Раиса Недашковская: "Если кто-то из актеров приходил на площадку с опозданием, Ивченко отменял съемку"
Шестидесятые годы прошлого столетия называют золотым веком украинского кино. Именно тогда создавались национальные киношедевры, а на Киностудии имени Александра Довженко творили Сергей Параджанов, Виктор Ивченко, Юрий Ильенко, Леонид Быков, Иван Миколайчук. Картины, созданные мэтрами, до сих пор пользуются успехом, а истории, рассказанные в них, последнее время становятся все более актуальными.
В 1965 году в Киеве состоялась премьера фильма Виктора Ивченко «Гадюка» по повести писателя Алексея Толстого. Героиня фильма, прошедшая испытания гражданской войны, возвращается домой, безуспешно пытаясь найти себя в мирной жизни. Выхода картины ждали многие из-за блистательного дуэта режиссера и актрисы. На главную роль Виктор Илларионович пригласил супругу, одну из самых красивых артисток советского кино Нинель Мышкову. Большинство ролей Ивченко отдал студентам своего курса в театральном институте. Среди них были Борислав Брондуков, Иван Миколайчук и Раиса Недашковская. Раиса Степановна до сих пор с любовью вспоминает то время и признается, что так счастлива, как во время съемок «Гадюки», она не была больше никогда…
— Я всегда называла Виктора Ивченко своим учителем, — рассказала «ФАКТАМ» народная артистка Украины Раиса Недашковская. — Ведь моя работа в кино началась именно с его картины. Это была «Лесная песня» по Лесе Украинке. В фильме я играла Мавку, а было мне тогда всего 18 лет. Пробы я прошла весной 1960 года, сразу и снимать планировали. Но Ивченко заболел, и работу над «Лесной песней» перенесли на август. Мы снимали в Конча-Заспе, Хотове, Ялте. Весну снимали на Ай-Петри в Крымских горах. В конце лета листья на деревьях уже начинали желтеть, поэтому приходилось их обрывать, накручивая зеленые. Березку съемочная группа вообще возила с собой. Я была занята круглые сутки.
— Но в это же время вы поступили в столичный театральный институт…
— Из-за огромной занятости мне пришлось на год взять академотпуск. Но я ничего не потеряла, ведь на следующий год Виктор Ивченко набирал курс на кинофакультет, и я автоматом перешла к нему в студентки. Со мной на курсе учились Броня Брондуков, Валера Бессараб, Ваня Миколайчук… Мы занимались на территории Киево-Печерской лавры. Из окон наших аудиторий был виден тогда еще разрушенный Успенский собор.
Потрясающее было время! Когда мы перешли на четвертый курс, Ивченко приступил к съемкам фильма «Гадюка» по повести Алексея Толстого. Было сразу понятно, что главную роль — Гадюку — сыграет супруга Виктора Илларионовича, блистательная актриса Нинель Мышкова. Именно она предложила Ивченко взять в картину меня и Ивана Миколайчука. Приезжая в Киев из Москвы, Нинель всегда приходила к нам на курс, смотрела студенческие работы.
— В «Гадюке» снялся чуть ли не весь курс Ивченко.
— Виктор Илларионович хотел, чтобы в фильме были задействованы его же студенты. Это была своего рода творческая практика. Но какая! Месяцы, проведенные на съемках «Гадюки», стали, пожалуй, одними из самых лучших в моей творческой биографии. Мы снимали все лето. В Черновцах жили в гостинице «Буковина» — единственной приличной в то время в городе. Мы все влюбились в эту местность, в Карпаты. Виды были потрясающие! Горы, речки, старинные улочки, замки. Иван Миколайчук повез нас к себе домой, в Чорторыю. Показывал портрет отца, которого очень любил. В то время Иван собирал деньги на постройку гостевого дома, который хотел соорудить рядом со старым. На его строительство ушло чуть ли не двадцать лет! Когда хата была готова, братья Ивана разрушили старый дом. Для Миколайчука это стало настоящей трагедией. Он говорил: «Теперь мне некуда вернуться». Для него было шоком, что братья сделали все без его ведома. После смерти Ивана в память о нем решено было отстроить заново батькивську хату. Но Иван-то этого уже не увидел…
— Буквально за год до съемок «Гадюки» Миколайчук сыграл одну из своих самых блистательных ролей — Ивана Палийчука в картине Сергея Параджанова «Тени забытых предков».
— Иван стал популярным уже после «Сна». Я хорошо помню успех этой картины. Мы были на премьере «Сна» в кинотеатре «Украина», а после просмотра все пошли к Сергею Параджанову. Народу собралось столько, что дверь в квартиру не закрывалась и многие толпились в парадном. Тогда уже стало понятно, что мы присутствовали при рождении легенды! Но слава, которая по пятам ходила за Иваном Миколайчуком после картин «Сон» и «Тени забытых предков», его совершенно не испортила. Иван был уникальным человеком.
Помню, накануне съемок «Гадюки» Миколайчук приболел. Ивченко, который очень тревожился о всех нас, своих студентах, предложил навестить его дома. В то время Иван жил в коммуналке. Одну комнату занимали четыре девушки, а кровать Марички и Ивана стояла прямо в коридоре. Когда открылась дверь, просто перед нами оказалась кровать, на которой лежал больной Иван. Ивченко это увидел и буквально побелел, он не ожидал, что актер живет в таких ужасных условиях. На следующий же день Виктор Илларионович пошел в ЦК партии и «выбил» Ивану большую однокомнатную квартиру.
— Говорят, для роли в картине «Гадюка» вам пришлось отрезать свою роскошную косу и перекраситься в блондинку.
— Ой, это целая история. Я не ожидала, что мне придется играть отрицательную роль — Лялю Варенцову. К тому же героиня совершенно не похожа на меня ни внешне, ни по характеру. Мои длинные косы утрамбовывали на голове каждый съемочный день около часа. Закалывали сотней невидимок и надевали белый парик. Через пятнадцать минут голова начинала болеть так, что я готова была сорвать этот парик вместе с собственными волосами. Меня часто успокаивала Неля Мышкова: «Раечка, актриса должна быть терпеливой».
— Рассказывают, что Виктор Ивченко боготворил свою жену.
— У них были трогательные отношения. Я не слышала никогда, чтобы на площадке Ивченко указывал Нинель, что и как делать. Если ему хотелось поделиться с ней какой-то мыслью, он отводил жену в сторонку и тихо высказывал свои пожелания. Никаких замечаний в ее адрес он не смел делать. Все знали, что Ивченко обожает Мышкову. Они жили на два города: Нинель в Москве, Ивченко — в Киеве. Она не могла переехать к мужу, потому что ухаживала за старенькой мамой, а ее сын учился в московской школе. Нинель моталась между двумя городами, а Виктор Илларионович старался снимать ее почаще, чтобы быть рядом. В Киеве мы с Ивченко жили в одном доме. Однажды я зашла к нему что-то передать. Стала на пороге и дар речи потеряла — Виктор Илларионович гладил пододеяльник в мелкий цветочек. Увидев мое смущение, он сказал: «Раечка, завтра Нелечка приезжает». Это было такое трогательное объяснение в любви.
У Ивченко была небольшая двухкомнатная квартира, в которой владычествовала Нелли. Приезжая, она все мыла, перекрашивала стены, переставляла мебель. Помню, на Киностудии имени Довженко заказала люстру в китайском стиле. Это подарок Виктору Илларионовичу, который любил китайскую культуру. Уход из жизни Ивченко стал для Нелли настоящей трагедией. На похоронах супруга она была в черном платье, которое пошила руками за одну ночь, не в силах сомкнуть глаз. Уже позже, на вечере памяти Виктора Илларионовича, Нелли Мышкова сказала: «Даже не знаю, за что мне в жизни выпало такое счастье — быть с ним…»
— Виктор Ивченко был строгим режиссером?
— Он любил дисциплину. О том, чтобы опоздать на площадку, даже речи не было. Все знали, если такое случается, режиссер отменяет съемочный день. Поэтому и ночных посиделок у нас никогда не было. Все рано ложились спать, чтобы на утро быть готовыми к работе. В Черновцах на обед ходили все вместе в ресторан — кормили там восхитительно. Однажды за соседним столиком увидели Муслима Магомаева, который приехал в город с гастролями.
— «Гадюка» имела огромный успех в прокате, а Ивченко получил Шевченковскую премию за картину. Правда, исполнительницу главной роли не отметили.
— Виктор Илларионович это страшно переживал. Он никак не мог смириться, что его Нелли не удостоилась награды. Мы видели, что ему обидно, но Ивченко не любил выносить свои проблемы в народ. Так же он переживал, когда его приглашали на фестиваль в Москву без супруги. А все зависть. Тогда не любили таких правильных. Ивченко расстался с первой женой, полюбив Мышкову. Многие считали, что он прекрасно мог изменять супруге, не разрушая брак. Виктор Илларионович переживал все внутри, наверное, поэтому сердце и не выдержало волнений, ведь он ушел из жизни молодым — ему было всего 59 лет. Сколько замечательных картин мог бы еще снять…
— Помните, что купили себе на гонорар от «Гадюки»?
— Зарплата у меня была 13 рублей 50 копеек за съемочный день. Даже не помню, на что потратила деньги. В Черновцах все красивые вещи продавали на местном базаре. Мы, актеры, частенько туда ходили, присматривая себе, что-то необычное. А в основном жили только съемочными заботами — уж слишком нам нравилось то, чем занимаемся. Премьера «Гадюки» состоялась в Киеве в Союзе кинематографистов Украины, который находился в правом крыле Октябрьского дворца. А через полгода фильм повезли в Москву. Он сразу стал популярным и одним из самых кассовых.
— «Гадюка» — очень сильное произведение. Некоторые даже сравнивают повесть Толстого с нынешним временем, когда люди возвращаются с войны с совершенно изменившимися представлениями о жизни.
— Толстой гениально описал страдания Ольги Зотовой, не нашедшей себя в мирной жизни. Мне тоже кажется, что многие мысли, описанные десятилетия назад Толстым, сегодня актуальны. Тяжело и больно понимать, что в твоей стране война, гибнут юные души. Я в ужасе от высказываний некоторых моих российских коллег о том, что происходит сейчас в Украине.
— Даже Олег Табаков оказался зомбирован.
— Он для меня исчез, подписав письмо за ввод российских войск в Крым. Тогда, к сожалению, это сделали многие представители российской интеллигенции. Они все там, в России, сошли с ума! Помню, когда только начинался Майдан, я была в Москве, где шел фестиваль «Золотой витязь». Я являлась его вице-президентом, а возглавлял форум Коля Бурляев. Мы были дружны многие годы. Я оторопела, когда Коля вдруг заявил: «Раиса, Крым ведь исконно наша, русская, земля». Я ему говорю: «Коля, посмотри на меня — я бандеровка, антисемитка, коричневая чума? Ты этому веришь?!» Он ничего и слышать не хотел. Я не понимаю, как могли подписать письмо в поддержку политики Путина Элина Быстрицкая, Наташа Бондарчук, Люда Чурсина!
Я уже второй год не езжу в Россию, не участвую в фестивале. Единственное, для чего я бы полетела в Москву, — чтобы дать пощечину Дмитрию Киселеву за тот вред, который он нанес нашим отношениям с Россией.
Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2034Читайте нас у Facebook