горе, где ныне узвоз Боричев — Щек, а на другой — Хорив. И створиша городок во имя брата их старешего, и нарекоша его Киев», — говорит директор Института археологии Национальной Академии наук Украины академик Петр Толочко. — Эти горы сохранились практически в первозданном виде. Но может получиться так, что в ближайшее время их непросто будет узнать — там появятся дома, и исторический ландшафт исчезнет. Сейчас на слуху Щекавица из-за того, что там развернулось строительство чьей-то усадьбы. И хотя в начале июля удалось добиться приостановки работ, они могут быть возобновлены. Мне известно, что существуют планы застройки Замковой горы. Наверняка, кому-нибудь захочется соорудить коттеджи на Юрковице… Неужели в городе не осталось свободных мест под строительство, кроме этих исторических холмов над Днепром?
«Все, что построят на месте Десятинной церкви, будет фальшивкой»
— Петр Петрович, экспедиция вашего института уже пять лет исследует на Старокиевской горе фундаменты Десятинной церкви — первого каменного храма Киевской Руси. Какие получены результаты? — обращаюсь к академику Толочко.
*Замковая гора сохранилась в том виде, который она имела во времена Киевской Руси
— Мы приблизились к разгадке одной из интригующих тайн Десятиной — какой архитектурный облик она имела. Ее разрушили без малого 800 лет назад монголо-татары, и каких-либо изображений или подробных словесных описаний этого храма не сохранилось. Существует больше десяти не похожих одна на другую предполагаемых реконструкций святыни, созданных выдающимися учеными. Но, похоже, ни одна из них не близка к оригиналу. Дело в том, что прежде считалось: Десятинная церковь была величественной, высокой. Нынешние исследования ее фундаментов заставляют поставить это под сомнение. Скорее всего, она высокой не была, представляла собой базилику, характерную для так называемой провинциального византийского стиля. Кстати, с нами сотрудничают ведущие историки архитектуры, в том числе заведующий сектором Государственного Эрмитажа Олег Иоаннисян. Впрочем, новые данные все равно не позволяют точно восстановить облик первой каменной церкви Руси.
Признаться, я был против раскопок ее останков. Ведь древние фундаменты находились под землей, которая сохраняла их от дальнейшего разрушения. Если раскапывать, то после археологов должны прийти реставраторы, чтобы законсервировать остатки, а за ними — музейные работники для создания археологического парка. В Украине подобная «цепочка» не наработана, поэтому я выступал за то, чтобы фундаменты не тревожить до лучших времен. Но при президенте Викторе Ющенко была реанимирована идея отстроить Десятинную церковь, и нас, по сути, заставили начать раскопки. Возглавить их я поручил своему заместителю доктору исторических наук Глебу Ивакину.
Ныне вновь поднимается вопрос о возведении там нового храма. Получается, что при каждой власти эта идея находит влиятельных сторонников. Я понимаю, что кого-то привлекает мысль: князь Владимир Креститель построил Десятинную церковь, а он ее возродит. Этим людям не мешало бы знать, что международные хартии по охране памятников старины запрещают восстанавливать исторический объект, когда доподлинно неизвестно, каким он был. Если не следовать этому правилу, то все, что построят, будет фальшивкой.
Вокруг этой темы ходят спекулятивные слухи. Например, что Президент Виктор Янукович якобы пообещал патриарху Русской православной церкви Кириллу воссоздать Десятинную, поэтому, мол, храму сейчас уделяется так много внимания. Я вхожу в совет по культуре при патриаршем Синоде. На одном из заседаний рассказал Кириллу о нынешней ситуации и спросил, обещал ли ему Янукович построить на Старокиеской горе новый храм. Кирилл ответил: «Мы с ним на эту тему никогда не говорили. Я считаю, если нет документальных данных для восстановления Десятинной церкви, отстраивать ее не стоит. Потому что это будет кич, а кич нашей церкви не нужен».
«Назвать дату основания Киева нам позволила находка — остатки жилища конца V -начала VI веков»
— Депутаты столичного горсовета на днях потребовали от вашего института пересчитать возраст Киева, мол, ему не 1500 лет, а гораздо больше.
— Интересно, что некоторые упрекают меня в том, что я, наоборот, приписал Киеву несколько лишних столетий (дата основания столицы Украины была определена по данным, полученным в результате масштабных археологических раскопок, которые в конце 1970-х — начале 1980-х годов проводились на Старокиевской горе под руководством академика Петра Толочко. — Авт.). Эти критики правы в том, что городом Киев стал не 1500 лет назад, а позже — в IX веке. Мы вели счет от основания поселения, которое существовало непрерывно и стало со временем городом. Критерий непрерывности является ключевым.
*Такие украшения находили в кладах на Старокиевский горе, где располагался укрепленный центр древнего Киева
Эпизодически же люди жили в этих местах с доисторических времен. Самая ранняя найденная здесь стоянка первобытного человека существовала 14-16 тысяч лет назад. Важно понимать, что история города и территории, на которой он находится — это не одно и то же.
— Откуда известно, что поселение, от возникновения которого ведется отсчет возраста Киева, появилось 15 веков назад?
— Наша экспедиция в конце 1970-х нашла на Старокиевской горе остатки жилища, которое датируется концом V — началом VI веков. Оно стало неопровержимым доказательством того, что поселение тогда уже существовало. Были также найдены монета византийского императора Анастасия I, правившего в конце V столетия, и несколько монет Юстиниана, который стал императором в первой половине VI века. Кстати, именно к этому времени, согласно выводам академика Бориса Рыбакова, относится летописная легенда о братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди, основавших Киев.
Когда на уровне высшего руководства советской Украины принималось решение о праздновании 1500-летия Киева в 1982 году, я говорил, что на самом деле этот юбилей следовало бы отметить лет на 25 позже — в первом десятилетии XXI века. Руководитель республики Владимир Васильевич Щербицкий сказал на это: «Мы отпразднуем сейчас, а следующие поколения, если захотят, отпразднуют еще раз».
— Что, кроме древнего жилища, нашла ваша экспедиция в ходе тех масштабных раскопок?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, скажу, что на Старокиевской горе, где находилось защищенное укреплениями ядро средневекового Киева, раскопки ведутся уже более 200 лет. Мы нанесли на карту места, которые исследовали до нас, и стали копать еще не тронутые участки. Рядом со зданием Музея истории Украины нам посчастливилось найти остатки дворца времен княгини Ольги, имевшего форму круга. Это самая древняя из известных в Киеве княжеских резиденций. Мы исследовали также площадку в Десятинном переулке, где находился дворец Мстислава.
— Правда, что на Старокиевской горе найдено очень много кладов времен Киевской Руси?
- Немало. Самый богатый из них обнаружили еще в 1840-х годах на подворье офицера Аненкова. Эта находка не вместилась в два(!) мешка. Правда, история не сохранила сведений, каковы были размеры тех мешков. А наибольшее количество кладов нашли в конце XIX — начале XX столетий во время массовой застройки центра города. Впрочем, они попадаются до сих пор. Так, в конце 1990-х при раскопках места, на котором отстроили Михайловский Златоверхий собор, нашли порядка тридцати серебряных гривен. А уже в нынешнем веке рядом с улицей Владимирской посчастливилось отыскать набор древних украшений.
Как правило, киевские клады состоят из очень дорогих золотых и серебряных вещей, которые носили князья и высшая знать — церемониальные диадемы, бармы (нагрудные медальоны с накладками, на которых изображены Иисус Христос и Деисусный полный чин), колты (височные украшения), браслеты… Основная часть этих кладов была зарыта, когда в декабре 1240 года монголо-татары подошли к Киеву. Сейчас отдельные ученые заявляют, что не таким уж страшным было нашествие этих кочевников. Но на самом деле оно стало катастрофой, особенно для Киева: население было уничтожено, город разрушен. В результате выкапывать спрятанное серебро и золото оказалось некому.
— Как возник рассказ о том, что апостол Андрей Первозванный пришел на днепровские горы и предрек появление здесь Киева?
— Эта красивая легенда появилась во второй половине XI века, когда церковные владыки стали осмысливать место Руси и Киева в православном мире. В результате родилась идея о том, что христианство к нам пришло не только из Византиии. Якобы еще задолго до крещения Руси апостол Андрей Первозванный со своими учениками дошел до Херсонеса, поднялся по Днепру. В летописи сказано, что на месте, где затем вырос Киев, апостол предрек: здесь воссияет благодать Божья, будет построено много церквей и «великий город воздвигнется». Впрочем, другой летописец представил все это осторожнее: Андрей Первозванный, мол, здесь не был, но дух его был.
«Нам удалось опровергнуть расхожее мнение, что во времена Руси Киев был городом землянок»
— Из поколения в поколения передается предание о том, что на горе Щекавице, которую ныне пытаются отстоять защитники исторических мест Киева, похоронен князь Олег. Его могила найдена?
— В летописи рассказывается, что князь получил смертельный укус змеи, когда подошел к останкам своего коня, погибшего на поле брани. Олега якобы похоронили на Щекавице. Там проводились археологические раскопки, но его могилу не нашли. Нужно сказать, что в летописи есть еще одна легенда о смерти Олега: в 911 или 912 году он вернулся туда, откуда пришел, — в Новгород. После этого подался за море и где-то там умер. Обе легенды равноценны, поскольку не имеют подтверждения.
На Щекавице есть фундаменты каменной церкви времен Киевской Руси. Известно, что когда в 1183 году монахи Печерского монастыря подняли бунт против своего настоятеля, они пригласили на его место попа Василия Щекавицкого.
— Что в древние времена находилось на других киевских горах?
— Высокая — 60 метров над уровнем Днепра — Замковая гора самая из них труднодоступная. Поселившись на ней и поставив небольшие оборонительные сооружения, можно было жить в относительной безопасности. На этой горе десять гектаров земли — достаточно для создания поселения. Там найдены одни из самых древних культурных слоев. Все это дает основания полагать, что Киев начинался именно с Замковой как самой защищенной возвышенности. Оттуда центр поселения переместился на Старокиевскую гору, где было построено укрепленное городище.
На Юрковской (Лысой) горе во времена Киевской Руси располагался лагерь варягов — там останавливались приезжавшие в Киев скандинавы.
Нужно сказать, что повсюду — от Кирилловской церкви на севере Киева до Выдубицкого монастыря на юге — мы находим остатки жилищ времен Руси. Люди жили на отдельных участках этой территории, пригодных для возведения домов.
— Когда возникла нижняя, примыкающая к Днепру, часть города — Подол?
— Самым ранним постройкам, которые мы там нашли, немногим больше 1100 лет. Но это не значит, что на Подоле нет ничего более древнего. Дело в том, что этот район пока мало исследован археологами. Раскопки проводятся, как правило, там, где начинается какая-либо стройка. Ковши экскаваторов вынимают грунт на четыре-пять метров. Вот такая глубина доступна ученым. Но на ней вещи истлевают, поэтому мало что можно найти. Нам нужно спускаться глубже в обводненные слои, где артефакты сохраняются очень хорошо. Но для этого требуется специальная техника, которой у нас нет.
А возник Подол, вероятно, почти тогда же, когда и верхняя часть города. На горе была крепость, а внизу кузницы, мастерские ремесленников, рыбацкие домики. Недавно на Подоле, на улице Юрковской, мы нашли фундаменты каменной церкви XII века. О ней нет ни одной записи в летописях, поэтому прежде ученые не знали, что она существовала. Думаю, подобных сюрпризов нижняя часть города (ее площадь очень большая — 120 гектаров) преподнесет еще немало.
— Какие находки, сделанные на Подоле, являются самыми важными?
— Целые кварталы срубных домов, на которые наткнулись в ходе строительства метро на Оболонь. До этого доминировала точка зрения, что древний Киев был городом землянок и дворцов — простой люд жил якобы в подземных жилищах. Такие строения действительно находили. Но будучи еще молодым ученым, я выискал в архиве документы о том, что в XIX веке археолог Викентий Хвойка находил в Киеве остатки других типов жилищ — срубов. Я мечтал их тоже обнаружить. И вот началась прокладка ветки метро, и перед нашим взором предстало множество таких построек. Мы увидели, что киевлянам приходилось время от времени наращивать свои дома, ведь строения на Подоле постепенно заносило песком с Днепра и окрестных оврагов. Поэтому на старых жилищах возводили новые. За несколько столетий получался своего рода «слоеный пирог». Целые кварталы срубов замечательно сохранились, потому что пребывали во влажных грунтах. Несколько таких домов после консервации мы затем выставляли в музеях — в Переяславе и Пирогово, что на окраине Киева.
1483Читайте нас у Facebook