Левко Дуткивский: "После концерта в Мариинском дворце Брежнев подарил каждому из нас по красной гвоздике"
Один из самых популярных вокально-инструментальных ансамблей Советского Союза — «Смерічка» — был создан в небольшом украинском селе Вижница на границе с Румынией. Первые выступления коллектива начались в местном Доме культуры, а уже через несколько лет знаменитая фирма звукозаписи «Мелодия» выпустила первую пластинку «Смерічки». Уже тогда в коллективе работали будущие легендарные артисты Василий Зинкевич и Назарий Яремчук. А у истоков его создания стоял украинский музыкант Левко Дуткивский. Потом он два раза уходил из группы, оставив ее навсегда в начале восьмидесятых. Но несмотря на это до сих пор называет «Смерічку» своим любимым творением…
— Музыкальная история моей жизни началась в августе 1966 года, когда вернулся домой из армии, — вспоминает Левко Дуткивский (на фото с женой). — Я отслужил три года в авиации. В армии организовал из солдат музыкальный коллектив. Я служил в Краснодарском крае, и иногда на выходных мы играли в местном Доме культуры. Такие концерты очень любили, потому что они давали возможность уйти в увольнение. Я первым в своей части демобилизовался и отбыл домой.
Приехал в родные Куты, собираясь работать учителем музыки в школе. Но оказалось, что свободных мест ни в моем селе, ни в соседнем не было. В десяти минутах ходьбы от нашего села была Вижница. Как-то я проходил мимо местного Дома культуры и решил зайти, спросить о работе. Его директором была боевая женщина Галина Левина. Она тут же предложила мне работу методиста по хору и вокалу, сказала, что через месяц смогу стать художественным руководителем районного Дома культуры, в подчинении которого находится около 30 сел. Я подумал: «А почему бы и нет?» С того момента прошло ровно 50 лет.
— «Смерічка» родилась тогда же?
— Прошло немного времени, и я понял, что Дому культуры да и всей молодежи Вижницы просто необходим подобный коллектив. Помню, как я попал на первую дискотеку, проводившуюся в Доме культуры. Честно говоря, это было удручающее зрелище. Молодые люди стояли под стенкой, а на сцене перед закрытым занавесом сидел баянист и играл популярную тогда «Черемшину». Я тут же пошел с предложением о создании группы к директору Дома культуры. Надо отдать должное, она меня поддержала. Правда, первое время у нас не было инструментов. Когда уезжал из армии, мне подарили усилитель, который я отнес в клуб. Из простых гитар мы сделали электрические. Конечно, все это было кустарщиной. Музыкантов набрал из местного художественного училища. Первое время сами и пели. В том числе и я.
— Что же у вас было в репертуаре?
— Мы копировали Луи Армстронга, Элвиса Пресли, «Битлз», Муслима Магомаева. Наше первое выступление на танцах вызвало настоящий фурор. Никто себе не мог и представить, что мы будем выдавать приличные звуки на самопальных инструментах. Слухи о нас мгновенно распространились по всей округе. К нам на танцы приезжали даже из Черновцов. Мы играли до двух часов ночи. Кстати, продавали и билеты. Вход стоил от 30 до 50 копеек. Наша популярность росла так быстро, что уже через пару месяцев я понял: надо делать настоящую серьезную группу. Приближался Новый год, и в Доме культуры мы устроили бал-маскарад.
— Это тогда родилась первая песня «Смерічки» «Сніжинки падають»?
— Да, впервые она прозвучала в новогоднюю ночь. Сначала я написал музыку, а стихи уже позже придумал Анатолий Фартушняк. Я ему дал лишь «рыбу» — размер, которым должен быть написан текст. На сцене стояли три гитариста, саксофонист, я играл на пианино. В зале красовалась огромная елка, народу собралось полный зал. Куранты пробили 12 часов, и когда прозвучал последний удар, на сцену вышли девочки-солистки и мы заиграли «Сніжинки падають».
Краем глаза посмотрев в зал, я увидел, что люди, замерев, слушают. Никто не танцует. Думаю: ну все, испортил людям новогоднее настроение. Песня закончилась — и воцарилась тишина. И тут вдруг все как закричат: «Браво!» Я понял, что это успех. Еще три раза в ту ночь мы исполняли «Сніжинок». Утром в 8 часов наш коллектив собрала директор Галина Михайловна. Сказала, что после такого успеха мы должны не только играть на танцах, но и участвовать в фестивалях. И отправила нас на мероприятие, посвященное 50-летию Октябрьской революции. Только, говорит, надо придумать вам название. Мне в голову сразу пришло «елка».
— Но почему?!
— Нас собрали на сцене. Я посмотрел в зал, где стояла огромная ель, и это слово было первым, что пришло на ум. Но название было каким-то слишком «зимним». Тогда я вспомнил, что в песне «Сніжинки падають» есть строчка: «І смерічки осяйні». И тут же выпалил: «Смерічка»! Все сразу подхватили это название.
— «Смерічка» всегда славилась очень красивыми артистическими костюмами, автором которых была ваша супруга Алла Дуткивская.
— С Аллой я познакомился на следующий день после того знаменательного Нового года. Она пришла в Дом культуры на танцы со своей подружкой. Практически сразу и начался наш роман. Алла стала автором всех костюмов для музыкантов «Смерічки». Первые наряды были сшиты для нашего выступления в Черновцах. Это были ярко-зеленые кафтаны и черные расклешенные брюки. Мы были немного похожи на «Битлз». Наше выступление проходило на сцене местного Дома офицеров. Перед самым выходом ко мне подошел директор черновицкого Дома творчества и спросил: «Как объявить руководителя ансамбля?» Я отвечаю: «Лев Дуткивский». Он говорит: «Нет, Лев не звучит. Давай Левко». В общем, стоим мы за кулисами и слышим: «50-летию Великого Октября посвящает свое выступление ВИА «Смерічка»!
Специально для этого номера я написал инструментальную бигбитовую композицию. Мы вступили сразу с гитар, молодежь, услышав модную мелодию, стала кричать от восторга. Комсомольские работники, собравшиеся на концерте, были в ужасе, не зная, что делать, как остановить это шоу. Зрители стали кричать, визжать, топать ногами от удовольствия. После первой песни кто-то выключил за кулисами рубильник, и электричество пропало. Остались только барабаны, саксофон и пианино. Таким составом мы сыграли «Сніжинки падають». Но молодежь уже была заведена и сопровождала наше выступление свистом и криками. Нам не дали даже закончить песню, начали быстро закрывать занавес. Потом один из комсомольских работников подошел ко мне и с ненавистью произнес: «Уезжайте в свою Вижницу, пока мы тут вас не постригли налысо и не порвали вам костюмы».
— Испугались?
— Мне кажется, что в то время я практически ничего не боялся. Для нас не сильным расстройством было заключение комсомольских работников. Мы знали, что в Вижнице нас любят. Правда, я задумался после того выступления о том, что нам нужны профессиональные инструменты. И что, вы думаете, я сделал? Написал в Москву министру культуры Екатерине Фурцевой письмо с просьбой обеспечить мой вокально-инструментальный ансамбль инструментами. Подписал: «Кремль. Фурцевой» и бросил на почте. Через неделю мне пришло письмо из Министерства культуры СССР, где было написано, что инструменты для ансамбля переданы целевым назначением с международной выставки.
— Долгое время «Смерічка» сотрудничала со знаменитым композитором Владимиром Ивасюком. Как вы познакомились?
— Это произошло в Черновцах весной 1968 года. Мы записывались на местном телевидении, когда мне сказали, что на проходной меня ждет молодой человек. Я спустился и увидел крепкого парня с яркими голубыми глазами. «Владимир Ивасюк, студент медицинского института», — представился он. В то время у нас была очень популярна моя песня «Бажання». Володя говорит: «Я пою на танцах и хотел бы получить твое разрешение на исполнение этой композиции». Так мы и познакомились. Позже он показал мне свою песню: «Я піду в далекі гори» и отдал нам для исполнения. Честно говоря, я не спешил ее записывать.
— Тогда в «Смерічці» уже работал Василий Зинкевич?
— Он только вернулся из армии. Я искал солиста для ансамбля. Мне предложили посмотреть молодого парня, который прекрасно танцевал и имел неплохой слух. Я послушал его и понял, что Зинкевич никогда раньше не пел. У него не было, как это называется, координации между слухом и голосом. Месяц мы ставили ему голос. А потом поехали на телевидение, где надо было записать «Сніжинки падають». Только зашли в студию, я понял, что Вася очень волнуется и не сможет спеть. Тогда я позвонил Ивасюку и попросил его срочно приехать на телевидение. Володя тут же примчался и записал три дубля. В это время Вася, нервничая, ходил по коридору. Потом зашел в студию звукозаписи и спросил: «Можно, я попробую еще раз?» Собрался с силами да как спел! Его дубль мы и взяли. По сути, это была первая запись Василия Зинкевича. А Назарий Яремчук пришел в «Смерічку» спустя год. Тогда-то он и спел дуэтом с Зинкевичем «Я піду в далекі гори». Первый раз увидев Назария, сразу понял, что из него можно сделать настоящую звезду. У него был хороший голос и очень привлекательная внешность.
*Время, когда в «Смерічці» пели Назарий Яремчук (в первом ряду слева) и Василий Зинкевич (в первом ряду справа), было звездным для коллектива. В центре — Левко Дуткивский
— Сейчас многие спорят о том, кто же первым исполнил «Червону руту» Владимира Ивасюка?
— Первое публичное выступление было у «Смерічки». Это произошло в Черновцах, на отчетном концерте композиторов области. Приехало много чиновников из Киева. Володя попросил, чтобы мы исполнили «Червону руту». А на второй день было ее обсуждение чиновниками из Министерства культуры. Они раскритиковали песню по полной программе! Почему? Полагаю, все дело в человеческой зависти. Критике подверглись даже наши костюмы. «Знатоки» сказали: «Красный цвет любят только дураки». Но я не особо обращал внимание на эти комментарии, потому что у «Смерічки» была защита в лице сотрудника местного обкома партии Алексея Гаврилюка. Он-то и защитил нас от нападок.
— Правда, что вы были одним из любимых музыкальных коллективов Леонида Брежнева?
— Мы встретились в Мариинском дворце на вручении какого-то ордена Украине. На закрытый концерт были приглашены только Дмитрий Гнатюк и «Смерічка». Концерт длился 45 минут. Леонид Ильич внимательно слушал, а в середине выступления даже стал нам подпевать. В конце подошел и каждому музыканту подарил по красной гвоздике. Такое покровительство высшей власти, конечно, помогало нам работать. Ведь практически все время не прекращались нападки на «Смерічку» с обвинениями в национализме. Многим не нравилось, что мы исполняли песни на украинском языке.
— В этом году исполняется 45 лет музыкальному фильму «Червона рута», в котором снимались София Ротару, Назарий Яремчук и Василий Зинкевич.
— Идея снять картину появилась у нас с Володей Ивасюком. Изначально мы полагали, что будут только песни «Смерічки» и коллектива Валерия Громцева «Карпати». Но потом к фильму подключилась львовская съемочная группа, и «Смерічку» задвинули на второй план. София Ротару, получившая всесоюзную популярность после выхода этой картины, никогда не была солисткой моего ансамбля. Но мы были в хороших отношениях и подумывали о совместной работе. Автором знаменитого наряда Софии в «Червоній руті» — красного с белыми вставками платья — была моя Аллочка.
— Вы несколько раз покидали «Смерічку».
— Первый раз это произошло в 1975 году. По сути, тогда ушел весь состав «Смерічки». На экраны вышел фильм эстонских кинематографистов о нашем ансамбле. В конце фильма Вася с Назарием в черно-красных костюмах исполняли песню «Горянка».
Картину показали по Центральному телевидению и в очередной раз на нас посыпались обвинения в национализме. Травля шла исподтишка. Мы все тогда ушли из группы, но через три года вернулись я и Назарий Яремчук. Зинкевич уже не вернулся. По приглашению Назария в 1979 году я вновь возглавил «Смерічку». А в 1982 году оставил группу.
— Правда, что вы рассорились с Назарием Яремчуком?
— Долгие годы вообще не разговаривали. Помирились только в 1990-м. Два дня и две ночи сидели у меня дома, разговаривали, во всем разобрались. Он хотел, чтобы я снова пришел в «Смерічку», но я решил больше себя с ней не связывать. А потом Назарий умер, и с его смертью «Смерічка» распалась навсегда.
2277Читайте нас у Facebook