ПОИСК
Події

«покупая» автомобиль под четыре процента годовых в гривне, вы рискуете долгие годы платить за него взносы, так и оставаясь… Пешеходом

0:00 17 лютого 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Увы, расторгнуть договор с фирмой, столь ловко подцепившей вас на крючок, можно, лишь потеряв значительную сумму денег

Автомобили в последнее время подорожали, но жизнь продолжается, и, несмотря на кризис, желающих их купить по-прежнему хватает. Тем более что не за горами, по всей видимости, очередной виток цен, связанный с принятием Верховной Радой «дополнительного импортного сбора» на иностранные авто в размере 13 процентов. Останавливает потенциальных покупателей лишь почти полное отсутствие автокредитов — если банки что-то и дают, то под 25-27 процентов годовых в гривне или 16-17 процентов в долларах (исключение составляют акции, проводимые автосалонами совместно с банками). Понятно, что на столь кабальные условия мало кто соглашается. На этом фоне неожиданно оживились компании, предлагающие вам ВОЗМОЖНОСТЬ получить машину под 2-4 процента годовых в гривне. «Никаких банков, — говорится в рекламе этих фирм, — никаких скрытых комиссий»… Специалисты называют подобные предложения «легальным мошенничеством». Увы, законом деятельность таких компаний не регулируется, что помогает предпринимателям из года в год ловить на удочку тысячи неопытных автолюбителей.

Спустя год уставшим ждать «вкладчикам» фирма предлагает взять машину… в кредит

«Салоны» компаний, «предоставляющих своим клиентам возможность стать владельцами новых автомобилей», как правило, находятся в местах людных — в основном в крупных торговых центрах. Схема привлечения клиентов похожа: в качестве приманки красуется автомобиль. Рядом столик, за которым сидит улыбчивый менеджер, поясняющий, что реклама не врет — вы действительно получаете ВОЗМОЖНОСТЬ купить машину под четыре процента годовых в гривне.

- Все просто, — улыбается менеджер, — мы не банк, мы помогаем вам и таким, как вы, в приобретении автомобиля и берем за свои услуги незначительный процент.

Менеджер начинает сыпать бухгалтерскими терминами, невероятно мудрено и путано поясняя схему приобретения. На самом деле ничего сложного в системе «покупки в группах» нет. Идея состоит в том, что собирается, к примеру, сто человек, желающих купить машину. Каждый месяц они вносят в общий котел определенную сумму — за эти деньги покупают один или два автомобиля и каким-то образом распределяют или разыгрывают между всеми участниками. И так до тех пор, пока все «пайщики» не получат по «железному коню». Преимущества схемы очевидны — вам не нужно брать кредит, платить проценты банку и так далее. Недостаток — машину получишь неизвестно когда. Кому-то везет, и он становится автовладельцем уже через пару месяцев, а кто-то вынужден годами платить взносы, так и не имея автомобиля.

РЕКЛАМА

Компании, предлагающие «покупку в группах», схему несколько доработали — сначала они за свои услуги берут первый взнос (для облюбованного нами седанчика Chevrolet Aveo в базовой комплектации ценой около 95 тысяч гривен это порядка 3,5 тысячи гривен, в дальнейшем ежемесячный взнос — около 1,5 тысячи гривен, которые нужно платить в течение 100 месяцев). Что касается очередности, говорят в компании, то преимущество имеет тот, кто сверх обычного взноса внесет дополнительно самый большой авансовый платеж. В «нашей» фирме пошли еще дальше — конкурс авансовых платежей в ней проводится весь первый год. То есть шансов в ближайшее время получить автомобиль у обычного «пайщика» нет никаких!

- А вам чего переживать? — «по секрету» говорит менеджер.  — Вы ведь собираетесь продавать свою старую машину. Вот продадите — и получите автомобиль, а я вам подскажу, сколько нужно будет внести, чтобы оказаться первым.

РЕКЛАМА

Увы, как утверждают жертвы махинаторов, даже те клиенты, кто включается в «игру» и пытается вносить «подсказанные» менеджером суммы, как правило, попадают впросак. Почему-то всегда находится кто-то, заплативший еще больше. И машина — в фирме только печально разводят в руками — достается ему.

- Да не переживайте вы, в любом случае в течение 12 месяцев все наши клиенты имеют возможность получить машину, — видя наши сомнения, вдруг заявляет менеджер.

РЕКЛАМА

Как так, не понимаем мы, ведь, по условиям, платежи растягивают более чем на восемь лет?!

Оказывается, через год всем, кто по-прежнему сидит без машины, фирма предлагает поспособствовать в получении… банковского кредита. Тут менеджер опять пустился в рассказы, мол, компания «замолвит словечко» перед банком, чтобы условия были самые лучшие (но какие конкретно, разумеется, на назвал).

- А кто не захочет брать кредит? — интересуемся мы.  — Ведь вы обещали четыре процента, взяли деньги за услуги, а закончилось все… банковским займом.

- Таким людям тоже выдадут автомобиль — из денег фонда группы, — не краснея, соврал менеджер…

Постойте, как в этот фонд попадет столько денег, чтобы дать машины всем, когда еще собраны не все взносы? Пояснить этот математический феномен менеджер, как ни старался, так и не смог.

- Я вам говорю по личному опыту, — выкручивался он, — без машины еще никто не оставался…

Взносы за уже полученный автомобиль вырастут, если увеличится его цена в автосалоне

Однако, будучи прижатым к стенке нашими вопросами, молодой человек сознался: не согласившимся на кредит остается лишь платить дальше. Копию договора, которой нам предлагали заключить, менеджер предоставить отказался — мол, у него есть только «именные», уже подписанные, экземпляры. По словам специалистов, это типичный трюк всех подобных фирм: ведь с ходу мало кто из покупателей в состоянии не то что осознать, но даже пробежать глазами весь текст договора (этот замысловатый объемный документ не только прочитать, но и развернуть не так-то просто). Домой бумаги просто не дают. А в договоре, к слову, есть немало любопытных пунктов. Если, скажем, по какой-то причине мы захотим разорвать договор (к примеру, банально надоело ждать у моря погоды), у компании остаются начальный взнос, а также два последних платежа — итого в нашем случае 6,5 тысячи гривен. К сожалению, об этом условии многие «пайщики» узнают слишком поздно, пытаются скандалить, судиться. Увы, говорят специалисты, подписав документ, люди осознанно сунули голову в петлю. Как показывает практика, желающих разорвать договор находится немало: во-первых, не все понимают, что при подорожании автомобиля (а какими будут цены через полгода, не говоря уже о более далеком будущем, никто не знает) автоматически повышаются и ежемесячные платежи. Причем это может произойти и когда вы наконец-то, вздохнув с облегчением, уже получили машину. Попытки многих «пайщиков» оспорить повышение взносов или отказаться платить сверх обычного заканчиваются плачевно. В договоре указано: если обладатель автомобиля задерживает платежи на два месяца, он обязан одним махом погасить всю задолженность перед фирмой, иначе на машину наложат арест. Кроме того, до срока погашения всех платежей автомобиль необходимо полностью страховать, как если бы он был в залоге у банка. А это ежегодно вытаскивает из кармана автовладельца немалую сумму.

Неприятный нюанс есть в договоре и для тех, кто соберется одним махом оплатить фирме всю стоимость машины, чтобы наконец выпутаться из этой истории. Компания возьмет с него не только остаток суммы, но и определенный процентик за свои услуги, то есть фактически штраф за досрочное погашение.

Изучив все подводные камни «покупки в группах», понимаем, что предлагаемые четыре процента годовых выглядят уже совсем не так заманчиво. Подписав договор и оплатив вступительный взнос, мы получаем возможность восемь лет платить за облюбованный Aveo и, в конечном счете отдав за него полторы цены (порядка 150 тысяч гривен), автомобиль при этом не получить! Откладывая деньги в надежный банк и получая там проценты, мы за это время смогли бы купить две такие машины…

Пока мы изучали договор, условиями покупки вазовской «десятки» заинтересовалась молодая пара, похоже, приехавшая в Киев из пригорода. Ловкий менеджер тут же уловил ситуацию: ребята, видимо, торговали на рынке, не имея легальных доходов, и быстро отыскал к ним нужный «ключик».

- Мы не требует справки о доходах, только ваш паспорт и код. «Десятка», считайте, у вас в кармане! А хотите — возьмите «Ланос»: оцинкованный кузов, «опелевский» двигатель…  — пел соловьем менеджер.  — Сейчас февраль. Думаю, к маю вы сто процентов получите машину. Нужно только, чтобы вы указали желаемый цвет. Сумма для первого взноса у вас с собой?

Глаза у молодых людей заблестели — похоже, «удаву» удалось заглотить очередную жертву.

351

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів