Кристоф де Лакарен: «Ваша земля, воздух, климат, женщины — это золото! А вино из местных сортов винограда может быть бриллиантом!»
«Семейство французов», осевшее три года назад неподалеку от поселка Шабо Одесской области, для здешних жителей до сих пор в диковинку. Когда глава семьи маркиз де Лакарен появляется на местном рынке, чтобы купить картошку, бабульки начинают шептаться: «О, француз пожаловал! Гляди, на шею новый платок повязал!» Людям невдомек, зачем маркизу понадобилось переезжать сюда из самого Парижа и селиться на заброшенной ферме. По поселку гуляют слухи: мол, его разыскивает Интерпол, потому он забрался в такую глушь.
На самом деле, как говорят французы, шерше ля фам (ищите женщину). Свою женщину Кристоф де Лакарен нашел в Украине. И с тех пор не устает повторять, что украинские женщины и плодородная украинская земля — это золото.
«Я решил: если в такой шторм Марианна сойдет со мной на берег, значит, она последует со мной по жизни»
Первый визит в нашу страну оказался для Кристофа де Лакарена роковым. В 2002 году его друг — известный французский меценат — организовал в Тернополе конкурс трубачей и пригласил Кристофа посетить Украину. Вместе с подающим надежды трубачом на конкурс приехала концертмейстер Одесской консерватории Марианна. Цветущая 30-летняя женщина меньше всего рассчитывала встретить свою судьбу в Тернополе. После неудачного брака она разочаровалась в мужчинах. И зареклась впредь не связывать себя семейными узами.
- Я сразу заметила мелькавшего в толпе мужчину в сюртуке, с алым шейным платком и роскошной волнистой шевелюрой, — говорит Марианна. — Организатором конкурса был француз, и я решила, что это он и есть. Вечером был фуршет, я оказалась рядом с этим экстравагантным месье. К моему удивлению, он прилично говорил на английском. Кристоф рассказал, что по профессии парфюмер, живет в Париже. Потом спросил, как я отношусь к мужчинам. Я ответила честно: «Ненавижу!» «Я вам не верю», — улыбнулся Кристоф. Дальше выяснилось, что мы совершенно не подходим друг другу по гороскопу. Я — Овен и Кабан, а Кристоф — Скорпион и Змея. Помню, Кристоф сказал: «Мне еще только с Овнами не хватало связываться! Увольте!» Обменявшись колкостями и визитными карточками, мы распрощались.
Когда я вернулась в Одессу, подумала: зачем я наговорила этому приятному господину столько гадостей? Надо бы извиниться. И написала Кристофу электронное письмо: мол, простите, месье, очень сожалею о своем поведении…
- О! Как я был счастлив получить это письмо! — восклицает Кристоф. — Мне очень понравилась Марианна, но я… потерял ее визитку. Я корил себя за это! Ломал голову: как мне теперь найти эту удивительную девушку? И вдруг — через десять дней — она нашлась сама! Мы начали переписываться. И тут — судьба! — меня пригласили составлять ароматы для Львовской фабрики косметики. Я подписал контракт на полтора года и, поселившись во Львове, каждую неделю ездил поездом в Одессу к Марианне. Первый раз я был в ужасе: во Франции поезда идут бесшумно, пассажирам комфортно, как в гостинице. А здесь! Уф, эта дикая тряска, стук колес, запахи… Потом я даже полюбил этот поезд, ведь он вез меня к любимой женщине.
- Наши отношения развивались очень стремительно, — продолжает Марианна. — Через три месяца после знакомства мы отправились вместе в новогодний круиз на теплоходе. Потом Кристоф признался, что таким образом хотел проверить, как пройдет притирка наших характеров. И вот первого января теплоход возвращается в Одессу. Вдруг Кристоф говорит: «А давай не будем сходить на берег и повторим путешествие!» Оказывается, недели проверки ему показалось мало! И я… согласилась. Мы снова отправились в круиз по тому же маршруту. В канун Рождества наш корабль пристал к берегу в Ялте. Погода была жуткая: штормовой ветер, снег с дождем, волны заливали причал. На берегу ни единой души: все спрятались от непогоды. И тут месье де Лакарену вздумалось… сойти на берег и выпить чашку кофе. Я в недоумении: «Что за причуды? Кофе и здесь есть!»
- Я загадал: если в такую непогоду Марианна сойдет со мной на берег, значит, она последует со мной по жизни, — усмехается Кристоф. — Так и случилось. Мы вернулись на корабль насквозь промокшие, промерзшие до костей. Я открыл бутылку шампанского и сделал Марианне предложение.
До знакомства с Марианной 49-летний маркиз де Лакарен тоже не собирался вступать в брак. Он уже был однажды женат, и этого опыта ему казалось достаточно.
- Двадцать лет после развода я… читал книги, — хитро улыбается Кристоф, поглядывая на жену. — В разных странах Европы живут пятеро моих детей. Но ни одна женщина не смогла вынудить меня вступить в брак. Когда я увидел Марианну, что-то заболело внутри. Был сигнал, понимаете? У нас восемнадцать лет разницы, и это совершенно не чувствуется. Марианна — удивительная женщина. Я подумал: зачем испытывать судьбу? Счастье само идет ко мне в руки.
Однако сразу сыграть свадьбу не получилось. Оформление необходимых документов заняло ровно год. В загс невеста пришла на последних сроках беременности.
- Правду говорят: не зарекайся, — смеется Марианна. — Как-то я присутствовала на свадьбе подруги: она шла под венец на восьмом месяце беременности. Тогда я заявила: мол, я не хочу, чтобы со мной случилось подобное. И не допущу такого. Помню, постоянно говорила об этом Кристофу. И в день своей свадьбы оказалась… на восьмом месяце беременности!
Событие отметили скромно: посидели с друзьями в ресторане. А через месяц у супругов де Лакарен родилась дочь Соня. Кристоф был на седьмом небе от счастья. К тому времени он перебрался в Одессу и, как любой творческий человек, раздумывал, в чем бы себя здесь реализовать.
- Поскольку я парфюмер, то замыслил создать для Марианны… фонтан духов, — рассказывает Кристоф. — Нашел скульптора, объяснил свою задумку. Вместе мы придумали, как будет выглядеть статуя для фонтана: вокруг древа добра и зла извивается змей-искуситель, а к дереву горизонтально летят фигурки мужчины и женщины. Марианна была в восторге! Вместе мы решили, что чудо-фонтан надо подарить Одессе — городу, где мы нашли свою любовь.
«Разрушенный фонтан я уже восстановил. Теперь он будет под охраной»
Приближалось 210-летие основания Одессы, и подарок супругов де Лакарен пришелся ко времени. Кристоф решил, что аромат духов для фонтана должны выбрать одесситы. Музей имени Пушкина в Одессе организовал тестирование представленных де Лакареном образцов ароматов. В свою очередь, Марианна с коллегами организовала музыкальное сопровождение. Под звуки музыки люди создавали аромат своего города. В результате получилось два образца, но одесситы не смогли выбрать, какой лучше. Тогда Кристоф нанял девушек-студенток: они ходили по городу и предлагали прохожим понюхать обе колбочки и отдать свой голос за тот или иной аромат.
Выбором одесситов стал аромат с нотками моря и акации. В 2004 году в день города на Дерибасовской улице состоялось торжественное открытие фонтана де Лакарена. Духи лились из пасти змеи и падали в чашу, где их распыляла специальная ультразвуковая система. Для всех желающих Кристоф совершенно бесплатно разливал духи в колбочки. Люди были счастливы.
Тогдашний мэр Одессы Руслан Боделан вручил Кристофу де Лакарену орден «За заслуги перед городом». Одесские газеты восторженно писали, что город украсил единственный в мире фонтан духов. Наконец-то в Одессе появился достойный источник сувениров. Что может быть лучше, чем взять на память запах города? Окрыленный успехом, Кристоф создал еще два подобных фонтана, которые установили в Крыму. Однако одесский фонтан прослужил всего два года. Однажды утром Марианне и Кристофу позвонили знакомые и сообщили, что ночью кто-то разбил статую и чашу.
- Конечно, это был ветер! — говорит с улыбкой Кристоф. — Скульптор восстановил статую, но я решил: пусть пока она постоит у него в мастерской. Весной этого года я обязательно открою свой фонтан, но уже в другом месте. Мы договорились с руководством Воронцовского дворца в Одессе, что в мае фонтан будет установлен на их территории возле коллонады. Там будет охрана. Я уже придумал, как усовершенствовать ультразвуковую систему фонтана. Теперь мы будем продавать духи за небольшую плату, а вырученные деньги пойдут на реконструкцию Воронцовского дворца.
К слову сказать, Кристоф де Лакарен страстно влюблен в Одессу и пытается внести свою лепту в ее культурную жизнь. Организовал в Одессе клуб «Ришелье», где каждый месяц устраивает бесплатные вечера-фуршеты для всех желающих узнать больше о культуре Франции. Следующий проект — школа парфюмеров. Открытие учебного заведения намечается на февраль. Кристоф хочет передать свои знания и опыт молодежи. Он верит, что в Украине можно создавать ароматы не хуже всемирно известных французских.
Будучи влюбленным в Одессу, Кристоф пытался узнать как можно больше об истории этого края. Перечитал все произведения Пушкина об Одессе, выискивал в местных библиотеках исторические трактаты, ездил на машине осматривать памятные места. Однажды подъехал к поселку Шабо. Виноградники, раскинувшиеся на узкой полоске земли между Черным морем и Белгород-Днестровским лиманом, потрясли воображение француза.
- Я — потомок аристократического рода, — гордо говорит Кристоф. — В нашем роду испокон веков занимались виноделием. Я вырос на семейной ферме, которая находилась недалеко от Парижа. У всех богатых французов есть желание иметь свою ферму. Это часть наших традиций. Когда я увидел эти места, понял: здесь будет моя личная ферма! Ваша земля, воздух, климат, женщины — это золото! А вино из местных сортов винограда может быть бриллиантом!
Де Лакарен пришел в местный сельсовет навести справки. Выяснилось, что часть виноградников, принадлежавших когда-то известному на весь Советский Союз колхозу имени Ленина, хотят вырубить. Услышав, что там сохранилась лоза редчайших сортов винограда, которой больше шести тысяч лет, маркиз был шокирован.
- Я сказал, что хочу взять эти земли в аренду, — продолжает Кристоф. — Общее собрание пайщиков постановило отдать мне сто пятьдесят гектаров земель. Я сразу нанял людей и начал возделывать виноградники.
«Когда пайщики узнали, что с каждого гектара я получил по 640 литров вина, они захотели вернуть свою землю обратно»
На арендованных де Лакареном землях находилась территория бывшего совхоза имени Ленина. Здесь были винные погреба, столовая, конюшни и сарай, где когда-то размещалась тракторная бригада. Узнав, что здание сарая было построено еще в 1822 году швейцарскими колонистами, Кристоф заинтересовался. Растрескавшиеся глиняные стены привели француза в полный восторг: «Старина, архаика — шарман!» Он выкупил полуразрушенную постройку, перекрыл крышу. Затем объездил все одесские блошиные рынки, прикупил там старинные картины, канделябры, вазочки, мебель — и интерьер загородного дома маркизов был готов. Когда Кристоф перевез сюда из Одессы семью, Марианна потеряла дар речи.
- В комнате, где нам предстояло спать, красовался только ленинский уголок, — вспоминает женщина. — Одноэтажную глиняную постройку надо было в каждой комнате отапливать печкой. Везде грязь, я боялась пускать ребенка ползать по полу — приходилось все время носить его на руках. Когда к нам в гости приехали родители Кристофа, его мама, осмотрев обстановку, сказала: «Сынок, ты должен создать своей жене комфорт». Мы сделали ванную, поставили бойлер — стало легче.
На настоящей ферме должно быть много животных. Первых — котят и щенков — подбросили местные жители. Потом Кристоф завел стадо овец и коз. Концертмейстеру Марианне, чьи нежные пальчики привыкли порхать по клавишам фортепиано, пришлось переквалифицироваться в фермершу. Кроме заботы о детях, девяти собаках и пяти кошках, женщина научилась топить печи, кормить овец, доить коз, делать брынзу. Плюс, чтобы угодить любимому маркизу, ежедневные обеды и ужины в стиле де Лакарен.
Обед в семье маркизов — это целое действо. Стол сервируют белоснежной скатертью и фамильными серебряными приборами, которым больше ста лет. Подставки для бутылок вина тоже из серебра. Обычно к обеду подают три бутылки вина разных сортов: первое — к супу, второе — к мясу, третье — на десерт.
- Кристоф не жалует украинскую кухню, — объясняет Марианна. — Борщ вообще на дух не переносит: говорит, в нем смешано слишком много овощей. Кристоф изумительно готовит, знает много потрясающих фамильных рецептов. Потихоньку он обучил меня всем секретам семейной кулинарии, и теперь кухней занимаюсь я. По традиции в семье Кристофа во все блюда добавляют белое сухое вино. Даже в супы и заправки для салатов. Вот, попробуйте ножку козленка в винном маринаде. Неплохо, правда?
В семье де Лакарен подрастают две дочурки. Старшей Соне четыре года, младшей Маше — два с половиной. Девочки едят отдельно за детским столиком, сами накрывают и убирают посуду. Маркиз внимательно следит, чтобы дети непременно сказали Марианне: «Спасибо за обед, мамушка!»
- Меня воспитывали так: до двенадцати лет я не имел права садиться за один стол с родителями, — говорит Кристоф. — До двадцати не разрешалось вмешиваться в разговоры взрослых или перебивать их. По такому принципу я воспитывал всех своих детей.
Дочерей Кристоф на французский манер называет Софи и Мари. Интересно, что с собаками, кошками, козликами и детьми маркиз разговаривает на французском языке. Животные уже успели выучить команды, а вот дети французский пока не понимают. На все реплики родителя Маша и Соня, опустив глазки, хором отвечают: «Уи, папа».
Со своей супругой маркиз общается исключительно на английском языке.
- Я собиралась выучить французский, но, когда родились дети, стало не до этого, — смеется Марианна. — Однажды поняла, что английский язык только укрепляет нашу семью. Когда начинаем ругаться, не хватает слов. На родном языке можно столько гадостей мужу наговорить!
Женщина должна уступать мужчине. Иначе ничего хорошего в браке не получится. Поначалу я не хотела жить на ферме, но теперь привыкла и даже нравится. Летом мы обычно ужинаем во дворе. Свежая овечья брынза, вино, ветер доносит запах моря… Так хорошо!
Кстати, о вине. Через год после того, как де Лакарен начал возделывать арендованные виноградники по собственной технологии, с каждого гектара он получил по 640 литров вина.
- Когда об этом узнали пайщики, они захотели вернуть свою землю обратно, — говорит Кристоф. — Конечно, я отказался. Началась настоящая война. Мои виноградники поджигали, потом подгоняли грузовые машины и тоннами обрывали виноград. Многих злодеев я ловил за руку. К нашему дому постоянно приходили ночью, пытались что-то украсть. С тех пор я постоянно ношу при себе револьвер.
Кристоф де Лакарен оборудовал на своей территории винные погреба. Сейчас в них хранится несколько сотен тонн молодого вина. Француз создает абсолютно натуральные вина, без использования химикатов. Это кропотливая работа. Но маркиз уверен, что сможет завоевать украинский рынок только экологически чистым продуктом.
- Украина — страна огромных возможностей, — убежден мой собеседник. — Мне намного интереснее развивать свой бизнес здесь, чем во Франции или любой другой европейской стране. Очень жаль, что украинцы не осознают, каким потенциалом владеют, и не используют его. К примеру, зачем вы покупаете в магазинах французское или чилийское вино по цене 150 или 200 гривен за бутылку? Здесь можно делать вино, которое по качеству будет превосходить французское, его цена может не превышать 50 гривен.
Жюри профессионального фестиваля авторского вина «Живое вино Украины-2008» уже оценило продукцию Кристофа де Лакарена. Вину «Одесский черный» жюри присудило третье место в номинации «Столовые сухие ординарные вина». Потребители — гости фестиваля — тоже оценили его по достоинству, присудив второе место в той же номинации.
- Есть люди, которые, независимо от того, бедные они или богатые, всегда несчастливы, — говорит Кристоф. — Я же каждый день радуюсь жизни. Счастье приносят только простые вещи. Новая машина или стереосистема будут радовать день-два, не больше. А дети, улыбка любимой женщины, бокал вина — вечно. Что еще нужно для счастья?
2070Читайте нас у Facebook