«я не знаю, что такое вундеркинд. При определенных обстоятельствах и желании любой на моем месте мог бы добиться большего»
О том, что талантливые люди живут в своем особом мире, я убедилась еще раз, побывав в гостях у семьи Мезиновых. Договариваться о встрече пришлось с бабушкой Гены — Екатериной Михайловной Мезиновой. Услышав, что наша газета собирается писать о ее внуке, Екатерина Михайловна любезно пригласила меня в гости. Окунувшись в атмосферу этого великолепного дома, с его высокими потолками, раритетными вещами, старинными фотографиями и книгами, я словно перенеслась в минувшее столетие. Однако ноутбук, лежащий на рояле прошлого века, смотрелся вполне современно.
«До школы Гена уже читал, считал и говорил на пяти языках»
- Геночку придется немного подождать — у него еще не закончилась консультация перед экзаменом, — слегка извиняясь, приглашает в дом Екатерина Михайловна. — Но он подойдет буквально с минуты на минуты. А пока я вам сама немного расскажу о своем, не побоюсь этого слова, уникальном внуке (улыбается).
Дело в том, что Гене с самого рождения повезло: он попал в хорошие руки и к хорошей бабушке. (Смеется. ) Я музыкант по образованию и учитель музыки по профессии, 40 лет руководила спутником ансамбля имени Александрова — детским коллективом «Красная гвоздика». Когда родился мой внук, я уже абсолютно четко понимала роль музыки в воспитании ребенка — знала о том, что она развивает умственные способности, чувства, мысль. Музыка, если она правильная, делает все.
Поэтому я поставила перед собой задачу — дать внуку музыкальное образование и развитие, четко зная, что все остальное приложится само. Первое, что я начала делать, когда он был еще малюточкой, — ставить ему «Аве, Мария!». Он засыпал только под это музыкальное произведение. Дальше пошли другие произведения, симфонические. А уже потом, постепенно, я начала петь ему колыбельные песни, и он так смешно пытался мне подпевать. Сейчас иногда Гена говорит: «Я не помню, когда начал заниматься музыкой». Правильно, как он может это помнить — ведь он еще не говорил, а только слушал. Музыка вошла в его жизнь незаметно и всегда была рядом. Причем музыка красивая, благородная, добрая.
- Вторым, как я считаю, очень важным моментом воспитания была его первая настольная книга. Вот, — Екатерина Михайловна протягивает мне довольно потрепанный фолиант, — книга, по которой в нашей семье воспитывались дети. Она очень старая, ей больше ста лет. Это сборник «Светлый луч» под редакцией Клавдии Лукашевич. В свое время моя мама тоже учила меня по этой книге. В ней собраны очень добрые, хорошие рассказы и стихи, которые воспитывают душу. Если же душа будет чуткой и доброй, она станет воспринимать мир эмоционально, а это путь к яркому восприятию и хорошему умственному развитию.
Общеизвестно, что чем раньше ребенка приобщить к иностранным языкам, тем легче ему потом будет их изучать. Ведь пока он маленький, ему абсолютно все равно, на каком языке начинать разговаривать. Когда-то я учила немецкий, но, конечно же, к тому времени многое забылось. Пришлось купить учебники немецкого языка для самых маленьких, и мы вместе с внуком начали учиться.
- А сколько же Гене тогда было лет?
- Ой, я уже даже точно и не вспомню. Годика два или три, он только стал разговаривать. Самое главное в этом деле — чтобы малышу было интересно. Вот, например, я практиковала один такой приемчик. (Улыбается. ) Раньше наш рояль стоял рядом с диваном, а Геночка был еще очень маленький, и ему нравилось прыгать с рояля на диван. И когда он спрашивал меня: «Бабушка, можно я прыгну?», я всегда говорила: «Сколько раз по-немецки посчитаешь, столько раз и прыгнешь». Он хохотал, кричал: «айн» — и прыгал один раз, «цвай» — и прыгал два раза. Вот так мы и учились. К четырем годам внук уже знал русский, украинский и немецкий языки. Причем украинский он выучил по песням — я пела для него, а он слушал и незаметно запоминал язык. Да, еще каждое лето мы ездили в село, на дачу. И я всегда старалась сделать так, чтобы Гена играл и дружил с теми ребятишками, которые говорили на украинском языке.
- Точно так же Гена выучил и грузинский язык, — продолжает моя собеседница. — В селе, где находится наша дача, жили беженцы из Грузии. Они говорили на грузинском языке и пели та-акие грузинские песни Вы знаете, во всем мире признано, что самые лучшие песни — это грузинские, итальянские и украинские. И вот грузины так красиво пели, что мы начали петь вместе с ними. А потом я попросила двух девочек-грузинок из 8 и 10 классов играть вместе с моим Геной и говорить с ним только на грузинском языке. Ему было тогда всего четыре годика, но девочки оказались такими талантливыми учительницами, что научили его и языку, и песням, и письму. Внук так интересно писал на грузинском языке (смеется) и так красиво пел грузинские песни, что как-то само собой получилось, что он выучил и этот язык.
Ну а потом, когда мы вернулись на зиму в Харьков, у нас в соседнем доме открылся Французский центр при консульстве этой страны. Я пошла туда и попросила, чтобы Гену взяли в группу по изучению французского языка. Сначала, конечно, они отказывались — ведь он был слишком маленьким, но потом все-таки согласились. И представляете, Геночка так хорошо изучил французский язык, что, когда ему было всего девять лет, директор Французского центра пригласил моего внука на фестиваль «Французская весна» — в качестве ведущего этого мероприятия. И Геночка со сцены вел фестиваль на французском языке.
Вот так и получилось, что до школы Гена уже читал, считал и говорил на пяти языках. Перед вашим приходом я пыталась найти дневник, чтобы показать вам, насколько серьезно я занималась со своим внуком, но, к сожалению, так и не нашла. Понимаете, мы ведь не просто занимались, а по графику: у нас была занята каждая минутка, расписана ежедневная программа — какой стишок мы сегодня учим, какую букву, какую нотку. Конечно, это большой труд, ведь само собой ничего не бывает. Но мои усилия, считаю, не пропали даром.
«Когда Тина Канделаки услышала песню моего внука на грузинском языке, она чуть не расплакалась»
В это время к нашему разговору, извинившись за опоздание, присоединился и сам Гена. Не по годам серьезный и рассудительный молодой человек выглядит явно старше своих лет — таким было мое первое впечатление о «самом маленьком выпускнике Харькова». «Многие мои друзья, которые не знают, сколько мне лет на самом деле, удивляются, когда я признаюсь, что мне всего 14», — подтвердил собеседник.
- Гена, как у тебя складывались отношения с одноклассниками? Ты помнишь, как тебя, самого маленького, приняли ребята в первом классе?
- А его, как такового, и не было. В школу я пошел в пять лет, и меня определили сразу во второй класс — в первом мне было нечего делать. Но дело в том, что в раннем детстве я перенес операцию на глазах, и врачи запретили нагрузки на зрение больше 30 минут в день. Это, сами понимаете, не совпадало со школьной программой. Поэтому весь год я занимался дома с учительницей по индивидуальной программе и в школу пришел уже в третий класс. Я помню, конечно, что был почти на голову ниже всех остальных, но это совершенно ничего не значило. У нас такой замечательный класс, у меня там очень много друзей. А с самым лучшим другом — Славой — мы дружим с первого дня. Представляете, наши отцы точно так же учились в одной школе, в одном классе и точно так же дружили!
- А что там у тебя произошла за история с Тиной Канделаки, после которой она с восхищением рассказывала о тебе всему Харькову, приехав в ваш город всего на один день?
- Я познакомился с Тиной, когда мне было десять лет, — с удовольствием вспоминает Гена. — Дело в том, что мы с бабушкой всегда с большим интересом смотрим передачу «Самый умный». Однажды я решил, что тоже хочу в ней поучаствовать. Сам позвонил в Киев, договорился. Сначала мне перезвонили и довольно долго задавали разные вопросы по телефону. После этого пригласили на первый отборочный кастинг, который я удачно прошел, и в конце августа вместе с бабушкой приехал на первую запись передачи. И вот во время записи этой самой передачи в студии сломались два пульта участников. Их пытались отремонтировать целых четыре часа, и все это время участники, родители и зрители провели в зале.
- Я увидела, что Тина, которая прилетела на запись передачи из Москвы, нервно ходит за сценой, ломая руки, — у нее совершенно не было лишнего времени, — вступает в разговор бабушка. — И вот, чтобы немного разрядить обстановку, я подошла к Тине, подарила ей харьковский сувенир, а потом говорю: «Мы вам сейчас споем». И Гена на грузинском языке спел ей «Сулико». Вы бы видели, как она была тронута — чуть не расплакалась. Потом обняла Геночку, и мы сделали фотографию на память.
- Ну а когда мы узнали, что Тина приезжает в Харьков, то я купил букет цветов и пошел с ней поздороваться, — продолжает свой рассказ Геннадий. — Правда, чтобы меня к ней пропустили, пришлось охране показать ту самую фотографию, где я вместе с Канделаки. Она меня сразу же узнала, при этом так обрадовалась, что я просто не ожидал. И совсем уж не ожидал, что она будет так тепло рассказывать обо мне всему Харькову.
- Чем тогда закончилось твое выступление в игре — стал «самым умным»?
- Нет, первый блин, как говорится, комом. (Смеется. ) Сначала я был седьмым, потом таки прошел в шестерку, но на этом все и закончилось. Хотел как-нибудь снова поиграть, но не сложилось — все некогда.
«Времени на любовь у меня нет»
- А чем так заполнен твой день?
- В основном это, конечно, музыка: я играю на флейте, саксофоне, фортепиано и сопилке. Кроме гимназии, которую оканчиваю в этом году, я еще учусь и в 8-м классе музыкальной школы. Причем таких школ, как у нас в Харькове, в Украине всего четыре. Там мы занимаемся не только музыкой, но и общеобразовательными предметами. До окончания той школы мне еще четыре года. За это время я успею окончить институт, потому что в музыкальной школе обогнал своих сверстников по общеобразовательным предметам, и у меня будет свободное время. Вот за этот период я планирую выучить китайский язык.
- Китайский?!
- Да, в этом году я хочу поступить в Харьковский педагогический институт имени Сковороды, на факультет иностранных языков. У нас в семье это уже традиция: мама, папа, бабушка — все окончили этот институт. Только мои родители и бабушка — музыканты, а я хочу выучить там китайский, ну, и еще каких-нибудь два языка. А когда через четыре года окончу музыкальную школу, то планирую сразу же поступить в консерваторию. Правда, один год мне придется заниматься в двух вузах одновременно, но это ничего — я привык к нагрузкам.
- Гена, а у тебя есть какие-нибудь, скажем так, детские увлечения?
- Я не знаю, как отличить детские и взрослые, — недоуменно пожимает плечами юноша. — Год назад, например, увлекся программированием, но сейчас на это нет времени — все-таки выпускной класс, пришлось очень серьезно готовиться к тестированию и экзаменам.
- А какое задание для тебя было сложным, ты помнишь?
- Вспомнить это сложное задание. (Смеется. ) А так, в принципе, я даже и не знаю. Вот, к примеру, когда готовился к «Самому умному», то нужно было за два месяца изучить 26 тем. Было нелегко, но я справился.
- Но с такими требованиями к себе и к учебе у тебя хоть на девочек-то время остается?
- Времени на любовь нет, — серьезно заявляет мой собеседник.
- Но девочки позванивают, — не может удержаться от комментариев бабушка. — Причем, я так думаю, из музыкальной школы — очень уж вежливо разговаривают.
- Да? А я даже и не знал, — удивляется внук. — Почему же ты мне раньше этого не говорила?
В ответ бабушка смеется и показывает мне многочисленные грамоты своего уникального внука, аккуратно разложенные на две стопки: в одной — похвальные листы за учебу, во второй — дипломы лауреата многочисленных международных музыкальных конкурсов.
- А мечта у тебя есть? — поинтересовалась я у своего героя.
- Понимаете, — очень серьезно ответил юноша, — мне тяжело назвать то, к чему я стремлюсь, мечтой. Ведь если у человека есть мечта и она сбывается, то человеку становится неинтересно жить. А у меня есть цель, к которой я планомерно и постепенно двигаюсь, — я хочу стать хорошим музыкантом, объездить со своими концертами весь мир и говорить на разных языках. Но эта цель еще не окончательная.
На мой следующий вопрос, считает ли он себя вундеркиндом, Гена улыбнулся и ответил: «Вундеркинд? Я не знаю, что это такое. Вот вы напишите, тогда и узнаю. А если серьезно — я считаю, что при определенных обстоятельствах и желании любой на моем месте мог бы добиться большего».
504Читайте нас у Facebook