ПОИСК
Культура та мистецтво

Народный артист россии анатолий кролл: «когда лариса долина пришла в мой коллектив, у нее был не репертуар, а винегрет. На гастролях в киеве я впервые предложил ей исполнять джаз»

0:00 4 червня 2009
Известный музыкант возглавил жюри первого всеукраинского детского джазового конкурса и дал мастер-класс

Анатолий Кролл нечастый гость в Киеве. Известный музыкант и дирижер живет и работает в Москве. Готовит программы для артистов, пишет музыку к фильмам, преподает в вузе. В столицу Украины Анатолий Ошерович приехал, чтобы возглавить жюри первого всеукраинского джазового конкурса детей и молодежи «Jazz зорi». Организаторы прослушали более 400 детей и коллективов. Юные таланты соревновались в трех возрастных категориях. В каждой из них Анатолий Кролл отобрал победителей, за судьбой которых взялся проследить лично.

Маэстро воспитал не одно поколение музыкантов и исполнителей. Именно в его коллективе начинали работать Лариса Долина, Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Вадим Мулерман…

«В нашем бараке где-то взялось пианино, и я самостоятельно научился на нем играть»

- Анатолий Ошерович, как вам наши юные таланты?

- Еще совсем недавно считалось, что джаз — уходящая музыка. Ветераны доиграют свое и на этом все закончится. Но теперь я изменил свое мнение. Растет талантливое поколение. К сожалению, не хватает квалифицированных педагогов.

РЕКЛАМА

- Раньше их вовсе не было, в Советском Союзе джаз был запрещен. Тем не менее сколько талантливых музыкантов дала та эпоха.

- За свое увлечение я в детстве получал много синяков и шишек. Музыкой начал заниматься так рано, что даже страшно об этом говорить. Нашу семью эвакуировали из Украины на Урал. Когда мне было годика четыре, в бараке, где мы жили, появилось пианино. Не знаю, откуда оно там взялось, но я принялся на нем играть. Сам научился. У нас в семье музыкантов никогда не было. Поступив в музыкальное училище, уже на первом курсе начал подрабатывать. Играл на аккордеоне в кинотеатре перед показами фильмов. Все так удачно складывалось. И вдруг меня исключили из училища.

РЕКЛАМА

- За подработку в кинотеатре?

- За увлечение джазом. Мы с ребятами создали ансамбль, играли и пели песенки из репертуара Ива Монтана. Каким образом доставали их, теперь уже и не помню. Тайно слушали записи на рентгеновских снимках. Эта музыка ничего общего с джазом не имела, но поскольку она была НЕ советская, значит, джазовая! (Смеясь. ) Позже образование я таки получил, закончив с красным дипломом Российскую академию музыки.

РЕКЛАМА

- Вашу школу прошли многие известные исполнители, в том числе и Лариса Долина.

- В 70-х годах она начинала работать в моем коллективе — Большом эстрадном оркестре «Современник». У Ларисы тогда были совершенно разные песни — какой-то винегрет. Это не приносило удовольствия ни ей, ни мне, ни коллективу. И вот во время гастролей в Киеве мне пришла в голову мысль предложить ей исполнять исключительно джаз. Мы придумали программу «Антология джазового вокала». Вместе проработали пять лет. Не позволю себе сказать, что воспитал Долину, но счастлив, когда об этом говорит она сама!

«Я делал аранжировку самых известных песен Юрия Антонова и Евгения Мартынова»

- Сотрудничество с Долиной продолжается?

- Совсем недавно был на великолепном концерте Ларисы в московском Доме музыки. У Долиной шикарная программа с известным американским композитором, семикратным обладателем «Грэмми» Джорджем Дюком. Лариса — человек огромного таланта. Но иногда она уходит в другое измерение. Однажды после не очень удачного ее концерта мой друг Юрий Саульский сказал: «Да, даже самый талантливый человек должен иметь художественного руководителя». Со мной начинали работать и Юрий Антонов, Женя Мартынов, Валя Пономарева. Теперь она известна как исполнительница цыганских песен, а начинала с джаза.

- Трудно представить, что Антонов пел джаз.

- А он и не пел. В то время мы были еще эстрадным оркестром. У нас были и цирковые номера, и танцоры, и шпагоглотатели, и конферансье. Эстрада — это тот самый винегрет, в котором есть все! Я пытался искоренить из коллектива жанры, не имеющие прямого отношения к музыке. Юра исполнял свои песни, и первую его пластинку мы записали вместе. Я сделал аранжировку всех песен Антонова, а также композиций «Лебединая верность» и «Яблони в цвету» Жени Мартынова. Причем это случайно получилось. Фирма «Мелодия» отправляла Мартынова на конкурс «Братиславская лира», и нужно было срочно записать песни. Я первым подвернулся (смеется).

- К фильмам музыку сейчас пишете?

- Мало. Мой постоянный партнер в кино — близкий друг, президент «Мосфильма» Карен Шахназаров — теперь мало снимает. Больше времени уделяет организационной работе. И потом, последние картины у Карена немножечко специфические. Возможно, в них не всегда востребована музыка. К примеру, в последнем фильме «Палата номер шесть» музыки практически нет. Она не нужна! Но из десяти его картин к семи (»Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Сны», «Американская дочь», «День полнолуния», «Яды: всемирная история отравлений» и «Всадник по имени Смерть») музыку написал я.

Молодые режиссеры зовут в свое творчество, но нескончаемый поток сериалов о бандитах меня совершенно не интересует. В моем понимании музыка — одно из действующих лиц в фильме, а не просто фон. Не хочу на ерунду время тратить. Его у меня и так в обрез. С «Мосфильмом» работаю, в университете читаю лекции о музыке в кино.

«Вилли Токарева пришлось уволить за то, что плохо играл на контрабасе»

- Вы стали, наверное, единственным в России джазовым музыкантом, которому Владимир Путин вручил высокую награду — орден «За заслуги перед Отечеством».

- И не один раз вручал! В 2004 году я получил орден Почета, а в 2008-м — к моему 65-летию и 50-летию творческой деятельности — орден «За заслуги перед Отечеством». Поблагодарив за награду, сказал Владимиру Путину: «Рад за жанр, который вы признали». В джазе появились народные артисты, лауреаты государственных премий. Это очень важно.

- Вы совсем не интересуетесь современной эстрадой?

- Последние лет 15 как-то отдалился от попсового мира. В 1994 году я был членом жюри «Евровидения» — первого конкурса, который транслировался в России. Тогда в нем принимала участие певица Юдифь (Маша Кац). Такого шума-бума вокруг этого конкурса еще не было, встречались хорошие исполнители. А сейчас «Евровидение» ушло в область эффектов, электронных украшений. Очень мало настоящих певцов и композиторов. Даже такие авторы, как Ллойд Веббер, перед которым весь мир снимает шляпу, на конкурсе в Москве просто промелькнул. Не попал в формат, как и Патрисия Каас и Валерия, не прошедшая даже отборочный тур. Не считаю Валерию самой лучшей певицей, но она, по крайней мере, выглядела бы достойнее.

- Тем не менее именно вы привозили из Америки Вилли Токарева?

- Вилли — это бывший музыкант моего оркестра. В 1962 году он играл на контрабасе, за что и был уволен.

- Что же он натворил?

- Мягко говоря, играл не самым лучшим образом. Потом он уехал в Америку. Мне приходили из Бруклина записи, сделанные у Вилли на кухне. Токарев стал довольно популярным. Его решили пригласить в Россию. Директор «Госконцерта» Владимир Панченко попросил сделать с ним хорошую программу. Вел этот концерт Борис Брунов. Скажу честно, Токарев очень почитает меня! Хотя я не горжусь сотрудничеством с ним (смеется).

- Вас не раз приглашали в Америку, почему не согласились там работать?

- Я очень быстро утолил свое любопытство. Люблю эту страну как родину джаза, но не более. Америка живет далеко не без проблем! Там борьба за жизнь куда острее и серьезнее, чем у нас. И я не хотел в эту борьбу влезать. Комфортно чувствую себя и в России.

482

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів