«Закончив наш лицей, дети поступают в самые престижные университеты мира, даже в Гарвард»
Несмотря на то что злые языки говорят, будто украинское образование переживает не самый лучший период, наши школьники не перестают доказывать обратное. Только в этом году «ФАКТЫ» несколько раз писали о талантливых школьниках — победителях всеукраинских и международных олимпиад. Общаясь с этими школьниками, нельзя было не заметить одну интересную закономерность — все эти дети учатся в одной школе, столичном лицее «Лидер». Лицей бьет все рекорды по количеству победителей олимпиад, научных конкурсов (в том числе и международных!) и выпускников с высокими баллами внешнего независимого тестирования. За этих школьников борются лучшие столичные вузы, дети получают президентские стипендии. В чем же секрет такого успеха? Накануне 50-летнего юбилея лицея «Лидер» «ФАКТЫ» решили побеседовать с его директором Дмитрием Кравченко, у которого, кстати, этот год тоже юбилейный — 25 лет в должности директора.
«Восемь учеников лицея попали в тройку лучших на международных олимпиадах»
— Дмитрий Григорьевич, поздравляем с юбилеем! Как будете праздновать?
— Еще в сентябре мы решили весь учебный год посвятить юбилею нашей школы. Кто-то отпраздновал и забыл, а мы это делаем целый год. Первый подарок — это 280 призовых мест на городских олимпиадах. Из этого числа победителей двадцать наших учеников потом заняли призовые места на всеукраинских олимпиадах, восемь человек попали в тройку лучших на международных олимпиадах. Плюс 21 призовое место на конкурсе Малой академии наук. Школьники, которые хоть раз в этом участвовали, знают, насколько это сложно. Поэтому в конце мая мы соберем всю нашу большую семью и вместе порадуемся этим достижениям.
— О большой семье слышу уже не впервые. Ученики, с которыми я общалась, отзывались о лицее именно так.
— Потому что это правда. Я часто говорю, что лицей «Лидер» — это словно отдельный островок со своими правилами, традициями, с особой семейной атмосферой. Об этом можно рассказывать часами, но лучше самим увидеть. Для нас самое главное — чтобы ученики шли сюда не через силу, а с радостью.
— Но как этого достичь? Чаще всего детей, особенно подростков в переходном возрасте, приходится гнать в школу чуть ли не из-под палки.
— Ребенок захочет идти в школу, только если ему там комфортно и интересно. У всех детей есть скрытые таланты, о которых они могут даже не догадываться. Просто их надо найти и помочь реализовать. Для нас это составляет главную задачу — найти талант. Поэтому в лицее очень развита внеурочная деятельность. Это и кружки — математические, спортивные, логики, изобразительного искусства. Наш баскетбольный клуб признан лучшим школьным клубом Киева и Киевской области. Еще есть целая студия танцев, туристический, футбольный клубы. Ребенок может записаться хоть на все секции сразу. И рано или поздно определится, что ему больше нравится.
— Формально такие кружки есть почти в каждой школе. Другое дело, что занятия нередко срываются, потому что у учителей возникают «более важные дела».
— У нас в кружках работа идет не хуже, чем на уроках. Точно так же, как и в школьном парламенте, и при выпуске газеты, в организации КВН. Вы обратили внимание, сколько у нас стенгазет? Проводим традиционные школьные ярмарки, фестивали. Все это помогает детям самоутвердиться, найти себя. Наши традиции формировались годами. Кое в чем принимают участие не только дети и учителя, но и родители. Например, в лицее уже много лет существует научное общество. Ученикам, которые не участвуют в олимпиадах, дается задание подготовиться к участию в научной конференции. В выборе темы для этой конференции активность проявляют даже родители. Дальше все по-взрослому: подготовка научного доклада, выступление, защита. И поверьте, если все правильно организовать, детям это будет совсем не в тягость. Если школьник интересуется математикой (а у нас таких детей много, ведь в лицее существует математический профиль обучения), у него есть шанс попасть в Америку, на престижный международный конкурс Интел.
— Ваш лицей бьет все рекорды по количеству победителей олимпиад, в том числе международных. В чем секрет? Ходят слухи, что у вас сумасшедшие нагрузки.
— Нагрузки, конечно, есть, но не сумасшедшие. На самом деле одними нагрузками мы бы вряд ли добились таких результатов. Конечно, детям, которые здесь учатся, приходится много работать. И рассказы о домашнем задании в виде пятидесяти, а то и больше задач, это правда. Но ведь действует целая система. Судите сами: если на ребенка регулярно взваливать титанический объем работы, он в какой-то момент может не выдержать. И вот уже поступил на математический профиль, а потом вдруг понял, что это не то, чем хотел бы заниматься всю жизнь. К каждому ребенку нужен отдельный подход. Кто-то не до конца уверен в себе, у кого-то комплексы, у кого-то проблемы в семье — каждому нужно помочь.
«С нашими учителями работают профессиональные психологи»
— Но как же найти к каждому ученику индивидуальный подход, если в классе сорок человек, а учитель один? И когда же, позвольте узнать, учитель сможет еще и донести предмет?
— Раньше именно так и рассуждали, — говорит Дмитрий Кравченко. — В коммунистическое время школы готовили рабочих, которым нужно было общее среднее образование. Учитель приходил в класс и просто передавал определенный объем знаний. На этом его функция заканчивалась. Кто-то запоминал лучше, кто-то хуже, но это педагогов не очень волновало. Теперь же просто передать сумму знаний недостаточно. Мы стоим на пороге колоссальной промышленной революции: сейчас главное уже не рабочая сила, а человеческий мозг. Все идет к тому, что в качестве рабочей силы люди будут использовать роботов. Поэтому сейчас нужно не просто передавать знания, а тренировать мозг каждого ребенка, развивать его индивидуальность. Если ученик усваивает материал хуже, чем другие, необходимо найти этому причину. Возникает вопрос: как подойти к каждому, если их так много, а педагог один? Это могут сделать только психологи. Поэтому учителя в первую очередь должны быть талантливыми психологами.
— Только где же найти таких учителей? Как показывает практика, выдающихся педагогов мало, в основном это обычные люди со своими проблемами.
— Правильно. Но и педагогов тоже надо… учить. Учитель прекрасно владеет материалом? Хорошо. Но этого недостаточно. Если он не может заинтересовать детей, тогда кому, по большому счету, нужны эти знания? Точно так же недостаточно быть просто хорошим человеком. Надо уметь, как говорится, достучаться. Для этого мы много лет назад совместно с Институтом психологии имени Костюка создали в лицее целую лабораторию психологии. С нашими учителями работают профессиональные психологи. Сначала приходилось непросто, многие это новшество не воспринимали. Но потом привыкли. Сейчас учителя сами охотно учатся. И что самое главное — это дает результат!
— Значит, секрет успеха ваших учеников все-таки в индивидуальном подходе?
— Уверен, что это играет очень большую роль. Не думайте, что у нас нет трудных детей. Они есть везде. Кому-то не хватает внимания родителей, у кого-то несчастная любовь, сложный переходной возраст. А чтобы учиться в лицее, детям нужно постоянно держать высокую планку, много работать. Тут, опять-таки, помогают учителя-психологи. У нас были случаи, когда ребенок и умен, и трудолюбив, и с гениальными генами, но с неустойчивой психикой. И в последний момент, когда до победы оставался лишь шаг, он вдруг срывался. Один такой мальчик потом дважды стал абсолютным чемпионом мира среди студентов по математике. Он очень много работал, побеждал на городских и областных олимпиадах. Но как только дело доходило до всеукраинской, срывался и с треском проваливался. Накануне олимпиады у него начиналась истерика, сменявшаяся апатией. Только в последний год учебы, уже будучи одиннадцатиклассником, он победил на всеукраинской олимпиаде, а затем в мировом рейтинге занял четвертое место на международном конкурсе. Но до этого с ним хорошо поработали наши психологи.
— О выпускниках вашего лицея ходят легенды. Говорят, кто-то даже работает во всемирно известной корпорации «Фейсбук».
— Это наш Юра Зновьяк, — рассказывает Дмитрий Григорьевич, — он единственный среди украинских школьников стал абсолютным чемпионом мира по информатике, победив на международной олимпиаде. Закончив «Лидер», поступил в Киевский национальный университет имени Шевченко и, проучившись там четыре года, уехал в Америку — его пригласила работать корпорация Google. Сейчас он работает в «Фейсбуке». Еще один наш выпускник — чемпион мира по математике Максим Федорчук. Впервые он показал себя еще на местной олимпиаде, решив сразу шесть сложнейших задач. Потом стал абсолютным чемпионом мира по математике, закончил аспирантуру в Гарварде. А сейчас Максим — профессор престижного Колумбийского университета. Другие наши выпускники закончили университеты Парижа, Чикаго… Это я считаю наибольшим нашим достижением.
— Приходя в лицей, удивляешься тому, насколько вежливые здесь дети — все здороваются, улыбаются, открывают перед тобой двери. Обычно чем лучше и элитнее считается школа, тем больше у учеников высокомерия и даже, извините за выражение, элементарного жлобства.
— Это, к сожалению, встречается везде, оно прочно укореняется в обществе. Другое дело, что у нас его меньше, мы боремся с этими проявлениями. Где возникает жлобство? Там, где дети ничем не заняты, не хотят и не умеют работать. Если ребенок трудится в поте лица, ему не до этого. В нашем лицее учатся дети обеспеченных людей, но все они работают с полной самоотдачей. Чтобы влиться в эту среду, ученику, независимо от того, из бедной он семьи или из богатой, нужно много работать. В противном случае приходится прощаться.
— Неужели сразу отчисляете?
— Если ребенок недостаточно работает и не тянет программу, почему бы и нет? Эти правила придумал не я, в лицее никогда не приживались дети-мажоры. Так было еще при первом директоре — известном педагоге Василии Болдыреве. Аксиома простая: учитель должен уважать ребенка, а ребенок — учителя. В свою очередь, дети должны уважать друг друга. Я требую от учителей, чтобы они обращались к детям на вы.
— Кстати, об истории. Насколько я знаю, лицей всегда считался одним из лучших.
— Потому что здесь всегда работали лучшие педагоги. Формируя преподавательский состав, тогдашний директор Василий Болдырев выбрал двадцать лучших учителей города. Кое-кто из старого преподавательского состава работает в лицее до сих пор. Например, Ларисе Федоровне Завидоновой — прекрасному учителю английского языка, выпустившему не одно поколение будущих аспирантов Гарварда и других иностранных вузов, в этом году исполняется восемьдесят лет. Она работает в школе с 1961 года. Из старой команды осталась и учитель немецкого языка Лидия Антоновна Асаулюк.
«Через интернет родители из любой точки мира могут проверить оценки ребенка»
— Наверное, чтобы к вам поступить, нужно готовиться несколько лет?
— Ничего подобного. В отличие от других школ, мы всегда говорим родителям: нам не интересно, сколько слов ваш шестилетний ребенок читает в минуту и умеет ли он считать до миллиона. Нас интересует, насколько развиты его память, логическое мышление. Поэтому первоклассникам даются тесты именно на проверку логики и памяти. Единственное, что еще требуется, — элементарные знания английского. Ведь в лицее, независимо от профиля, этот предмет изучается углубленно.
— Слышала, что раньше ваш лицей был математическим.
— Да. Теперь он многопрофильный. У нас есть как математическое, так и природоведческое, гуманитарное и даже дизайнерское направления. Понятно, что для первоклассников никаких направлений нет — первые четыре класса общеобразовательные. А уже поступая в пятый класс, ученик вместе с родителями должен выбрать профиль. При этом он всегда может этот профиль поменять. Не понравилось учиться на математическом? Без проблем, можно перейти в другой класс. Ребенок ищет себя, а это только приветствуется.
— Многие сетуют: дескать, если родился гуманитарием, познать точные науки не дано. А вы как считаете? Неужели действительно кто-то рождается математиком, а кто-то — филологом?
— Лично я убежден в том, что 95 процентов детей рождаются с абсолютно одинаковыми способностями. Но с самого рождения ребенок попадает в определенную среду. Кто-то растет в окружении профессоров-математиков, кто-то в семье писателей. И ребенок, сам того не осознавая, с малых лет склоняется к какому-то профилю.
Кстати, учеными доказано, что обучение в возрасте до семи лет тоже не способствует развитию ребенка. Сейчас многие говорят: мол, к школе ребенка надо готовить, то есть учить его писать, читать, считать. Это неправильно. До семи лет у ребенка хорошо работают мозговые центры, отвечающие за развитие логического мышления, памяти. И в это время его надо развивать, а не насильно пичкать знаниями, которые он может получить в школе. Если ребенок развит, его можно научить читать за три месяца. И как показывает практика, такие дети потом намного лучше усваивают материал, они сообразительнее и успешнее
1158Читайте нас у Facebook