ПОИСК
Події

90(!)-летний ужгородец обратил в бегство 30-летнего двухметрового грабителя

7:45 18 жовтня 2012

Глядя на мое изумление, Михаил Федорович Кемень улыбается: «А вы, наверное, Илью Муромца ожидали увидеть?» Невысокий, примерно 165 сантиметров, дедушка и впрямь не похож на супергероя. Хотя, немного подумав, я вспомнил, что по легенде русский богатырь Илья Муромец тоже не был особо рослым. Зато что с врагами своими творил!

— Я всю жизнь проработал учителем, — рассказывает Михаил Кемень. — После войны время трудное было, преподавателей не хватало. А тут я подвернулся. Английский язык знаю, на латыни спокойно разговариваю. По истории книжку могу написать. Так что какие надо было предметы, такие и преподавал.

* «Я решил, что так просто грабителя с картинами моего друга не отпущу», — говорит Михаил Кемень, сохранивший в своем возрасте боевой задор молодости. Фото автора

Чтобы продемонстрировать свои знания, дед Миша начинает называть различные части тела на латыни. Память у него, несмотря на возраст, отменная. Узнав, что родители назвали меня в честь русского поэта Михаила Лермонтова, собеседник оживился: «Это мой любимый поэт». И тут же без запинки с выражением прочитал одно из стихотворений классика.

РЕКЛАМА

В родном Ужгороде Михаил Федорович в одночасье стал знаменитостью. На днях в его дом средь бела дня наведался грабитель. Хотел украсть ценные картины. Да не на того напал! Полчаса спустя изумленные горожане видели убегающего в ужасе со двора деда Михаила здоровенного двухметрового детину.

— И что, картины на самом деле такие ценные? — интересуюсь у дедушки.

— А как же! Правда, их стоимость пока никто не определял. Но за одну из этих картин мне уже предлагали 15 тысяч долларов.

РЕКЛАМА

— Ого! Какие-то знаменитые художники рисовали?

— Адальберт Мартон. Знаете такого? Лет семь назад умер в Венгрии. Он был старше меня, но мы с ним дружили. Мартон входит в плеяду таких знаменитых закарпатских художников, как Эрдели, Бокшай. Знаю, что за его картинами охотятся. В Ужгороде существует три основных вида воров. Те, что по подвалам лазят, те, что квартиры обчищают, и воры по картинам. Вот у меня в течение недели побывали сначала «подвальные», а потом и «картинные» воры.

РЕКЛАМА

Справка «ФАКТОВ»:

Мартон Адальберт Александрович, 1913-2005 гг. Украинско-венгерский живописец. Мастер закарпатского пейзажа и натюрморта. Родился 3 марта 1913 года в г. Клертон, США. В 1936 году окончил художественно-промышленную школу в г. Габлонци, Чехословакия. Педагоги: К. Май, Р. Флейснер, И. Прохазка. С 1937 года жил и работал в Ужгороде. С 1957 года участвовал в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях Украины, России, Венгрии, США, Канады и Японии. На аукционах его картины продавали по цене от тысячи до 15 тысяч долларов. В 1972 году художник переехал в Венгрию, где и умер.

Захожу в маленький домик деда Михаила. Обстановка простая, даже бедная. Картин на стенах, кстати, нет.

— Милиция изъяла, — опережает мой вопрос Михаил Федорович. — Оценку будут делать.

— Так как к вам попали работы Адальберта Мартона?

— Перед отъездом в Венгрию он передал мне несколько своих полотен. Сказал, что, если надо, могу их продать. Но мне совсем не хочется продавать память о друге.

Чтобы как-то разрядить обстановку, дед Миша предложил выпить с ним по стаканчику спирта.

— Очень крепкий, — предупредил сразу. — Вообще-то, я почти не пью, но в лекарственных целях всегда пригодится, — и, смакуя, выпил полстаканчика неразведенного спирта.

— Да, здоровье у вас на зависть! — с уважением замечаю я.

— Да какое там здоровье в 90 лет! Уже не то. Но я вот выработал для себя одно правило. Если из рук что-то упадет — надо обязательно тут же поднять. Как для зарядки. Хотя другой на моем месте сказал бы, наверное: «А, потом подберу!» Не могу без дела сидеть. Я постоянно чем-то занят. Движение — это жизнь.

Незадолго до визита незваного любителя живописи воры обчистили подвал дома, в котором живет дед Миша.

— Все вынесли! — сокрушается дедушка. — Инструменты — дрели, молотки... Эх, для меня-то это все бесценно. Ведь постоянно в ходу. А они же на базаре даром все отдадут! Зато с того момента я стал более бдительным. Ворота металлические с шипами закрываю на замок. Если в подвал спускаюсь — входные двери запираю.

Михаил Федорович вспоминает, что незваный гость пришел к нему в три часа дня.

— Я на кухне был. Вдруг слышу — в двери: ба-бах! Раза три сильно ударили, и дверь повисла на одной петле. Я подумал, что это мой внук пришел, и говорю: «Роби! Зачем ты так шумишь?» Смотрю, а это совсем не Роби! Молодой парень лет тридцати, высокий, в спортивном костюме, метра под два ростом. Вошел на кухню и смотрит на меня. Наверное, он думал, что дома никого нет, и поначалу даже немного растерялся.

— А вы испугались при виде непрошеного гостя?

— Я уже и не помню! — лукавит дед Миша. — Может, и испугался. Но решил воспользоваться его замешательством и первым перешел в наступление. Говорю: «Тебе кто дал право врываться в мой дом?» Смотрю, он немного успокоился и перчатки надевает рабочие. «А я и не врывался, — говорит. — Там открыто было, и я вошел!» «Так дверь же с петель сорвал! Думаешь, так тебе обойдется?» «Не ломал я дверь! — уперся незнакомец. — Так и было!» «Нет, не было! — не отстаю я. — Дверь поломал! Кто мне теперь ее ремонтировать будет?» Смотрю, непрошеный гость начинает деньги отсчитывать. Пять гривен по одной бумажке. Думал, наверно, что я совсем слепой. Говорю: «Этих денег мало! Надо раз в десять, а то и в двадцать больше!»

— Ну и ну! — удивляюсь я. — Перед вами грабитель, в три раза моложе вас и выше на две головы, а вы с ним о поломанной двери торгуетесь?

— В тот момент я украдкой поглядывал на часы. Было три часа дня. В пять ко мне должен был прийти мой друг. Вот я и решил всеми правдами и неправдами время тянуть. Надеялся: друг придет — спугнет грабителя. Эх, пришел бы пораньше! Я что, думаете, не понимал, кто передо мной?

— А дальше-то как дело было?

— Гость начал самовольно расхаживать по дому. Я за ним по пятам хожу. Мол, по какому праву тут хозяйничаешь? А он ходит, все высматривает и мобильный телефон у уха постоянно держит, кому-то что-то говорит. Я ему: «С кем ты там все время по телефону говоришь?» А он: «С родственником твоим. Он сказал, что ты, дед, котел металлический продаешь». «Что за родственник? — спрашиваю. — Внук Роби, что ли?» «Точно! — обрадовался незнакомец. — Твой внук Роби!» — «Так дай с ним поговорить». Незнакомец спокойно протянул мне телефон.

Я в трубку: «Роби, это ты?» И слышу: «Да-да! Это я, Роби!» Но голос-то измененный и тихий. Не совсем на внука похож. Тогда я спрашиваю: «Внучок, а как твоего папу зовут? Я что-то подзабыл!» На том конце промолчали. Тогда я вернул бандиту телефон и спрашиваю: «Зачем обманываешь? Это не с моим внуком ты говоришь!» А гость в ответ: «Случайно, дом свой не продаешь?»

— Я думаю, что грабитель сразу же пришел ко мне за картинами, — говорит дед Миша. — Ума не приложу: может, кто навел его, а может, сам через окно заметил. У меня ведь занавесок нет, и если вечером включен свет — видно, что картины на стенах висят.

Прошел он, как хозяин, дальше в комнату, снял со стены самую маленькую картину, вытащил ее из рамки и за пазуху себе сует. Говорю: «А ну положь, где взял!» Как ни странно, послушался, но тут же начал снимать со стены картину, что побольше. «Продашь? — спрашивает меня. — Вот, смотри, даю задаток». И снова те самые пять гривен начинает отсчитывать. Когда понял, что не собираюсь ему ничего продавать, разозлился и ударил меня ногой в грудь. Я упал и ударился обо что-то головой. Ну, думаю, смерть моя пришла, сейчас ведь убьет! Что ему стоит? Подумал только: если убьет, то пусть сразу, чтобы я не остался калекой.

Увидев, что я зашевелился, бандит еще несколько раз ударил меня ногами по голове, по туловищу. Я, кажется, на какое-то время потерял сознание. Но совсем ненадолго.

— И кинулись за ним вдогонку?

— Решил, что так просто его с картинами моего друга не отпущу. Вы знаете, у меня телохранитель есть: Архангел Михаил. Я ему помолился. Вообще-то, меня даже 12-летний мальчик побить может. А тут — не знаю, откуда силы взялись! Об одном лишь Архангела просил: «Не дай мне убить этого человека! Я его только помечу для милиции, чтобы потом легче опознать было!» И взял топорик.

— Вот этот? — спрашиваю, указывая на топорик, валяющийся у меня под ногами.

— Нет, другой. Топоры у меня везде. Я их, можно сказать, коллекционирую. Чтобы когда понадобится — не ходить за ним далеко. Так я с топориком и вышел на улицу. Правда, бандит его не увидел — я руку за спиной спрятал.

Этот парень стоял около запертой на замок калитки. Две мои картины он держал в руках. Я понял, что грабитель ждет, когда за воротами меньше народу будет, чтобы перепрыгнуть через забор с добычей.

Увидев меня, бандит удивленно произнес: «Ты что, живой? Ну ты, дед, и оборзел!» Только повернулся спиной — я его топориком, еле до шеи ему достал. Но хорошо врезал. Кровь брызнула, картины заляпала... Парень словно с ума сошел. Как заревет, словно раненый зверь. Снова ногой меня в грудь ударил. Потом еще пару минут молотил меня лежащего ногами. Думал, что теперь прикончил. А я глаза открываю и начинаю снова вставать. Тут у него, видно, нервы не выдержали. За топор схватился. Мелькнула мысль: сейчас точно убьет. Но бандит вместо того, чтобы добить меня, перепрыгнул через забор и так, весь в крови, с топором, и побежал через дорогу. А там его напарник ждал. Судя по всему, цыган. Вместе куда-то удрали.

И тут я вспомнил этого длинного! Ведь он неделю сидел в кустах возле магазина, что напротив моего дома, и следил за мной!

— Кто милицию вызвал?

— Соседка увидела, как меня бьют во дворе моего дома, и позвонила. Да я и сам тоже позвонил. Правда, с перепугу попал к теще своего внука: «Меня чуть не убили, — кричу. — На помощь!» Ну и она тоже наряд вызвала.

Милиция приехала минут через пять. А часа через три обоих грабителей — и того, что у меня дома был, и того, что в кустах с телефоном сидел, — задержали в каком-то кафе.

— Они признали свою вину?

— Нет. В милиции говорят, что даже показания давать не хотят. А адвокат того, что меня бил, вообще заявление на меня накатал. Что я, мол, покупателя картин чуть топором не прикончил.

— Вы были на опознании грабителя?

— Был, да вот в лицо не узнал. Вижу-то я не очень хорошо. Показывают мне троих высоких мужчин. А они для меня все одинаковые. Говорю: «В лицо никого не узнаю. Но у того, кто ко мне врывался, на шее моя метка должна быть». Так и есть. У одного из этих мужчин на шее шрам оказался.

— Подозреваемых задержали по горячим следам. Помогли свидетели, — сообщила «ФАКТАМ» начальник пресс-службы Ужгородской городской милиции Людмила Феер. — Оказывается, главный подозреваемый — тот самый, что избивал деда Мишу, — живет в том же районе. Его местные жители узнали. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

— А что вы можете сказать о стоимости картин?

— Видимо, грабитель особо в живописи не разбирается, вот и взял то, что попалось под руку. На первый взгляд эти картины большой ценности не имеют.

— Но Михаил Федорович говорил, что ему предлагали за работу Мартона 15 тысяч долларов...

— Я знаю, что Мартон — знаменитый закарпатский художник. Возможно, в коллекции у дедушки есть и более ценные картины. Но, еще раз повторюсь, именно те полотна, которые хотел унести с собой грабитель, не имеют большой ценности. Настоящую оценку этим и другим работам даст искусствоведческая экспертиза.

Для кого именно воровались картины, официально пока не сообщается. Однако, как стало известно автору этих строк, на подозрении у милиции руководитель одной из общественных организаций Ужгорода.

Между тем для Закарпатья кражи картин не редкость. Пропажей одного-двух полотен тут уже никого не удивишь. Так, несколько лет назад в селе Монай Ужгородского района из дома 79-летнего пенсионера грабители вынесли семь работ знаменитого художника Бокшая. В это время сам хозяин был в церкви на пасхальной службе. Из усадьбы вдовы еще одного знаменитого живописца Эрдели воры украли 50 его картин. Кроме того, из частного дома «любители живописи» вынесли четыре полотна украинских мастеров начала XX века. Только по предварительным данным, стоимость похищенных картин доходит до 300 тысяч гривен.

1040

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів