ПОИСК
Україна

Валерий Саратов: «Сегодня технически невозможно установить счетчики тепла в каждой квартире»

6:30 18 квітня 2012

В Украине закончился очередной отопительный сезон, на протяжении которого во многих регионах повышались тарифы на отопление. Кроме того, с начала апреля почти по всей стране увеличилась стоимость воды для населения. Естественно, люди интересуются, с чем связано подорожание и за что конкретно они платят. Рассказать о том, как формируются тарифы на воду и тепло и с какими проблемами сейчас сталкивается жилищно-коммунальное хозяйство, «ФАКТЫ» попросили Валерия Саратова (на фото) — председателя Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.

— Каковы составляющие тарифов на воду и тепло?

 — В производстве тепла до 65 процентов — это расходы компаний на газ, 8-10 процентов — на электроэнергию, до 20 процентов — заработная плата. На прочие расходы (ремонты, амортизация, горючесмазочные материалы) приходится около 10 процентов. В структуре тарифа на воду электроэнергия составляет 28 процентов, заработная плата — 47 процентов, прочие расходы — 25 процентов. Но есть предприятия водоснабжения, у которых расходы на электроэнергию достигают 50-60 процентов.

И еще один очень важный момент. Люди должны понимать, что в тариф включаются только те затраты, которые входят в себестоимость тепла или воды. Расходы предприятий, не связанные с основной деятельностью (к примеру, содержание пионерских лагерей, баз отдыха, домов культуры и другие), в тарифе не учитываются и на его размер не влияют.

РЕКЛАМА

— А какие санкции применяются к организациям, явно завышающим тарифы?

 — В основном пока жалобы приходят из небольших городов. В качестве примера приведу последний случай с коммунальным предприятием «Васильковтеплосеть» (Васильков Киевской области). Этому предприятию был установлен тариф на тепловую энергию в размере 304 гривен 79 копеек за гигакалорию, а руководители «Васильковтеплосети» самовольно, нарушив закон, повысили тариф до 539 гривен 33 копеек. Предприятие было оштрафовано на 85 тысяч гривен. Кроме того, его директора освободят от занимаемой должности. И в конце апреля пройдет сессия горсовета, на которой будут утверждены законные тарифы.

РЕКЛАМА

— Некоторые поставщики объясняют завышение тем, что тарифы для населения не покрывают себестоимость предоставляемых услуг.

 — Хочу отметить, что с октября прошлого года для потребителей категории «другие» установлены экономически обоснованные тарифы на тепло и воду. Это означает, что суммы полностью покрывают все затраты. В то же время тарифы для населения действительно ниже их себестоимости.

РЕКЛАМА

Дело в том, что сегодня есть два основных понятия — государственная тарифная политика и экономически обоснованные тарифы. За последние отвечаем мы, а вот за тарифную политику — государство. Наше правительство идет путем компенсации за счет бюджета затрат поставщикам газа, воды, тепла, электроэнергии на предоставление услуг населению. Таким образом нашим согражданам оказываются социальная помощь и поддержка.

Государственное регулирование тарифов — общемировая практика. Во многих европейских странах есть такое понятие, как энергетическая бедность. Это значит, что население должно платить за энергоносители (отопление, электроэнергия, газ) не более 10 процентов совокупного дохода семьи. С этими расчетами согласен и Мировой банк. В Украине сложилась такая ситуация, что если установить экономически обоснованные тарифы для населения, то 80 процентов семей окажутся за чертой энергетической бедности и просто не смогут платить. Поэтому в вопросах государственной тарифной политики правительство опирается на реальную платежеспособность граждан. Даже специалисты Мирового банка признают, что Украине нужно 5-10 лет, чтобы привести в порядок тарифы на тепло.

Кстати, согласно статистическим данным за прошлый год, в отопительный период расходы на коммунальные услуги составляли 11,8 процента от совокупного дохода среднестатистической семьи. В крупных городах этот показатель достигал 12,8 процента. Так что, если тарифы для населения и будут повышаться, то только одновременно с увеличением возможности населения их оплачивать.

— Вы занимаетесь контролем предприятий теплоэнергетики и водоканалов, то есть производителей. Но между ними и населением нередко существуют посредники, которые приобретают, например, тепло по цене, установленной вашей комиссией, а продают его потребителям уже по другой, завышенной, стоимости. Как их контролировать?

 — Такая проблема действительно есть, причем зачастую в крупных городах. В целом же по Украине около 70 процентов тепла и воды поставляется потребителям по прямым договорам. То есть без посредников. Хотя законодательство позволяет использовать оба механизма предоставления услуг. Люди вправе обращаться в органы местного самоуправления, добиваться упразднения посредников и заключения прямых договоров. Проще всего это сделать организациям совладельцев многоквартирных домов. Есть и другой путь: местная власть сама, не дожидаясь обращений, отказывается от посредников.

Например, когда я работал в Севастополе, мы передали сети, находившиеся в коммунальной собственности, на баланс водоканалу и теплоэнерго, которые долго этому противились. В результате все проблемы, связанные с износом труб, протечками в подвалах, неправильной циркуляцией тепла и так далее, легли на плечи производителей услуги. Были заключены прямые договоры, и в случае возникновения проблем жители звонят в аварийные службы теплоэнерго и водоканала, которые теперь напрямую заинтересованы в исправности сетей и оборудования. В результате такой реформы население получает услуги без наценки.

Но хочу подчеркнуть, что потребители должны сами определить, что им выгодно — работать напрямую с поставщиком или при посредничестве какой-либо управляющей компании или жэка.

— Состояние наших теплосетей оставляет желать лучшего. Сейчас поставщики зачастую все потери закладывают в тарифы для потребителей. Как решить эту проблему и не переплачивать?

 — Что касается потерь, то, например, в странах Европы они колеблются в диапазоне от 10 до 30 процентов и учитываются при расчете тарифа. В Украине в среднем потери составляют около 30 процентов. Кроме того, существует такое понятие, как технологические затраты на подготовку воды. Это — определенное количество воды, которая расходуется на технологические процессы, в частности, промывку фильтров и труб. В Украине данный показатель колеблется от 0 до 14 процентов. Комиссия планирует устанавливать процент ежегодного снижения потерь в сетях, за счет чего будет уменьшаться и себестоимость услуги. Сейчас специалисты комиссии разрабатывают соответствующие порядки и методики.

Другой вопрос — потери во внутридомовых сетях. Зачастую они распределяются между жителями конкретного дома. Тут необходимо понимать, что без массовой установки счетчиков и перехода на расчеты только по их показаниям проблему не решить. Каждый должен платить только за полученные услуги. И если приборы учета воды уже стали в квартирах украинцев привычными, то со счетчиками тепла ситуация намного сложнее. Сегодня технически невозможно и финансово нецелесообразно обеспечить их установку в каждой квартире. Начнем с того, что в домах, построенных в советское время, такая возможность попросту не предусмотрена. В новых зданиях разводка позволяет устанавливать счетчики тепла и даже регуляторы температурного режима, но таких домов очень мало. И возникает вопрос цены. Установка одного квартирного прибора учета тепла будет стоить от 3,5 до 6 тысяч гривен.

Поэтому задачей государственной важности является повсеместная установка общедомовых счетчиков. В этом случае люди должны понимать, что отапливать и, соответственно, оплачивать нужно не только квартиры, но и подъезды, технические помещения…

— Недавно в редакцию «ФАКТОВ» обратились граждане, создавшие общество совладельцев жилья. Они установили в своем доме тепловой счетчик, но это не привело к экономии. Напротив, их отнесли к юридическим лицам и повысили тариф на отопление. Это законно?

-  В Украине существует два тарифа на тепло — для населения и для бюджетных организаций. Если людей действительно вынуждают платить больше, пусть обращаются в нашу комиссию, мы проверим законность этого требования. Но на практике установка теплового счетчика позволяет сэкономить до 30 процентов. То есть в течение двух-трех лет счетчик себя полностью окупает. Однако я считаю, что для обретения жильцами дома настоящей независимости только счетчика недостаточно, нужно ставить индивидуальные тепловые пункты.

— А что это такое?

 — Индивидуальные тепловые пункты (ИТП) позволяют людям не просто контролировать расход тепла, но и управлять им, регулируя температуру теплоносителя, подаваемого в систему отопления, и горячей воды в кране. Кроме того, ИТП дают возможность регулировать давление в системе, ведь очень часто прорывы труб происходят именно из-за перепадов давления. А еще нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда из-за разбалансированности системы происходит неравномерное распределение тепла между квартирами. Например, если теплоноситель идет сверху, то на верхних этажах жарко и люди открывают форточки, а внизу батареи еле теплые. И наоборот. Так вот, ИТП позволяет решить подобные проблемы. Это не сложное оборудование: теплосчетчик, два-три насоса, теплообменник и разводка. Кстати, важность и необходимость установки общедомовых приборов учета тепла и индивидуальных тепловых пунктов понимаем не только мы. Проведение этой работы — одно из требований Мирового банка для получения Украиной кредитов в сфере теплоснабжения.

— Как обстоит сейчас дело с установкой счетчиков тепла и кто должен финансировать эти работы?

 — К сожалению, централизованной государственной программы нет. Но есть несколько возможных путей решения проблемы. Первый — устанавливать счетчики за счет бюджета. Однако на это нет денег, поскольку приоритетным для государства является обеспечение зарплат учителям, медикам и решение срочных социальных проблем. Второй путь — ставить счетчики централизованно и включать эти расходы в тариф на тепло. Третий вариант — использование средств инвесторов и прочих внешних источников финансирования. Поэтому наиболее реальным является совместное приобретение счетчика жильцами каждого многоквартирного дома. Это выгодное вложение.

— А насколько выгодно устанавливать в квартирах и домах счетчики воды?

 — Тут сложилась любопытная ситуация. В тех регионах, где вода стоит дешево, индивидуальные водомеры установлены только в 30 процентах квартир. Там, где тариф выше среднего по Украине (5 гривен 39 копеек. — Авт.), — в 90 процентах квартир. Тем не менее за последние годы потребление воды в целом по стране сократилось процентов на 30, так как люди, поставившие счетчики, стали экономить воду.

Устанавливаются домовые и индивидуальные приборы учета воды. Все больше граждан отдают предпочтение индивидуальным счетчикам. Однако до сих пор не урегулированы главные вопросы: у кого на балансе должны находиться счетчики воды и кто их обязан проверять?

В проекте Закона «О коммерческом учете тепловой энергии и воды в сфере теплоснабжения и водообеспечения» предусматривается, что этим должны заниматься водоканалы. Не исключено, что придется включить в тариф расходы на содержание и проверку счетчиков, но зато появится какой-то порядок. А сегодня приборы учета воды устанавливаются хаотично, контролем и ремонтом занимаются сомнительные организации или частные лица.

— Есть возможность установить одинаковые тарифы на воду во всех регионах?

 — Нет, поскольку в разных регионах и городах условия подачи воды существенно отличаются. В Украине есть регионы, где вода проходит большие расстояния, а есть такие, где водозабор прямо под боком. Вода может быть разного качества, имеет значение протяженность сетей. Словом, факторов множество. Нередки даже случаи, когда в соседних населенных пунктах тарифы отличаются. Проблему, как правило, удается решить путем объединения нескольких водоканалов в одну крупную компанию и установления единого тарифа по региону. Например, так сделали в Кировоградской области, где создали одну крупную компанию «Днипро-Кировоград». Там к местному водоканалу присоединились водоснабжающие предприятия Знаменки, Светловодска и Александрии. За счет этого люди стали платить за воду меньше. Например, в Знаменке цена уменьшилась на 46 процентов. На следующем этапе вполне реально установить «тарифный коридор», в рамках которого цены будут колебаться в разных регионах в пределах 15-25 процентов. Это можно и нужно сделать за счет детального изучения экономики и технологических процессов, их оптимизации. Но на работу уйдет далеко не один год. Впрочем, наша комиссия для того и создана, чтобы дать толчок реформе всей коммунальной сферы.

5221

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів