ПОИСК
Україна

Эли Бенун: «Многие хасиды отлично понимают чувства украинцев, с оружием в руках защищающих родную землю»

6:30 23 вересня 2014
Інф. «ФАКТІВ»
Завтра паломники, съехавшиеся в Умань на могилу цадика Нахмана, встретят 5775-й еврейский новый год

По традиции в сентябре Умань, маленький городок на Черкасчине, принимает паломников — брацлавских хасидов. Во всем мире, говорят паломники, их почти миллион. Съезжаются же в Умань около тридцати тысяч, чтобы в Рош Ашану (еврейский новый год) помолиться на могиле своего духовного лидера Рабби Нахмана. Считают, что здесь, в Умани, их молитвы скорее услышат небеса…

Войны на востоке Украины паломники не испугались, а российской пропаганде о свирепствующих здесь фашистах не верят. Ведь за годы паломничества убедились, что украинцы — добрый, отзывчивый народ.

«Израильские полицейские, в том числе из подразделения по борьбе с терроризмом, поделились опытом с местными правоохранителями»

Несмотря на военные действия на востоке Украины, правительство Израиля не препятствовало путешествию своих граждан в Умань, как заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол этой страны в Украине Элиав Белоцерковски. Ведь важнее, чем Рош Ашана, для брацлавских хасидов ничего нет. Это праздник покаяния и самосовершенствования, праздник встречи со своим духовным учителем. Мистическую возможность восстановления связи с великим Рабби, ушедшим из жизни более двухсот лет назад, хасиды считают проверкой собственной души и верят, что в Рош Ашану взвешиваются все их поступки и даже мысли. И если человек осознает, что грешен, ему не стоит отчаиваться, ведь дорога раскаяния открыта перед ним…

— У хасидов-израильтян, которые знают, что такое война, были опасения относительно безопасности нынешней поездки, — рассказывает представитель Благотворительного фонда имени Рабби Нахмана в Умани гражданин Израиля Эли Бенун. — Но мы им объяснили, что в Умани войны нет. Кроме того, во время подготовки к празднику проведена огромная работа по обеспечению надлежащих мер безопасности.

РЕКЛАМА

Израильские полицейские, в том числе из подразделения по борьбе с терроризмом, поделились своим опытом с местными правоохранителями. Микрорайон с паломниками вместе с украинскими милиционерами контролируют 12 израильских полицейских — больше, чем в прежние годы. На всей территории паломничества установлены 16 камер видеонаблюдения.

Мы очень благодарны местным властям за поддержку, за понимание того, что для брацлавских хасидов очень важно помолиться на уманской земле.

РЕКЛАМА

— Господин Эли, общественные активисты Умани высказали пожелание, чтобы каждый паломник приехал в Умань в бронежилете и каске и передал их украинской армии. Так вы поддержали бы Украину в борьбе с российским агрессором.

— Это сложно, ведь армейское снаряжение в Израиле нельзя купить в магазине. Такие вопросы должны решаться на уровне государств. К слову, большинство брацлавских хасидов, которые приезжают в Умань на Рош Ашану и другие праздники, служили в армии. Молодежь, если не учится в ешиве, обязана служить. Это я к тому, что все мы — патриоты своей родины и готовы в любую минуту подняться на ее защиту. И хорошо понимаем чувства украинцев, вынужденных отстаивать свою землю. Мы будем много молиться, чтобы на украинской земле снова воцарился мир.

РЕКЛАМА

В свое время я тоже служил в израильской армии. После службы увлекся трудами Рабби Нахмана из Брацлава и стал брацлавским хасидом. Вот уже двадцать пять лет вместе с единоверцами праздную Рош Ашану в Умани. Тогда, в 1989-м, в Умань к цадику прибыло чуть больше двухсот его последователей. С каждым годом количество паломников возрастает.

Теперь Умань превратилась в центр международного религиозного туризма. Правда, здесь, как и раньше, разбитые дороги, бытовая неустроенность. Приезжающие из Нью-Йорка, Тель-Авива и других мировых столиц гости привыкли к другим условиям. Например, к тому, что если на дороге появляется даже незначительная рытвина, ее тут же ликвидируют. Впрочем, весь этот уманский «колорит» мы, хасиды, воспринимаем как некий неповторимый шарм.

В Украину брацлавские хасиды прибывают как туристы. По традиции сначала посещают могилы предков — основоположников хасидизма, находящиеся в Брацлаве и Меджибоже. Затем отправляются в Умань. Кто богаче, большими компаниями по 10—20 человек спешат с огромными чемоданами и баулами к жилищам уманчан, у которых останавливались и в предыдущие годы. Причем не всегда заблаговременно предупреждают о своем визите, ведь уверены: их ждут и жилье «придержат». Несколько дней проживания в Умани обходятся в 250—300 долларов. Впрочем, многие не отказывают себе в удовольствии поторговаться, чтобы немного сбить стоимость жилья. Хозяева, конечно же, уступают гостям. И знают: надо заполучить всю сумму до Рош Ашаны, ведь во время праздника брать в руки деньги и совершать какие-либо сделки хасидам не позволено.

Хасиды победнее поселяются в палаточном городке, рассчитанном на 2,5 тысячи человек. Говорят, деньги на поездку в Умань собирают целый год. Впрочем, многим малоимущим хасидам помогают состоятельные единоверцы (за обещание горячо помолиться за своего благодетеля) и поддерживают всех, кто нуждается в помощи, потому что знают: благотворительность им зачтется.

«Мы с уважением относимся к гостям и их религиозным потребностям, но в эти дни вынуждены работать с непомерной нагрузкой»

Во время Рош Ашаны территория «хасидского» микрорайона, который паломники называют маленьким Израилем, оцеплена правоохранителями. Проживающих здесь уманчан пропускают домой по предъявлению пропуска или регистрации в паспорте. Впрочем, в праздничные дни горожанам нелегко добраться до дому, ведь гости заполоняют все улицы у мемориального комплекса цадика.

О начале праздника, наступающего с закатом солнца и появлением первой звезды на вечернем небосводе, извещают звучные переливы шофара (бараньего рога). Нескончаемый поток верующих в черно-белых одеждах с молитвенниками и полотенцами в руках заполоняет улицы «хасидского» микрорайона Умани. «Все мы, как овцы перед пастухом, проходим в этот день перед Всевышним, просим о милосердии и спасении», — твердят хасиды.

После всеобщей молитвы паломники отправляются на омовение в миквы, чтобы смыть старые грехи, или купаются в водоеме неподалеку от синагоги.

Чтут паломники и еще один давний обычай. В развешанные у мемориального комплекса деревянные ящички они бросают адресованные цадику записки — собственные и написанные единоверцами, которые не смогли приехать в Умань. В них просьбы о здоровье, об исправлении собственной души, об удаче в бизнесе…

Хасиды говорят: когда цадик был жив, он молился над их прошениями и все они исполнялись. Исполняются желания и сейчас. А еще верующие с удовольствием подают подаяние бедным единоверцам, которые напоминают о себе, пробегая рядом со стаканчиками в руках, в которых звенит мелочь.

Во время праздника хасиды тепло приветствуют друг друга, обнимаются, желают друг другу удачи, доброго и сладкого нового года и не устают восхвалять своего цадика. Бывает, проживающие в разных странах родственники, их друзья только и видятся раз в году — в Умани, в Рош Ашану. А пиршество закатывают на весь мир! В огромной столовой за праздничные столы садятся 11 тысяч гостей и еще пять тысяч уносят праздничные блюда с собой.

Застланные белыми скатертями столы ломятся от изобилия мясных и рыбных деликатесов, овощных салатов, восточных фруктов и сладостей, ароматной выпечки. Причем каждое из праздничных блюд имеет свой смысл. Так, отведать голову рыбы — значит «быть в голове, а не в хвосте». Кругленькая булочка хала, которую макают в мед, олицетворяет полноту и завершенность всех начинаний. Зерна граната воспринимаются как умножение успехов, а тыквенные или какие-либо другие семечки — к деньгам, вот и лузгают их все время, чтобы денег прибывало. Финики же оказывается, помогают хасидам бороться с врагами.

Примечательно, что кошерные блюда на праздничный стол вместе с израильскими поварами готовят и уманчане, причем из наших отечественных продуктов. А ведь еще недавно рыбу, мясо, крупы, муку, овощи и все, что было необходимо для праздничного стола, огромными рефрижераторами везли из Израиля! Теперь же из Израиля везут лишь специи, соусы, майонезы, дрожжи…

— Мы с уважением относимся к гостям и их религиозным потребностям, но в эти дни вынуждены работать с непомерной нагрузкой, — сетует начальник коллективного предприятия производственно-жилищного ремонтно-эксплуатационного управления № 1 Умани Григорий Швец. — В высотках у мемориального комплекса, в которых на несколько дней поселяются хасиды, постоянно ломаются лифты, забивается канализация. Все лестничные клетки завалены мешками с мусором, электросети не выдерживают, ведь свет в домах и квартирах горит круглосуточно. Хасиды говорят, что в праздники им нельзя отключать свет, а хозяева квартир, которые могли бы это сделать, не всегда в это время есть дома.

В общем, работникам «аварийки», которые дежурят в микрорайоне, достается. Дворники не успевают убирать использованные пластиковые стаканчики, банановые шкурки и прочий мусор, который хасиды бросают прямо под ноги. Заключать с нами договор о дополнительных услугах по уборке территории они отказались, объяснили, что им проще нанять бригаду парней, которые целый день не выпускают метлу из рук.

Что касается предоставления гостям других услуг — по обслуживанию лифтов, внутридомовых сетей, электроснабжения и освещения мест общего пользования, хасиды твердят, что могут оплатить лишь половину указанной в договоре суммы. Мы же пытаемся объяснить, что расчеты обоснованные.

— Возможность заработать привлекает многих горожан, сдающих им свое жилье, — объясняет уманчанка Людмила. — Но чтобы пустить хасидов в свой дом или в квартиру, надо прежде снять со стен свои иконы! Меня это возмущает, поэтому, обхожусь без таких заработков. Тем более наслышана о совершенно невероятных историях с паломниками. Они любят взбираться на крышу дома или заборы и взывать к цадику. Портят мебель, другое имущество. К примеру, жарят шашлыки на балконе и умудряются устроить пожар. Затем еще и объясняют: дескать, дома, в Израиле, они тоже жарят шашлыки на балконах, но, поскольку балконы у них большие, там ничего не горит.

— А я — за хасидов, пусть приезжают! — восклицает горожанин Иван Анатольевич.Они нам, уманчанам, работу дают! За три месяца до Рош Ашаны хасиды приступают к ремонтным работам в синагоге и других помещениях — это хорошая возможность подзаработать. Платят по 15 гривен в час, честно рассчитываются. Старый линолеум в синагоге, а ведь был таким толстым, пришлось заменить. Удивительно, как они умудрились протереть его до дыр. Многие женщины работают на кухне — заготавливают полуфабрикаты к праздничному застолью. А еще, слышал, наши женщины устраиваются нянечками в хасидские семьи, которые живут в Умани. Детишек-то в их семьях много!


*Умань превратилась в центр международного религиозного туризма

В «хасидском» микрорайоне Умани открыли небольшие детсад и школу, а также планируют построить медицинский центр

К слову, в Благотворительном фонде имени Рабби Нахмана сообщили, что выступают против того, чтобы единоверцы оставались жить в Умани, налаживали здесь бизнес. Ведь при этом непременно возникают трения с местными жителями. И все же хасидская община в Умани растет. Для детей открыли небольшие детсад, начальную школу. Работает также кошерный мини-маркет. Есть намерения построить современный медицинский центр, в котором смогут лечиться и уманчане.

Общественные активисты Умани, считающие, что иностранцы чуть ли не завоевывают новые территории, подчеркивают: они должны платить налог местным властям. Примечательно, что такие взносы предусмотрены в законопроекте об особенностях празднования Рош Ашаны в Умани. Хасидов хотят обязать покупать электронный пропуск на могилу цадика.

— Понимаем: небольшому городку сложно принимать столь большое количество гостей, и мы должны компенсировать неудобства, которые причиняем уманчанам, — соглашается Эли Бенун. — Мы готовы платить, хотя наш благотворительный фонд живет на пожертвования общественности, ничего не производит и не продает. Однако если деньги пойдут в местную казну и это поможет Умани развивать свою инфраструктуру, мы не против таких сборов. Но если мы будем покупать пропуска, пусть покупают их и другие паломники, не только хасиды. По нашим данным, на протяжении всего года на могилу приезжает около 70 тысяч туристов из разных стран!

Фото автора

3867

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів