ПОИСК

Ортопед-травматолог николай терновой: «ленивые» суставы быстрее приходят в негодность — их поражает артрит или артроз, и они разрушаются»

0:00 28 березня 2009
Тому, кто долго терпел боль и не знал точного диагноза, может понадобиться эндопротезирование — замена коленных или тазобедренных суставов искусственными

Боль считается сигналом, который организм человека подает в момент бедствия. При ангине болит горло, из-за удара — травмированное место. Но если боль нарастает постепенно и становится привычной, человек откладывает визит к врачу, пытаясь самостоятельно справиться с неприятными ощущениями. Например, по утрам сложно встать с постели — колени плохо сгибаются или распухают, краснеют, то есть суставы воспалены. Первое, что приходит на ум таким страдальцам, — приложить к коленям капустный лист, сделать водочный компресс, замотать пуховым платком… А ведь врач, разбирающийся в механизмах заболеваний, сразу может сказать: от этих процедур станет только хуже. Как правильно поставить диагноз? Чего опасаться тем, у кого болят суставы? В каких случаях приходится заменять суставы искусственными? На эти и другие вопросы на прямой линии «ФАКТОВ» ответил руководитель клиники ортопедии и травматологии Национальной академии наук Украины, работающей на базе киевской больницы № 12, профессор Николай Терновой.

«Уже во время осмотра, нажимая на особые точки, врач может определить, какую травму получил пациент»

- Беспокоит Валентина Ивановна из Кременчуга. У меня болят колени. Какие обследования надо пройти, чтобы выяснить причину недуга?

- Во время обычного осмотра врач получает много информации. Например, мы просим пациента показать, где именно он ощущает боль, рассказать о ней. Есть определенная симптоматика повреждения связок, менисков. Спрашиваем, когда боль становится сильнее — во время спуска или подъема по ступенькам, утром, когда человек встает с постели, или вечером, после дневной нагрузки. Кроме того, нажимаем на некоторые точки, чтобы понять — боль внутри сустава или снаружи. Ведь ее причиной может быть воспаление связок в местах прикрепления мышц, вызванное, например, растяжением, а человек считает, что сустав болит внутри. Иногда достаточно назначить противовоспалительную мазь, сделать блокаду — и пациент забывает о неприятных ощущениях. Бывают внутренние повреждения, их тоже очень много. Например, после удара может пострадать мениск или жировое тело (это амортизатор для надколенника). После осмотра иногда направляем пациента на рентген, ультразвуковое исследование или магнитно-резонансную томографию, чтобы точно определить, какой должна быть схема лечения.

- Валентина Михайловна, Киев. Маме в районной больнице поставили неопределенный диагноз — «арт. коленного сустава». Непонятно, это артроз или артрит…

РЕКЛАМА

- Привозите данные анализов, выписку — и определимся с диагнозом. Вы можете приехать к нам на консультацию (отделение работает на базе столичной больницы № 12, улица Подвысоцкого, 4а, пятый этаж), предварительно позвонив по телефону (044) 531-94-94.

- А чем отличается артроз от артрита?

РЕКЛАМА

- Артроз — это «холодное» заболевание сустава, оно протекает без повышения температуры. В народе его называют отложением солей. Артрит — это воспаление с покраснением, опуханием сустава и повышением его температуры. Если по утрам есть еще и скованность сустава, то по симптомам заболевание похоже на ревматоидный артрит. Но чтобы это утверждать, нужно сделать анализы — ревмопробы. Обычно при этом заболевании сначала страдают мелкие суставы кисти или стопы. Боль есть и при артрите, и при артрозе. Если у человека артроз, то со временем сустав деформируется из-за того, что внутри разрастаются костные образования — остеофиты.

Лечить артрит и артроз надо по-разному. Недавно мы прооперировали пациентку — заменили ей коленный сустав искусственным. У женщины был артрит ревматоидного характера, что подтвердили анализы. К сожалению, несколько лет назад ей неправильно поставили диагноз. В солидном медучреждении женщине вводили в сустав искусственную внутрисуставную (синовиальную) жидкость. Кстати, это дорогой препарат, но очень эффективный, если речь идет об артрозе. Но в данном случае делать такие инъекции нельзя было ни в коем случае: сустав воспаленный, его и так «распирало», а туда вместо противовоспалительных препаратов нагнетали дополнительную жидкость. Когда мы делали операцию, то увидели, в каком ужасном состоянии был сустав.

РЕКЛАМА

Некоторые врачи, если лечение помогло, говорят: «я вылечил», а если не помогло — «даже я не смог ничего сделать». Не верьте. Ищите выход, советуйтесь с разными специалистами, но не опускайте руки.

- Добрый день, беспокоит Светлана из Сум. На основании рентгеновского снимка мне поставили диагноз дегенерация суставного хряща. В газете написано, что это можно вылечить без операции. Я правильно поняла?

- Сначала необходимо посмотреть ваши снимки, а уж тогда определить, можно ли вам делать инъекции в сустав или понадобится его чистка. Искусственная синовиальная жидкость очень хорошо зарекомендовала себя при таком диагнозе. Мы сейчас применяем синтетическую, а не органическую синовиальную жидкость. Этот препарат лучше очищен, не дает побочных эффектов. Курс лечения — от трех до семи инъекций. Не исключено, что надо будет сделать диагностическую артроскопию: через проколы ввести видеокамеру и микроинструменты, посмотреть, в каком состоянии хрящевая ткань, есть ли костные разрастания. Их можно сразу убрать, отшлифовать поверхность хряща — и боль пройдет. Бывают случаи, когда мы повторяем такую процедуру несколько раз. В комплексе с лекарственной терапией она позволяет надолго сохранить собственный сустав.

- Лариса Викторовна, Киев. Год назад мне удалили мениск, так как он разорвался, назначили препараты. Боли при ходьбе нет. Надо ли время от времени делать какие-то обследования?

- Если нога беспокоит — да, а если все хорошо, то зачем? Весь мениск не удаляют — только часть, его, так сказать, «обстригают». Но бывает, что трещинка осталась, она может развиваться дальше. Мениск — это хрящ, он не срастается, как кость. В нем после вмешательства образуется рубец, который при малейшей травме может давать болевой синдром. Если мениск удалили грамотно, затем провели курс лечения, то обычно негативных последствий не бывает.

«Чтобы не обострялась подагра, нужно соблюдать диету: не есть копченостей, солений и не пить спиртное»

- Константин из Днепропетровска. У меня такая проблема: раз в полгода дает о себе знать артроз большого и указательного пальцев левой ноги. Мне делают уколы хондролона — и становится легче. Но зимой к этой беде прибавилась еще одна — травма лодыжки. Теперь нога опухает и болит. Что делать?

- Такие симптомы, как у вас, обычно бывают при подагре. Надо дополнительно обследоваться, повторить анализы крови на мочевую кислоту, сделать ревмопробы, сдать биохимический анализ крови. По поводу лодыжки: во время травмы могли пострадать мелкие связки, которые крепятся в лодыжке, от этого и боль. Если так, то врач обычно делает блокаду — обкалывает болезненное место препаратом. Во многих случаях это помогает.

- Мне порекомендовали физиопроцедуры — диодинамику и озокерит, но после них боль обострилась, и я прекратил лечение.

- Как правило, после травмы озокеритовые аппликации делать не стоит, так как они вызывают отек тканей и дополнительное воспаление. Вот почему боль усилилась. Надо дать ноге разгрузку, принимать противовоспалительные нестероидные таблетки типа мовалиса. Хорошо действуют водочные или полуводочные компрессы, которые кладут на участок, предварительно смазанный, например, гелем диклак. Но любое лечение все же надо проводить под наблюдением врача.

- Здравствуйте, звонит Александра, живу в Одессе. У меня начал разрастаться сустав большого пальца. Говорят, это подагра. Но мне только 32 года. А ведь обычно эта болезнь бывает у стариков…

- Не только. Парадокс в том, что никто не знает, почему нарушается обмен веществ и развивается подагра. Есть мнение, что таким заболеванием больше страдают те, кто ест острую, соленую, копченую пищу. Но это не абсолютная истина. Как правило, начинает болеть большой палец на ноге (говорят — шишечка заболела). Это сигнал: надо сдать анализ на содержание в организме мочевой кислоты.

Как-то с жалобой на боль в большом пальце к нам обратился 29-летний парень, спортсмен. Подлечили его, назначили мазь. А воспаление возобновилось. Оказалось, подагра. Порекомендовали строгую диету. При этом заболевании очень важно ее соблюдать: исключать спиртное (в частности, красное вино), противопоказано мясо, особенно молодое, запрещена курятина, которая вообще-то считается диетическим продуктом. Парень поехал на отдых, нарушил режим — поел устрицы, выпил вина — и вернулся к нам с сильнейшим обострением.

- Можно ли вылечить подагру?

- Только снять обострение. Есть препараты, связывающие мочевую кислоту, но они очень тяжелые для организма. Обычно применяют очистительные капельницы, которые снижают концентрацию мочевой кислоты. Но диета — главное условие.

«Худым людям можно установить искусственный тазобедренный сустав, сделав разрез всего лишь шесть-восемь сантиметров»

- Звонит Иван Денисович из Харькова, мне 62 года. Последние лет пять у меня болят оба тазобедренных сустава. Наверное, придется их менять. Но страшно: вдруг новые не приживутся. Много читал о таких операциях. Одни люди довольны, а другие страдают еще больше, чем раньше. Вот и не знаю, как быть.

- За вас этот вопрос никто решить не сможет. Найдите специализированные центры, опытных врачей, о которых слышали хорошие отзывы.

- Какие надо пройти обследования, чтобы точно знать, что без операции не обойтись?

- В первую очередь сделайте рентгенограмму. Врач сразу увидит, насколько повреждены суставы. Хорошо, если есть возможность сделать компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ). Кстати, сейчас есть МРТ с открытым контуром — это выход для тех, кто не выносит закрытого пространства.

- А можно заменить сразу оба сустава?

- Мы этого не делаем, хотя технически такое возможно. Но для самого пациента послеоперационная реабилитация будет сложной. Вот почему оперируем один сустав, затем, если все нормально, через полгода второй. На Западе для таких пациентов есть отличные реабилитационные центры с бассейнами, а у нас их нет. В Штатах больного выписывают на третий-четвертый день после операции, когда рана еще воспалена, потому что в больнице находиться дорого. Но к пациенту на дом приезжает патронажная сестра, его возят в отделение реабилитации. Там другие подходы.

- Разрез какой длины надо сделать, чтобы установить новый сустав?

- Это зависит от многих нюансов. Если человек не полный, у него нет слоя жира, то разрез делается небольшой — только чтобы обеспечить доступ к суставу. Например, когда мы оперировали худенькую женщину, достаточно было сделать разрез шесть-восемь сантиметров. Зашиваем косметическим швом, так что шрам будет малозаметен. Маленькая ранка и заживает быстрее. А раньше в подобных случаях длина разреза составляла 30 сантиметров. Мы имеем уже очень большой опыт, так как в числе первых в Украине начинали эндопротезирование.

К сожалению, наша медицина во многом до сих пор исповедует старый принцип: ходи на своем суставе как можно дольше. А станет совсем плохо — тогда уже иди на операцию. Люди годами мучаются, потом ведь все равно приходят к хирургу, а оперировать тяжелее, если сустав разрушен. В развитых странах принцип другой: если в течение года консервативное лечение было безуспешным, делают операцию. Поэтому там нет таких запущенных случаев, какие приходится оперировать нам.

- Екатерина Владимировна, Киев. Знакомому сделали эндопротезирование, а сустав «соскочил». Как такое могло случиться? Это врачи виноваты?

- Не обязательно. Это одно из осложнений, которое может произойти после операции: ткани пациента почему-то не сформировались вокруг искусственного сустава, и даже небольшая нагрузка приводит к смещению. Если мы видим, что есть такой риск, держим человека дольше без нагрузки. Сейчас появились новые протезы с большой головкой, они по всем параметрам соответствуют нормальному человеческому суставу, позволяют выполнять обычный объем движений и не вызывают вывих. Если операция сделана качественно, болезнь не была запущена, удалось избежать осложнений, то ноги будут одной длины, человек не будет хромать, воспринимать протез как инородное тело.

- Ваши прооперированные пациенты обращаются к вам за консультациями, вы должны их наблюдать или со временем менять протезы?

- Те, кого не беспокоит боль, на консультацию не приходят и менять протез у них нет необходимости. Но в некоторых случаях возникает микроподвижность ножки протеза. Тогда появляется болевой синдром и надо оперировать повторно. Кроме того, если процесс уже был сильно запущен, то человек постоянно ощущает небольшой дискомфорт, какие-то покалывания. Однако прежней боли, конечно, нет.

- Вы меняете и коленные суставы…

- Только если другие методы уже не эффективны. Некоторые пациенты годами лечатся: мы делаем им «чистку» суставов с помощью артроскопа, вводим синовиальную жидкость — и они хорошо себя чувствуют. Один пациент наблюдается у нас уже семь лет, ему дважды чистили каждый коленный сустав, добавляли «смазку». Еще важно соблюдать определенный двигательный режим. Вредно подолгу находиться в одном положении. На Западе, например, для водителей большегрузных автомобилей разработано специальное устройство, которое заставляет делать остановки и отдыхать через определенные промежутки времени.

Суставам нельзя «лениться» и «застаиваться». Например, в плечевом и коленном суставах самые большие капсулы, они рассчитаны на большой объем движений. Если движений мало, капсула от бездействия начинает слипаться и уже сама ограничивает движения. Тогда жди беды: например, если человек вдруг решает, как в молодости, попрыгать, поиграть в волейбол, то испытывает боль. Вспомните теорию академика Амосова о тысяче движений — это прекрасная идея! Чем больше двигается сустав, тем лучше. К сожалению, никто не застрахован от болезни, но можно не подталкивать самому свои суставы к заболеваниям, не ограничивать их функцию.

24318

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів