Режиссер и сценарист Елена Фетисова: «Французский актер Серж Аведикян помнит даже кашель и дыхание Параджанова»
Работа над фильмом о Сергее Параджанове на киевской студии «Интерфильм» началась еще в 2008 году. И вот сейчас создатели завершили съемочный процесс, монтаж и принялись за озвучивание картины, которая является международным проектом Украины, Грузии, Армении, Франции. Половину средств на съемки фильма выделило наше государство.
Роль Параджанова исполнил известный французский актер армянского происхождения, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля Серж Аведикян (короткометражный фильм «Собачьи истории»). Он выступил и сорежиссером проекта, а режиссером монтажа картины стал Александр Швец-младший. Роль жены Сергея Параджанова Светланы Щербатюк исполнила известная российская актриса Юлия Пересильд. Сценаристом, режиссером и продюсером картины стала Елена Фетисова. Она раскрыла «ФАКТАМ» некоторые подробности съемок фильма «Параджанов», премьера которого запланирована на май 2013 года в Каннах.
«Богдан Ступка хотел сниматься в фильме, но не смог — был очень болен»
— Буквально на днях мы вернулись из Франции, где согласовали черновой монтаж картины с нашими партнерами, в том числе с дирекцией Arte France Cinema и в Киеве продолжаем работу по монтажу и озвучиванию фильма, — рассказала Елена Фетисова.
— Почему на главную роль взяли Сержа Аведикяна?
— Мы провели огромную работу по подбору актеров, советовались с нашим креативным продюсером Романом Балаяном. Он, близко знавший Параджанова, консультирует нас. Именно Роман Гургенович порекомендовал актера Аведикяна. Дело в том, что Серж, на первый взгляд, внешне не похож на Параджанова. Но он — талантливый артист. Кроме того, был лично знаком с Параджановым, они дружили.
*Серж Аведикян не только сыграл роль Сергея Параджанова, но стал и режиссером фильма вместе с Еленой Фетисовой
Серж в то время был молодым, начинающим французским кинорежиссером. Он приезжал к Параджанову в 1983 году в Тбилиси, навещал его инкогнито. Много времени провели вместе в последние годы жизни Параджанова, когда он умирал в госпитале в Париже. Серж помнил все: движение рук, манеру говорить, сидеть, даже его кашель и дыхание.
Хотя мы не стремились к точному портретному сходству. Главное — создать образ, характер. И, мне кажется, нам это удалось. Параджанов такой трогательный, эмоциональный, что это вызывает сопереживание и идентификацию с персонажем.
— Одну из ролей в этом фильме должен был играть Богдан Ступка?
— Мы вели переговоры с Богданом Сильвестровичем, но, к сожалению, на тот момент он был уже сильно болен. Ступка очень хотел сниматься, но не смог, не хотел подводить. Поэтому пришлось искать другого артиста на роль антипода Параджанова. Человека, сыгравшего роковую роль в жизни режиссера. Этот образ воплотил Юрий Высоцкий — декан актерского факультета Киевского театрального института. Ради работы в картине ему даже пришлось сбрить усы.
«Мы создали образ гениального художника в условиях тоталитарного режима»
— Сейчас на экраны выходит много фильмов об известных людях. И эти картины подвергаются критике. Не боитесь, что и ваш проект постигнет та же участь?
— Очень волнуемся, конечно. Однако мы создавали в первую очередь художественную ленту, с художественными образами. Конечно, брали за основу факты из биографии Параджанова, но, как мы говорим, в фильме все совпадения случайны. Делали картину о художнике, который живет в условиях противостояния. Тут можно проводить параллели с разными мастерами. Настоящий творческий человек всегда живет в противоречии с устоявшимися критериями, законами, общественным мнением. Мы создали образ гениального художника в условиях тоталитарного режима, стремясь к документальному воссозданию пространства и времени, однако переосмысливая образы и события для их отображения в художественном фильме.
*Некоторые автопортреты Сергея Параджанова были весьма оригинальны. 1985 год
При этом советовались с женой Параджанова Светланой Ивановной Щербатюк, его сыном Суреном, с Михаилом Беликовым, к сожалению, ушедшим из жизни в марте этого года. Побывали в ереванском музее Параджанова, общались с его директором Завеном Саркисяном. Во многом нам помог Юрий Мечитов — известный грузинский фотограф, который провел с Параджановым 15 лет его жизни.
— Вы брали из музея личные вещи Параджанова, использовали его эскизы?
— Сознательно этого не делали. Нам предлагали снимать его настоящие работы... Но мы шли путем воссоздания художественных образов его коллажей, костюмов, интерьеров. С нами работал замечательный художник Владислав Рыжиков, который, с моей точки зрения, блистательно справился со своей задачей. Так же, как и художник по костюмам Ирина Гергель, оператор Сергей Михальчук, которого ждали полгода, потому что он был занят на другой картине. Вместе мы сделали все, чтобы фильм получился. Теперь с волнением и нетерпением ждем встречи со зрителем.
1806Читайте нас у Facebook