Мирослав Вантух: «После концерта Елизавета Вторая пригласила весь(!) ансамбль Вирского на завтрак в Букингемский дворец»
— Однажды на гастролях в Париже зрители устроили нам столь продолжительные овации, что занавес пришлось опускать и поднимать одиннадцать раз! — рассказывает Герой Украины, народный артист Украины Мирослав Вантух (на фото), который уже 32 года возглавляет Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины имени Павла Вирского. — Я тогда плакал прямо на сцене от гордости за коллектив и нашу страну. Кстати, в Париже мы выступали тридцать раз. Я уже знаю этот город почти столь же хорошо, как Киев. В Соединенных Штатах выступали 11 раз, причем каждые гастроли продолжались по три месяца. Мы побывали уже в 73 странах, танцевали на престижнейших сценах, например, нью-йоркской «Метрополитен-опера». Руководители государств, мировые знаменитости — частые гости на наших концертах. На гастролях в Китае великий реформатор Дэн Сяопин пригласил меня выпить с ним чая. Князь Монако Альберт даже присылал за нами самолет, чтобы мы успели выступить на церемонии открытия турнира по большому теннису. Зал под открытым небом, где проходило действо, находится на берегу Средиземного моря. Меня тогда смутило, что гости сидели за накрытыми столами — не очень приятно выступать перед жующей публикой. Уже во время первого танца зрители отложили вилки и ножи. Вскоре прекратилось хождение официантов. Мы завершили программу потрясающим гопаком. Зрители брали цветы со столов и бросали их под ноги артистам.
В это время ко мне подошел министр культуры Монако со словами: «Вас просит подойти князь Альберт». «Эта пресыщенная публика — миллионеры и миллиардеры — стоя аплодируют здесь второй раз, — сказал мне князь. — В первый раз это было десять лет назад, когда выступал Лучано Паваротти».
«Мне дважды предлагали возглавить ансамбль Вирского. Но я отказывался»
— Мне доводилось беседовать и с королевой Великобритании Елизаветой II, — продолжает Мирослав Вантух. — Королева посмотрела наш концерт в Лондоне, а затем пришла за кулисы в сопровождении одного охранника. Пригласила весь ансамбль — больше ста человек — на завтрак в Букингемский дворец. Когда мы туда пришли, придворный препроводил нас в большой зал, где был накрыт шведский стол. Еда простая и вкусная: колбасы, мясо, овощи, резаный пирог... Признаться, поначалу я немного нервничал. Но королева держалась так естественно, что я вскоре успокоился и получил удовольствие от общения. О себе она рассказала, что поет в хоре Вестминстерского аббатства. Завтрак продолжался больше часа. На прощание Елизавета II подарила свой портрет с автографом.
— Вы были знакомы с основателем ансамбля народным артистом СССР Павлом Вирским?
— Да. Мне тогда еще и тридцати не исполнилось, а Павел Павлович был уже пожилым человеком. Я возглавлял львовский ансамбль народного танца «Юность». Мы познакомились в 1965 году в Киеве на конкурсе танцевальных коллективов, жюри которого возглавлял Вирский. Он тогда посоветовал мне не зацикливаться на идеологических постановках. Я на следующий год привез на конкурс «Українське вiтання». После того как наш ансамбль исполнил эту постановку, Павел Павлович (кстати, он был человеком крутого нрава, но справедливым) подвел меня к группе балетмейстеров и заявил им: «Вы пляшете, а он танцует. Учитесь у него культуре танца». Я ужаснулся — сколько же в одочасье у меня появилось недоброжелателей!
Вскоре произошло событие, из-за которого ансамбль Вирского стал невыездным: на гастролях в США сотрудники КГБ якобы предупредили Павла Павловича, что легендарный немецкий диверсант времен Второй мировой войны Отто Скорцени находится в зале и намерен подойти поприветствовать руководителя коллектива и артистов. Поэтому Вирскому предложили уехать в гостиницу. Но он не послушался. Скорцени вышел прямо на сцену. Его сфотографировали вместе с артистами. На следующее утро снимки напечатали в газетах.
Когда ансамбль прилетел в Москву, Вирского таможенники не трогали, а багаж артистов проверили тщательнейшим образом. Отняли все, что те накупили в Америке. Особенно пострадал один заслуженный артист УССР, жена которого, кстати, тогда была солисткой балета Киевского театра оперы и балета. Он вез пять километров жабо (оборки из ткани или кружев для отделки платья, блузки, рубашки. — Авт.). Метр стоил у нас пять рублей — как килограмм отборного мяса на рынке.
Вирского отчитали на собрании. Многие знакомые перестали тогда с ним общаться. Маэстро сильно переживал. Коллектив не выпускали за границу пять лет. Все вновь наладилось после звонка лидера советской Украины Владимира Щербицкого, по телефону поздравившего Павла Павловича с юбилеем.
Вирский ушел из жизни в 1975 году. Вскоре меня вызвали в Киев в Министерство культуры, чтобы предложить место руководителя его ансамбля. Я объяснил заместителю министра Ярославу Демьяновичу Витошинскому, что боюсь работать с этим коллективом после Вирского, мол, не хочу потом ходить по Крещатику с опущенной от стыда головой. Кроме того, мне и с «Юностью» было неплохо — мы постоянно ездили выступать за рубеж, хорошо зарабатывали. Особенно запомнились наши первые гастроли на Кубе в начале
Через пять лет мне вновь предложили возглавить ансамбль Вирского. Я вновь отказывался. Но первый секретарь Львовского обкома компартии Виктор Добрик был непреклонен: «Звонил Щербицкий. Сказал, что вам нужно расти. Придется таки переезжать в Киев».
Первый год работы с ансамблем имени Вирского был для меня очень сложным. Ведь за пять лет, минувших после смерти его основателя, дисциплина в коллективе расшаталась. Некоторые артисты стали регулярно выпивать. Приходит танцор на работу, а от него пахнет спиртным. Отстранял таких от репетиций. На гастролях я ходил по номерам. Если заставал людей за распитием алкоголя, выливал спиртное в раковину. На меня посыпались доносы. Жаловались даже на то, что разговариваю на «непонятном» языке — украинском. Я уволил тогда 30 человек — кого за пьянство, кого из-за возраста.
«В Англии я купил себе... подержанные «Жигули»
— Что привозили из зарубежных гастролей?
— Моей самой крупной покупкой за границей был автомобиль. Приобрел его в Англии.
— Иномарку?
— Не угадали — подержанные «Жигули». Вместе с расходами по перевозке в Советский Союз они обошлись мне в 1200 долларов. Нужную сумму удалось накопить благодаря тому, что гастроли длились два месяца. Государство платило нам 12 фунтов суточных. На еду их старались не тратить — берегли на покупку дефицита.
На гастроли брали с собой из Киева большой запас консервов. Когда я собирал деньги на «Жигули», приходилось голодать. Питался так: легкий завтрак, предоставлявшийся рестораном гостиницы, в которой мы жили, и полбанки рыбных консервов (вторая половина доставалась другому участнику коллектива). Это за весь день. Маловато, даже учитывая то, что я, как и остальные танцоры, привык мало есть. К слову, я сохранил эту привычку молодости: утром ем небольшую порцию каши с одной сосиской или маленьким кусочком мяса и пью чай. Не обедаю. В часов семь вечера ужинаю салатом. На ночь выпиваю стакан кефира.
— Но вы-то уже не танцуете. А артисты тратят на репетициях очень много энергии...
— И все равно едят мало. Девушки обходятся почти без ужина — съедают яблоко или апельсин. Максимум, что могут позволить себе вечером, — это бутерброд с сыром и чашку чая.
Врачи говорят, что нормальный вес вычисляется по формуле: рост в сантиметрах минус сто. Скажем, при росте 180 сантиметров парень должен весить 80 килограммов. Но для танцора это слишком много — нужно 70, максимум 72 килограмма. Мы не принимаем в ансамбль слишком высоких и низких. Наш стандарт для девушек — от 165 до 175 сантиметров.
«Если у одной претендентки безупречные внешние данные, а другая лучше танцует, выберу красавицу»
— Внешние данные, вероятно, учитываются при приеме в ваш коллектив?
— Конечно, ведь зрители хотят видеть на сцене симпатичных статных артистов. Поэтому, если у одной претендентки безупречные внешние данные, а другая лучше танцует, выберу красавицу. Ведь я сумею научить ее танцевать, как нужно, а вот сделать конкурентку более привлекательной, увы, мне не под силу.
*Обувь для танцоров шьют вручную из высококлассной телячьей кожи шевро. Пара сапог стоит тысячу гривен
— В советские времена коллективы сопровождали в загранпоездках представители КГБ...
— Обычно их было двое. Для конспирации они ехали под видом сотрудников Министерства культуры, Госконцерта. Некоторые из них, видимо, маясь от безделья, просили: «Мирослав Михайлович, поручите какую-нибудь работу». «Возьмите канифоль и посыпьте ею сцену», — предлагал я. Это нужно, чтобы ноги артистов не скользили во время танцев. Мне полагалось по итогам гастролей заполнить бланк отчета. Последний пункт в нем — замечания по поводу поведения моих людей. Я его никогда не заполнял. Руководство затем упрекало. Например, у таких-то артистов роман, почему не доложили? В коллективе были стукачи. Они сообщали обо всем «куда следует».
— Кстати, о любви. В коллективе много семейных пар?
— Сейчас двенадцать. Супруги не бывают в разлуке, и это хорошо.
— Вы со своей женой тоже танцевали в одном коллективе?
— Валентина была солисткой в ансамбле «Юность», которым я руководил. Несколько лет мы присматривались друг к другу. И только затем у нас начались отношения. Интересно, что Валентина получила звание заслуженной артистки Украинской ССР в начале
В первой части постановки танцевали 16 парней в великолепных венгерских народных костюмах, затем — солист, а в финале — солистка, моя будущая жена. Танец отобрали в Киеве для концерта, посвященного очередной годовщине Октябрьской революции. После выступления артистов собрали для встречи с третьим секретарем ЦК компартии Украины Андреем Скобой. Он всех хвалил, а в конце сказал: «Но самый лучший номер показал львовский ансамбль «Юность». И хотя участники самодеятельных коллективов званий не получают, по мнению Политбюро и лично Петра Ефимовича Шелеста, звания заслуженной артистки достойна солистка «Юности». Теперь Валентина уже народная артистка Украины.
— Ваш ансамбль считается престижным у нынешнего поколения танцоров?
— Да, сейчас желающих выступать у нас по-прежнему много. А в
— До какого возраста танцоры выступают в вашем коллективе?
— Мы сами воспитываем для себя артистов. Обучение начинается в пять-шесть лет в нашей школе, которую возглавляет моя жена. Танцевальная карьера длится 20 лет. В 37-38-м танцоры идут на пенсию.
В нашей профессии женщины и мужчины зачастую выглядят моложе своих лет благодаря ежедневным тренировкам. Однако танцоры старше сорока на сцене не смотрятся. Приведу пример. На Кубе есть семья талантливейших хореографов Алонсо. Я видел, как одна из ее представительниц — Алисия Алонсо — выступала в роли Одилии в балете Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Эта женщина слепая. Сотни раз она репетировала каждый свой шаг на сцене, добивалась безукоризненного исполнения. Если ты не знаешь, что она незрячая, не догадаешься об этом. Но Алисия тогда была уже немолода. Признаюсь: несмотря на отличное исполнение, удовольствия от выступления этой незаурядной танцовщицы я не получил.
— Сценические костюмы обходятся дорого?
— Недавно за 12 мужских и столько же женских комплектов мы заплатили 170 тысяч гривен. Один из самых дорогих костюмов — буковинский. Ведь он включает в себя предметы одежды, расшитые богатейшей вышивкой — не только нитками, но и бисером. Стоимость такого народного наряда для иностранцев — тысяча долларов. Нашему коллективу специализированная фирма продает несколько дешевле. Мастера учитывают то, что в этих вещах нужно танцевать сложные танцы, поэтому делают одежду как можно более легкой и не стесняющей движения. Отдельная статья — обувь. Нам ее шьет мастерская Национальной оперы Украины вручную из высококлассной телячьей кожи, которая называется шевро. За пару танцевальных сапог платим тысячу гривен.
5422Читайте нас у Facebook