Коллеги о медиках "скорой", погибших в Харькове: "Это были люди с большой буквы. Они спасли не одну жизнь"
Трагедия, случившаяся в Харькове 2 февраля, всколыхнула весь город. В 14.40 в районе дома № 1 по проспекту Тракторостроителей карета скорой помощи на полном ходу врезалась в рейсовый городской автобус. Удар был такой силы, что спецмашину буквально сплющило. Опытный 56-летний водитель «скорой» Владимир Шкарпетин, проработавший на этой должности более десяти лет, погиб моментально. Сидевшую рядом с ним 42-летнюю медицинскую сестру Виту Ковальчук еще живой успели достать спасатели. Но ее жизнь также оборвалась. Умер на операционном столе и самый маленький пассажир «скорой» — четырехлетний Игнат Батраков.
ДТП произошло на глазах у сотрудников полиции, следовавших в нескольких метрах за машиной медиков. Именно патрульные, не дождавшись приезда врачей, на служебных автомобилях развезли пострадавших в больницы. Смертельная авария вскрыла серьезные проблемы экстренной медицинской помощи Харьковщины. Но руководство Центра медицины катастроф и чиновники от здравоохранения делают все возможное, чтобы их замолчать.
Жители Харькова говорят, что место, где во вторник произошла трагедия, словно кто-то проклял. Буквально неделю назад там же, на проспекте Тракторостроителей, столкнулись три машины: «десятка», цистерна с водой и такси. Пассажирка такси умерла на месте трагедии, остальные отделались ушибами. Старожилы вспоминают, что в начале 1990 годов здесь уже разбивалась неотложка с 4-й подстанции скорой помощи. «Я тоже год назад попал в аварию именно на этом проклятом месте, — говорит харьковчанин Юрий Житнев. — Шрам на лице остался на память. Там двойная сплошная линия, а водители часто о ней забывают и летят после поворота так, словно бессмертные. Пропусти же ты „скорую“, тридцать секунд все равно не сделают погоды, но жизни сохранят».
— Я ехал непосредственно за «скорой», — рассказывает лейтенант харьковской полиции, командир 7-й роты 2-го батальона Дмитрий Скрипка (кстати, Дмитрий был среди тех, кто получил ранения во время теракта возле Дворца спорта 22 февраля прошлого года). — Находился за рулем патрульной машины и поэтому все внимание сосредоточил на дороге. Я видел, как «скорая» начала плавно, но уверенно уходить влево, на встречную полосу. И врезалась в зеленый маршрутный автобус.
Мы с напарником сразу же остановились и поспешили на помощь. Напарник вызывал спасателей и врачей. Я пытался открыть двери «скорой» с той стороны, где находилась медицинская сестра. Понял, что сделать это без помощи специальных инструментов невозможно, настолько была повреждена кабина. Вызвали на подмогу другие патрули, которые сразу же, в течение трех минут, прибыли на место аварии. Внутри «скорой» обнаружили раненых — молодую женщину и мужчину-медика. Вытащили их на обочину. Стали приводить в чувство. Делали непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. В самый последний момент я заметил в «скорой» детскую руку, торчавшую из-под груды вещей. Когда вытащил ребенка, он не дышал. Сделал ему искусственное дыхание. Мальчик стал хоть чуть-чуть втягивать воздух. Я взял его на руки, сел в машину, и мы поехали в реанимацию.
Тем временем женщина, как оказалось, мать ребенка, начала подавать признаки жизни. У моих коллег был выбор — либо ждать «скорую», но тогда существовал риск, что женщина умрет, либо самим доставить ее в больницу. И они решили отвезти пострадавшую в патрульной машине… Хочу выразить соболезнования родственникам погибших. Мы делали все, что в наших силах, чтобы спасти людей.
На следующий день после аварии в Интернете была выложена видеозапись трагедии. Ее записал на свой видеорегистратор очевидец происшествия Дмитрий Бараненко.
*Осторожно! На видео присутствует нецензурная лексика
— Моя машина ехала в одном направлении со «скорой», — вспоминает Дмитрий. — На светофоре мы стояли рядом, а затем водитель неотложки начал уходить вперед. Вдруг резкое ускорение, «скорая» вылетает на встречную полосу — и звук очень сильного удара. Машина врачей взлетела в воздух, ее развернуло, а кабину буквально сплющило. И сразу наступила тишина. Мы с другом выбежали, чтобы спасать людей. Водитель автобуса открыл двери, и пассажиры самостоятельно вышли из салона. Сам же он буквально на коленях выполз из кабины. Мужчина был весь в крови, потом выяснилось, что у него переломы и сотрясение мозга. Но сразу бросился к «скорой» — помогал вытаскивать ребенка и его маму.
«Я ехала в этой маршрутке, — написала в социальных сетях харьковчанка Анна Литвиненко. — Мы были вдвоем с подругой, к счастью, не очень пострадали. Помню звук удара. Потом все пассажиры вышли на обочину. У одной бабушки оказалась разбита голова, у девочки была рассечена бровь, у ее подруги разбита губа. У одного мужчины перелом черепа. А водитель был весь в крови».
«Нас спасло то, — поделился еще один пассажир маршрутки, — что автобус был большой и тяжелый. Мы с сыном сидели в четвертом ряду, разговаривали. Людей в салоне немного, все сидели. И вдруг вижу — навстречу выскакивает „скорая“. Это было, как в кино, как в 3D. Доли секунды. Удар. Звон стекол. И резкая остановка».
Как уточнили в пресс-службе областного управления Национальной полиции, «56-летний водитель автомобиля кареты скорой медицинской помощи по неизвестным причинам допустил выезд на встречную полосу движения и совершил столкновение с автобусом SETRA. На данный момент опрошены очевидцы, свидетели и участники ДПТ. Назначен ряд экспертиз». Правоохранители не исключают, что водителю неотложки могло стать плохо за рулем, что и привело к трагедии. Ход расследования находится на личном контроле начальника полиции области. По факту аварии открыто уголовное производство по статье «Нарушение правил безопасности дорожного движения».
Для того чтобы определиться с точным количеством пострадавших в аварии, харьковским чиновникам понадобились едва ли не сутки. За это время они успели «похоронить», а затем «воскресить» 56-летнего фельдшера Юрия Кирильчука. Информация о его смерти провисела на официальном сайте мэрии почти день. В то же время на сайте облздрава журналистов информировали, что фельдшер в тяжелом состоянии находится в больнице. Чем можно объяснить такую нестыковку, остается только гадать. Хотелось бы подчеркнуть, что чиновники от медицины данную трагедию комментируют скупо и неохотно. Как оказалось, у них есть для этого причины…
Сегодня состояние здоровья единственного выжившего сотрудника бригады «скорой» фельдшера Юрия Кирильчука оценивают как крайне тяжелое.
— Практически мы были свидетелями того, как он уходил из жизни, — проинформировал журналистов директор областного департамента здравоохранения Александр Галацан. — Его диагноз занимает около двадцати строчек. Врачам удалось стабилизировать состояние пациента благодаря серьезным реанимационным мероприятиям. Делается все возможное для спасения жизни.
— Кроме него, — уточнила во время брифинга заместитель мэра Харькова по вопросам здравоохранения Светлана Горбунова-Рубан, — в больнице скорой и неотложной медицинской помощи остаются двое пострадавших в ДТП пассажиров автобуса — мужчина с челюстно-лицевой травмой и 11-летний ребенок. Мальчика оставили в больнице, чтобы понаблюдать за его состоянием. Их жизни ничего не угрожает.
Кроме того, в областной травматологической больнице находится мать погибшего четырехлетнего Игната Батракова Алена. Медики несколько часов боролись за жизнь ребенка. Его оперировали лучшие хирурги. У мальчика были колоссальные повреждения внутренних органов и массивное кровотечение. К сожалению, говорят врачи, ситуация осложнилась тяжелым заболеванием крови — ребенок страдал гемофилией. Он умер на операционном столе. Его мама после проведенной операции находится в реанимации. Ее состояние медики оценивают как крайне тяжелое.
Погибшие водитель и медицинская сестра работали на 7-й подстанции скорой помощи. Владимир Шкарпетин трудился там 11 лет, Вита Ковальчук — 23 года. Коллеги вспоминают о них как о добрых людях и профессионалах.
— Они работали в одной бригаде плечом к плечу, — рассказали журналистам коллеги погибших. — Владимир всегда улыбался, а Вита никогда не отказывала в помощи, в какое бы время суток ее ни попросили. Это люди с большой буквы. Они спасли не одну жизнь. У каждого осталось по двое детей. Очень тяжело сознавать, что их больше нет.
Тем временем на официальном сайте Центра экстренной медицинской помощи до сих пор нет даже некролога. О возможных причинах трагедии сотрудники с журналистами говорят крайне неохотно. Подтверждают, что без медицинского осмотра водители на дежурство никогда не заступают — с этим очень строго.
— Водитель своевременно прошел медицинский осмотр, — говорит директор Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Виктор Забашта. — Есть справки, есть все записи. Утром, перед выездом на смену, он также прошел осмотр. Говорить о переутомлении не представляется возможным, потому что мужчина накануне отдыхал двое суток. По закону, наши машины должны успеть доехать до места вызова за десять минут. Поэтому водители пользуются спецсигналами и хотят, чтобы остальные участники дорожного движения уважали сирену «скорой». Но культура автолюбителей оставляет желать лучшего. На медицинские спецмашины часто не обращают внимания, их не всегда пропускают. Это и приводит к трагическим случаям.
Более охотно и откровенно говорят с журналистами бывшие сотрудники станции скорой помощи. Фельдшер Виталий Белоус проработал здесь больше десяти лет. Его уволили за то, что пытался добиться для своих коллег достойных условий труда. Мужчина не исключает, что нынешняя трагедия могла произойти из-за переутомления водителя.
— За годы работы я не раз видел, как страдают медики, — уточняет харьковчанин Виталий Белоус. — Считаю, что многих бед удалось бы избежать, если бы соблюдались требования закона. Например, по нормам на десять тысяч горожан необходима одна бригада. Только официально в Харькове проживает больше миллиона жителей плюс несколько миллионов неофициально. Исходя из официального количества людей, в городе должно быть 147 бригад. На самом деле их максимум 85, хотя руководство отчитывается о 100. Даже во время «Евро-2012» в Харькове, наводненном иностранцами, было всего 100 бригад. По нормативам, каждая бригада должна успеть приехать в течение десяти минут. Как этого добиться? Нужно или увеличить количество подстанций, или создать новые пункты базирования. Ничего этого нет. Руководство заставляет дежурные бригады ездить в очень интенсивном ритме, даже без заезда на подстанции. Хотя сейчас смены не суточные, а по 12 часов, но все постоянно работают сверхурочно. Из-за интенсивности вызовов нет возможности не то что сходить пообедать, но даже, извините, сбегать в туалет.
В 1990 годы норма выездов в сутки составляла девять раз. Сейчас бригады за 12 часов выполняют 15, а иногда 20 вызовов. Людей не хватает, водителей не всегда удается вовремя сменить. Часто им приходится работать по две-три смены подряд.
Сотрудники скорой помощи трудятся в нечеловеческих условиях, на износ. Их никто не ценит. Утром после аварии директор Центра экстренной медпомощи явился на 7-ю подстанцию, где работали погибшие, и сказал, как я считаю, крайне циничные и обидные вещи: «Я смогу договориться с коммунальным предприятием „Ритуал“ о скидках». Какие могут быть в этом случае скидки! Предприятие обязано взять похороны на себя. Люди погибли на работе. Они отдали ей десятки лет. А руководство, вместо того чтобы все оплатить и помочь родственникам, попросило сотрудников самих сброситься на похороны…
15500Читайте нас у Facebook