"Я понимаю, что без препаратов не выживу. А ведь мне всего 27 лет, и я хочу еще жить, работать, завести семью"
«Здравствуйте, у меня открытая форма туберкулеза. Я уже три недели нахожусь в одной из киевских больниц, где не получаю лечения. Врачи говорят, что у них нет лекарств, и помочь мне не могут. Самочувствие ухудшается с каждым днем: беспокоят сильный кашель, слабость, температура повысилась до тридцати девяти градусов. Я понимаю, что без препаратов не выживу. А ведь мне всего 27 лет, и я хочу еще жить, работать, завести семью. Я не заслуживаю смерти. Помогите!»
Это письмо Игорь из Житомира отправил в общественную организацию «Пациенты Украины», сотрудники которой передали его журналистам. Когда я позвонила Игорю, мужчина сообщил, что несколько дней назад он все же начал получать лечение.
— Уже на следующий день после приема лекарств у меня снизилась температура, уменьшилась потливость, — говорит мужчина. — Сейчас я получаю все необходимые препараты против туберкулеза, а вспомогательные, например, для поддержания печени, покупаю за свои деньги. А парень, который лежит со мной в палате и уже кашляет кровью, до сих пор не получает лекарств, хотя его поставили на учет всего на два дня позже меня. Вчера врачи отпустили домой еще одного мужчину — они не смогли ему назначить лечение…
Купить необходимые препараты пациенты не могут, даже имея деньги. Ведь лекарства против туберкулеза, ВИЧ/СПИДА, гемофилии, а также вакцины не продаются в аптеках. Их традиционно закупает государство и завозит в больницы. Но из-за того, что в прошлом году Минздрав провалил все тендеры по закупке препаратов, а в этом еще не провел новые, лекарств нет.
На днях министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили заявил, что Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией пообещал предоставить Украине почти 134 миллиона долларов. Эта безвозвратная финансовая помощь предоставляется на два года.
— Это действительно существенная помощь со стороны зарубежных коллег, на которую мы очень рассчитывали, — говорит директор благотворительного фонда «Пациенты Украины» Ольга Стефанишина. — Но важно понимать: эти деньги выделены не только на покупку лекарств, но и на профилактику заболеваний, поэтому основная ответственность за лечение людей все же остается на государстве. Кроме больных туберкулезом и ВИЧ/CПИДОм без жизненно важных препаратов остались и люди с гепатитами, гемофилией, почечной недостаточностью, редкими заболеваниями. Нет вакцин и для детей. Спасти их может только государство.
— Известно, что в конце 2014-го года государство все же закупило препараты. Почему их сейчас нет в больницах?
— Тогда бывшее руководство Минздрава подписало договор, согласно которому внесли стопроцентную предоплату, а лекарства будут поставляться в Украину в течение полугода. Но тяжелобольные люди не могут так долго находиться без лекарств.
— Насколько я знаю, ваша организация совместно с представителями Министерства здравоохранения и председателем комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения Ольгой Богомолец разработали законопроект, согласно которому препараты будут закупаться через международные организации (ЮНИСЕФ, ВОЗ), что позволит сэкономить деньги и ускорить процесс.
— Да. Таким образом препараты закупаются более чем в ста странах мира. Благодаря тому, что в этом процессе не будет коррупционных схем, существовавших в Украине годами, удастся сэкономить до 40 процентов государственных средств (а значит, пролечить больше людей). Кроме того, не будет искусственного затягивания тендеров. Над этим законопроектом мы работали почти два месяца и неделю назад подали его в Верховную Раду пакетом под номерами 2150 и 2151. Позже было зарегистрировано еще три подобных законопроекта, среди разработчиков которых есть представители фармацевтических компаний и люди, связанные с отмыванием денег в Минздраве. А на днях они подали в Верховную Раду еще три документа. Наши юристы нашли в них множество лазеек для коррупционных схем. Например, есть также приписка «Особый порядок обеспечения медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мер программного характера», где непонятно, что такое «особый порядок», неточно обозначены сроки проведения экспертиз. К середине марта Верховная Рада должна рассмотреть эти законопроекты, и мы надеемся, что чиновники будут действовать в интересах пациентов. В противном случае, если процесс затянется, в этом году тяжелобольных людей снова ожидает отсутствие лекарств.
На своем официальном сайте глава комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады Украины Ольга Богомолец пишет:
«Цель разработчиков законопроектов-клонов — сбить с толку людей и депутатов и провалить все. Мы готовили наш законопроект вместе с пациентскими организациями и международными юристами, Минздравом Украины и ВОЗ два месяца и специально на переходной год, пока не изменим систему, чтобы сделать механизм государственных закупок медикаментов прозрачным».
4411Читайте нас у Facebook