ПОИСК
Культура та мистецтво

«приезжая на такси к «мосфильму», евгений моргунов вместо оплаты пожимал водителю руку и говорил: «спасибо большое, приходите к нам в кино»

0:00 24 червня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Ровно десять лет назад ушел из жизни любимый миллионами зрителей актер. О малоизвестных эпизодах из его жизни рассказал директор музея трех актеров Владимир Цукерман

Основатель и директор Музея трех актеров — Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова — Владимир Цукерман человек уникальный. Он на редкость консервативен, по причине чего не пользуется компьютером и интернетом, не знает, что такое CD и DVD. К тому же за всю жизнь он не выпил ни грамма спиртного и не выкурил ни одной сигареты, а мобильного телефона он, по его собственным словам, вообще никогда в руках не держал. О знаменитых актерах, любимцах публики, Цукерман знает абсолютно все.

«Евгений Александрович мог ночью встать, чтобы бежать кому-то на помощь»

- Владимир Исаакович, насколько я знаю, вас с Моргуновым связывали давние дружеские отношения?

- С Евгением Александровичем я дружил с двенадцати лет. С детства любил общаться с 60-70-летними людьми. Сверстники мне были неинтересны.

- Как же вам удалось познакомиться с легендой советского кино?

РЕКЛАМА

- Это интересная история! Я очень любил кино, но особенно мне нравилась знаменитая троица Ви-цин-Никулин-Моргунов. Я был их истовым поклонником, или, как сказали бы сейчас, фанатом. Собирал все, что имело к ним хоть какое-то отношение: открытки, вырезки из журнала «Советский экран» (кто-то выбрасывал их на помойку, а я подбирал), афиши размером шесть на восемь метров, которые одноклассники по ночам срывали для меня в кинотеатрах. Самым счастливым стал день, когда, выпросив у отца восемь копеек, я купил в киоске открытку из серии «Актеры советского кино», на которой была изображена вся троица. Я положил ее на свой стол под стекло.

Но самое интересное, не верил, что Вицин, Никулин и Моргунов на самом деле существуют. Думал, это вымышленные герои, а не живые люди. Другом нашей семьи был знаменитый в то время поэт-песенник Виктор Урин, автор песни «Дружба — фройндшафт», который дружил с Моргуновым. А жена Урина дружила с моей мамой. Вот Урин и рассказал Евгению Александровичу о мальчике, который буквально бредит знаменитыми актерами. Более того, сделал так, что Моргунов сам мне позвонил (это было 1 мая) и сказал: «Здравствуй, дорогой друг!»

РЕКЛАМА

- Вы, наверное, умерли от счастья?

- Ни за что не догадаетесь, как я отреагировал! «Вы не Моргунов, — сказал я ему, — вы Евтушенко, ведь его тоже зовут Евгений Александрович! И вообще, вы меня обманываете — такого человека, как Моргунов, не существует!» Оправданием мне мог служить только юный возраст. В 1968 году я пришел в Дом кино и увидел Моргунова — живого, настоящего! И только тогда понял, что такой человек действительно живет. Он был со своим старшим сыном Антоном, которому на то время исполнилось пять лет.

РЕКЛАМА

Мне уже было 22 года, когда я пришел в Дом культуры ЗИЛа, где выступали Моргунов и Вицин. Подошел и говорю: «Здравствуйте, Евгений Александрович, мы с вами десять лет не виделись!» Он внимательно посмотрел на меня и спросил: «Что, вас уже выпустили?» Дескать, где можно было пропадать столько времени? «Вы меня не узнаете?» — с надеждой спросил я. И он, делая вид, что припоминает, начал перечислять: «Вы Ален Делон?» — «Нет».  — «Сирано де Бержерак?» — «Нет. Володя Цукерман».  — «Здравствуй, Вовочка, где же ты пропадал?» — «Да вот, — говорю, — боялся отвлечь вас от творчества». Он засмеялся: «Ну теперь почаще отвлекай!» С тех пор и до конца его жизни мы дружили. Когда узнал, что я остался без работы, очень удивился: «Как такое может быть?» Надо сказать, что я артист разговорного жанра: и конферансье, и фокусник, и клоун, и тамада на свадьбах, и Дед Мороз на Новый год. Евгений Александрович тут же позвонил в Цирк на Цветном бульваре, с кем-то переговорил, и меня взяли. Потом еще год я с ним работал по кинотеатрам, вел программу, в которой выступал Моргунов, а затем показывали фильм «Пес Барбос и необычный кросс».

- Он всем так помогал?

- Представьте себе! Мог ночью встать и бежать на помощь, такой у него был характер. Справедливости ради нужно сказать, что связи у него были огромные. Моргунова любили все, кроме киношного начальства — в высоких кабинетах его терпеть не могли за то, что он все, что думал, всегда говорил в лицо.

«Отклеил Никулин марку, а там написано: «Счастливого пути, дурачок! С приветом Моргунов»

- О шутках Моргунова ходят легенды!

- Для него в этом смысле не существовало ни преград, ни авторитетов, он мог пошутить с кем угодно. Никулин рассказывал, как однажды ему позвонил с извинениями начальник московской ГАИ: «К сожалению, мы не можем выполнить вашу просьбу». «Какую?» — удивился Никулин, который у этой организации ничего не просил.  — «Ну как же, нам пришло письмо за подписью Вицина, Никулина и Моргунова с просьбой выделить вам в пользование милицейский газик с мигалкой». Никулин сразу понял, чьи это проделки. Однажды Моргунов написал ему письмо от имени голливудского продюсера. Причем все было обставлено честь по чести: штемпель на конверте американский, письмо — на английском языке с синхронным переводом. Написано следующее: «Приглашаем вас для съемок в эпизодической роли в голливудском фильме. Питание, проживание в гостинице, дорога — за нас счет. Зарплата — две тысячи долларов в неделю». Юрия Владимировича смутило только то, что роль предлагалась маленькая, но потом он подумал, что все-таки это Голливуд и решил: надо соглашаться. Сидит, ждет. Через две недели звонит Моргунов, и Никулин говорит: «Представляешь, Женя, тут такая история… » А Моргунов спрашивает: «А ты марку отклеивал?» Марка была большая, письмо-то международное, отклеил ее Никулин, а там написано: «Счастливого пути, дурачок! С приветом Моргунов».

- Однако!

- Это еще что! Однажды в Италии на пляже ему стало скучно, он влез на камень и начал кричать, что он Муссолини. Причем так вошел в роль, что приветствовал публику на итальянском языке.

- Он знал итальянский?

- Язык он, конечно, не учил, но очень талантливо импровизировал. Он был уникальным человеком. Не имея музыкального образования, не зная ни одной ноты, играл на пианино сложные музыкальные произведения. Просто подбирал мелодию на слух. Вообще, вся их троица была очень начитанной.

Помню, когда открывался наш музей, я диктовал им адрес: «Улица генерала Берзарина» (сейчас переименована в Новоконстантиновскую.  — Авт. ). Никулин переспросил: «Берзарин? Я про такого не слышал». А Моргунов тут же рассказал всю его биографию: на каких фронтах воевал, что он латыш и его настоящая фамилия Берзинь, назвал год рождения. Если Моргунову предстояло ехать в какой-то город, он читал о нем все, что только мог найти. В связи с этим в Кемерово с ним произошла интересная история. После концерта встал вопрос, кто отвезет Евгения Александровича в гостиницу. Актер ткнул пальцем в первого попавшегося водителя: «А вот он повезет!» Тот его, конечно, узнал и согласился. По дороге актер рассказал всю историю города Кемерово, начиная со дня его основания, биографию первого секретаря горкома партии и даже какие-то сведения о его секретарше. Об этом много лет спустя рассказывал мне сам водитель, который оказался сотрудником КГБ, следователем по особо важным делам. Он решил, что Моргунов из их ведомства.

У Евгения Александровича был такой же дар, как и у Высоцкого, которого все считали своим. Был он человеком наблюдательным и проницательным, взявшись кого-то пародировать, делал это очень точно. Если хотя бы тысячную долю того, что играл в жизни, воплотил на экране, был бы великим актером. Вместе с украинским писателем Степаном Олийныком, автором сценария к «Псу Барбосу… » они написали новый сценарий «Наша хата з краю», но его не взяла ни одна киностудия. Видимо, не судьба.

«Моргунов по натуре был настоящий Остап Бендер»

- Он страдал от невостребованности?

- Нет! Во-первых, много ездил по всей стране с концертами «Товарищ кино». Во-вторых, считал, что сыграл в шедеврах Гайдая и этого достаточно. Видимо, режиссеры считали, что у него чересчур специфическая внешность. Хотя я видел водевиль «Волшебная чаша», в котором Моргунов и пел, и танцевал, и трюки разные выделывал. Он был полный, но подвижный.

- Еще бы! Достаточно посмотреть, как он бегает в «Кавказской пленнице!»

- Евгений Александрович весил сто тридцать пять килограммов. Но под конец жизни сильно похудел.

- Чем он болел?

- У него был сахарный диабет, но он как-то умудрялся не обращать на болезнь внимания. Не мог жить, в чем-то себя ограничивая. В этом смысле показательна одна история. Как-то на гастролях его поселили в гостинице, где все стены были увешаны надписями: «У нас не курят!», «У нас не употребляют спиртных напитков!», «В нашей гостинице не пользуются обогревательными приборами!» Моргунов вышел в пять утра и написал: «У нас не живут!» Мне иногда жаловался: «Очень болит нога!» Я сочувствовал: «Когда же это кончится?!», на что он философски отвечал: «Когда-нибудь в жизни все заканчивается». Боли были настолько сильными, что, выходя на сцену, на больную ногу надевал вместо ботинка тапку. Когда зрители спрашивали, что это значит, отвечал: «Это я на съемках с коня упал!»

- Евгений Моргунов умер заслуженным артистом?

- Народного ему так и не дали. Много раз вносили в списки на звание, но начальство каждый раз его фамилию вычеркивало. Это сейчас молодые актеры сыграют в одном-двух сериалах и уже звезды. Журналы печатают фотографии их загородных особняков стоимостью в миллионы долларов. А Никулин и Вицин до пятидесяти лет жили в коммуналках, Моргунов почти всю жизнь прожил в общей квартире. Кстати, в одном подъезде с Валентином Гафтом.

- Если бы нужно было охарактеризовать Евгения Моргунова в нескольких словах, что бы вы сказали?

- Он был совершенно непредсказуемым человеком. Даже его жена Наталья Николаевна признается: «Я до сих пор не знаю, что за человек жил рядом со мной». Он мог сочинить такое, что никто не понимал, где правда, а где ложь. Например, говорил, что Фидель Кастро подарил ему котенка, Шарль Азнавур передал баночку варенья, а с Галиной Брежневой и Чурбановым он мылся в бане. По натуре он был настоящий Остап Бендер — мог, как сейчас говорят, «развести» любого человека. Часто садился в такси, чтобы ехать на «Мосфильм». Доехав, вместо оплаты пожимал водителю руку и говорил: «Ну, спасибо вам большое, приходите к нам в кино!» Во времена тотального дефицита пользовался своей популярностью в корыстных целях. Заходил, например, в магазин «Океан» и говорил директору: «Мне пять баночек красной икры, пять черной и десять баночек крабов». «Зачем так много?» — удивляется директор.  — «Вицин просил, у него через четыре дня день рождения».  — «Что вы говорите! А несколько дней назад заходил Вицин, брал то же самое, говорил, что для вас».

Его общение с гаишниками — тема для отдельного разговора. Как-то при мне его остановили, он из машины не выходит и приговаривает: «Иди сюда, моя дорогуша! Пожми руку Моргунову!» Сержант, увидев его, отдал честь, и мы уехали. Помню и другой случай, когда Евгений Александрович выехал на встречную полосу. Гаишник его тормознул и стоит, не решается сделать замечание знаменитому артисту. «Я что-то нарушил?» — спрашивает Моргунов. «Нет, — мнется бедный гаишник, — видимо, я что-то перепутал». Евгений Александрович в ответ рассмеялся: «Нарушил, нарушил! Это я твою бдительность проверял».

- Какая у него была машина?

- Он ездил на разных, но мне больше всего запомнилась «Таврия», которую у него украли. Рядом стояла «Волга», чуть дальше «Мерседес», но увели почему-то именно «Таврию» Моргунова. Но он не унывал: «Представляешь, у меня машину угнали! Хоть бы сценарий вернули, гады!» Правда, буквально на следующий день он встречался с какими-то грузинами, и они ему подарили «Жигули».

1357

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів