ПОИСК
Культура та мистецтво

Паскаль Котте: «С помощью уникальной фотокамеры я фотографировал „Мону Лизу“ 18 часов без перерыва»

8:45 17 травня 2013
Французский инженер-оптик рассказал «ФАКТАМ» о тайнах, которые он открыл, изучая шедевр Леонардо да Винчи

В Киеве открылась выставка «Гений да Винчи». На ней представлены порядка двухсот экспонатов. Около шестидесяти из них — это макеты изобретений Леонардо да Винчи: водолазный костюм, махолеты (демонстрируются несколько моделей), велосипед с деревянными колесами, прототипы современных танка, пулемета, планера, вертолета... Все это сделано современными итальянскими мастерами по расшифровкам записных книжек Леонардо. На исследование и изготовление макетов ушло около десяти лет. Причем использовали только те материалы и технологии, которые были доступны в конце ХV — начале XVI веков, когда жил гениальный ученый и художник: натуральные ткани, кожу, дерево, железо, медь, веревки.

*Да Винчи страстно мечтал создать аппарат, на котором человек мог бы подняться в воздух.На этом снимке запечатлен махолет, построенный по описаниям и чертежам Леонардо

РЕКЛАМА

*Макеты изобретений Леонардо выполнены из материалов и по технологиям, которые были доступны в конце XV века

Пожалуй, самый интересный раздел выставки посвящен исследованиям картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Их проводит французский ученый-оптик Паскаль Котте. Он создал уникальную фотокамеру, позволившую «увидеть» каждый из красочных слоев шедевра. Благодаря этому удалось, в частности, воссоздать изображение таким, каким оно было на момент написания — 500 лет назад (эта реконструкция демонстрируется на выставке). В интервью «ФАКТАМ» месье Котте рассказал о секретах шедевра, которые ему удалось раскрыть.

РЕКЛАМА

— Руководство парижского музея Лувр, узнав о беспрецедентных возможностях созданной мною фотокамеры, предложило, чтобы я провел специальную съемку «Моны Лизы», — говорит Паскаль Котте. — Эта картина находится в зале под пуленепробиваемым стеклом. Но ради моего проекта стекло сняли и шедевр перенесли в подвал Лувра — в лабораторию. Тут нужно сказать, что для «Моны Лизы» назначены персональные хранители. Отработав восемь часов, один хранитель передает смену другому. Таким образом картина круглосуточно находится под индивидуальным присмотром.

Первый хранитель, который сопровождал шедевр, вдруг заявил, что запрещает извлекать «Мону Лизу» из рамы. Однако кропотливая сложная калибровка камеры была выполнена для съемки без обрамления. Дирекция музея и я пытались переубедить стража, но безрезультатно. К счастью, его сменщик сразу позволил мне работать. Сняли не только раму, но даже деревянные конструкции, которыми с обратной стороны укреплена картина. Дело в том, что она довольно хрупкая, так как написана не на холсте, а на широкой доске из тополя толщиной лишь 14 миллиметров. Укрепляющие ее четыре дополнительные доски вместе с рамой создают надежный каркас. Изображение обратной стороны мы тоже предлагаем вниманию посетителей нынешней выставки.

РЕКЛАМА

К съемке «Моны Лизы» я приступил в полдень. Но вскоре пришлось прерваться — в лаборатории Лувра включилась сигнализация. Оказалось, что слишком много сотрудников музея пришли посмотреть, как я работаю, и из-за этого температура и влажность воздуха в помещении достигли нежелательных значений для сохранности картины.

Для съемки требовалась сильнейшая подсветка. Однако невозможно направить ее сразу на всю поверхность картины без вреда для живописного слоя. Я нашел выход — сделал так, что свет двигался по поверхности шедевра узкой горизонтальной полосой. Через пять часов работа была завершена, и я зашел к директору Лувра, чтобы рассказать о проделанном. Выслушав, он спросил: «Вы не могли бы все повторить, но сосредоточиться лишь на лице «Моны Лизы». Я вновь спустился в лабораторию. Начинался вечер, и так как картина находилась не на своем месте в зале, многих сотрудников попросили остаться. В течение всей ночи я делал специальные снимки лица, закончил только в восемь утра. И все это время сотрудники музея не могли уйти домой. Восемнадцать часов, которые понадобились на выполнение уникальной работы, я ничего не ел. При этом чувствовал себя счастливейшим человеком, ведь мне доверили исследование такого шедевра!

Это было в 2004 году. Обработка полученной тогда информации еще не завершена. С учетом расходов на создание уникальной фотокамеры проект обошелся примерно в миллион евро. Деньги для этого зарабатываем, экспонируя в различных городах мира выставку о творческом наследии Леонардо да Винчи.

— Вам удалось разгадать секрет улыбки Джоконды?

— Существует версия (и я являюсь ее сторонником) о том, что это улыбка матери, обращенная к своему ребенку. Расскажу подробнее: у соправителя Флорентийской республики Джулиано Медичи была любовница, которая умерла при родах. Ребенок выжил, и отец решил заказать для него портрет матери. Работу гениально выполнил Леонардо да Винчи. В пользу этой версии говорит то, что изначально руки женщины, изображенной на картине, как бы прикрывали живот — защищали плод в утробе. Пальцы сжимали ткань платья. Но ее мягкая улыбка контрастировала с напряженным положением рук. Леонардо их зарисовал, поместив руки на подлокотник кресла. Кстати, это было первое в истории живописи изображение рук в таком положении. Его сразу начали копировать другие художники.

*Паскаль Котте: «Думаю, секрет улыбки Моны Лизы в том, что она обращена к ребенку»

— Историки утверждают, что у упомянутого вами Джулиано Медичи было немало любовниц. Одна из них родила ему сына, который стал Папой Римским Климентом VII. Другая — Симонетта Веспуччи — слыла первой красавицей Флоренции, была моделью знаменитой картины гениального Боттичелли «Рождение Венеры». Это широко известные факты. Признаться, версию о том, что женщина, которую звали Мона Лиза, была в близких отношениях с Медичи, слышать не приходилось...

— Дело в том, что на картине изображена не Мона Лиза, а другая женщина. Судите сами: достоверно известно, что Леонардо да Винчи начал писать портрет 25-летней жены флорентийского магната Франческо дель Джакондо Лизы, но не закончил его. Однако нет доказательств, что именно она изображена на картине, названной ее именем.

Позвольте вернуться к вашему вопросу о загадочной улыбке. Ведь не только она создает магическое очарование, заставляющее множество людей влюбляться в этот портрет. Будучи гениальным ученым, Леонардо разобрался в природе того, как человек видит: правый и левый глаза передают изображение предметов с двух разных сторон, а целостная «картинка» формируется в мозге. Да Винчи использовал эти знания для создания стереоэффекта за счет особого расположения элементов пейзажа на заднем плане.

Еще один важный фактор — поразительные оптические эффекты этого портрета. Леонардо удалось достичь их благодаря технике лессировки — многослойного наложения лака. Эту новаторскую в то время технику по достоинству оценили и позаимствовали многие художники времен да Винчи.

Картина «Мона Лиза» стала невероятно популярной после того, как о ней узнала просвещенная публика. Достаточно сказать, что король Англии предлагал огромные деньги за этот шедевр королю Франции Франциску I, но тот отказался его продавать.

К слову, о деньгах: для изображения неба цвета ультрамарин Леонардо использовал растертый в пыль лазурит. Такая краска стоила баснословно дорого. Сейчас ее выпускает лишь одна фирма в мире и продает по 20 тысяч долларов за килограмм.

— Интересно, почему художник на портрете «Мона Лиза» изобразил женщину без бровей и ресниц?

— Многие искусствоведы полагают, что дело в моде той эпохи — дамы полностью выщипывали брови. Но как тогда объяснить отсутствие ресниц? Когда я изучил сетку микротрещинок на красочном слое, у меня не осталось сомнений — брови и ресницы были. Леонардо изобразил их с помощью лака. Вероятно, их стерли спиртом в ходе неумелых реставраций в позапрошлом веке.

Еще одно доказательство: на всех других портретах кисти Леонардо, в том числе знаменитой «Даме с горностаем», которую я исследовал в картинной галерее Кракова с помощью моей уникальной фотокамеры, брови и ресницы присутствуют.

— Пишут, что ваша камера имеет просто фантастическую разрешающую способность — 240 миллионов пикселей, тогда как у современных профессиональных аппаратов — 35-40 миллионов...

— Да, но не только пиксели определяют уникальность моей камеры: она обладает исключительной чувствительностью и рядом других нестандартных характеристик.

— Сколько она стоит?

— Целое состояние — в пределах 150 тысяч евро.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

5797

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів