«котляревского, принадлежавшего к тайному малороссийскому обществу декабристов, от каторги спасла женщина, которая его любила»
Таких мужчин, как Иван Котляревский, называют женским праздником. Умный, красивый, артистичный, непревзойденный рассказчик, он неизменно пользовался успехом у дам. Не в последнюю очередь и потому, что умел хранить их тайны. Поэтому до сих пор к нему не подкопался ни один биограф, и вряд ли это кому-либо когда-нибудь удастся. Личная жизнь Ивана Петровича Котляревского — сплошные белые пятна
Император Александр I попросил у автора два экземпляра «Энеиды»
- Он сохранил многие бумаги: сколько заплатил сажотрусу в 1794 году, кого взял кухаркой в 1817-й и какое жалованье ей выдал, расписки о выплате подушного и рекрутского налогов Все это аккуратно сложено и хранится в фондах нашего музея, — рассказывает ведущий научный сотрудник Полтавского литературно-мемориального музея И. П. Котляревского Евгения Стороха. — Сбереглась и его переписка с известными современниками. Но в этих письмах нет ничего личного. Котляревский ни перед кем не выворачивал свою душу наизнанку. Безусловно, он был человеком европейского «покроя», а также человеком, который хотел во всем гармонии — и внутри себя, и вокруг.
- Но при этом дамский угодник до конца своих дней оставался одинок
- У Ивана Петровича были внебрачные дети, и всех он вывел в люди. Однако мне бы не хотелось акцентировать на этом внимание. Не считаю возможным говорить о том, что писатель скрывал. Можно просто по-человечески пожалеть его.
Лично я с определенной долей скептицизма отношусь и к известному факту о несчастной любви Ивана Петровича в пору его молодости. Впервые упоминание о ней появилось в альманахе «Северные цветы», выходившем в Петербурге, спустя двадцать пять лет после смерти Котляревского. Сомневаюсь, что кто-то эту историю помнил в подробностях. Тем не менее в очерке «Первая любовь Котляревского» за подписью А. Савинова говорится, что Иван Петрович, работая учителем в панском имении в Золотоношском уезде, влюбился в местную красавицу Марию Семеновну. Он мечтал о женитьбе, однако девушка была определена в жены какому-то овдовевшему пану.
Это ли стало причиной скорого возвращения в Полтаву Котляревского или что-то другое, неизвестно. Единственным косвенным подтверждением любовных переживаний писателя является пара строчек в «Энеиде»: «I не доспиш петрiвськой ночi, Се по собi я знаю сам».
В жизни Ивана Петровича была еще одна женщина, однако никто не знает даже ее имени. Можно только предполагать, что это была аристократка. Только она могла заступиться за государственного преступника. Дело в том, что писатель принадлежал к тайному малороссийскому обществу декабристов. В Полтаве в него входило меньше десяти человек — самых образованных и влиятельных. Однако долгое время, лет 150, считалось, что такого общества не существовало. Просто не было этому документальных подтверждений. Но как-то киевский исследователь Евгений Руднев, изучая переписку декабристов в музее города Новоселенгинска Читинской области, нашел упоминание о Полтаве. Как следовало из переписки, в 1824 году здесь было создано тайное общество. После расстрела восстания на Сенатской площади генерал-губернатор Репнин пришел к Котляревскому и рассказал о кровавых событиях, после чего тот немедленно уничтожил все бумаги. Поэтому следственная комиссия никакого компромата не обнаружила и «дело Котляревского было оставлено без уважения». Хотя, как упоминается в переписке, организатора полтавского тайного общества от каторги спасла ранняя смерть, а Котляревского — женщина, которая его любила.
Родословная основателя украинского литературного языка тоже остается тайной для исследователей. Даже первый биограф Котляревского во второй половине XIX века не мог ее проследить. Известно только, что дед Ивана Петровича, дьякон Иоанн, купил хату в самом престижном месте Полтавы — на Соборном майдане, где сейчас находится музей-усадьба писателя. У Иоанна было две дочери и два сына. Линия Якова, как и дочерей, теряется, а у Петра, ставшего канцеляристом городского магистрата, родился единственный сын Иван. На нем родословная и обрывается.
- В обыденном общении Иван пользовался русским языком, в светском обществе — французским. А его произведения — це щира укра∙нська мова полтавського люду з Подолу, Мазурiвки, Задихального Яру, — продолжает Евгения Стороха. — Откуда это? Многие пишут: «Иван Котляревский превознес украинский язык до уровня литературы». Да никуда он его не превозносил! Укра∙нська мова была жива, развивалась, и писатель просто внедрил ее в литературу. Стихия народного языка как бы отдалась ему в руки, и он черпал из нее все, что хотел. Вспомните, как Котляревский описывает гул пекла в «Энеиде»:
«Як гуща в сирiвцi iгра∙,
Шиплять, як кваснуть, буряки,
Як проти сонця рiй гуля∙
»
И такие сравнения на каждом шагу. Украина жила в каждой клеточке его естества. Никто под таким углом зрения, как он, не всматривался в Украину. И творил он только в родной Полтаве.
- Известны ли ранние сочинения Ивана Котляревского?
- В Полтавской славянской семинарии, где будущий писатель изучал математику, географию, историю, латинский, древнегреческий, французский, церковнославянский языки и другие науки, его называли рифмачом, поскольку он вольно или невольно к каждому слову подбирал рифму. В семинарии, конечно же, будущий писатель изучал и «Энеиду» Вергилия. К тому времени существовало множество перепевов этого творения — и русских, и английских, и французских, и австрийских, и немецких. Но все это история. Только украинская «Энеида» Котляревского — вне временных границ.
Два экземпляра «Энеиды» попросил у автора сам император Александр I. Случилось это во время его приезда в Полтаву в сентябре 1817 года. Днем государь смотрел маневры, устроенные на поле Полтавской битвы, а вечером присутствовал на балу Дворянского собрания. И на этом собрании, по информации журнала «Украинский вестник», Александру I представили автора знаменитой уже на то время «Энеиды». Самодержец попросил у него в дар для себя два экземпляра поэмы и предложил наградить сочинителя чином коллежского асессора, пожизненным пенсионом в размере 500 рублей ежемесячно и бриллиантовым перстнем.
А ведь Иван Котляревский много сделал для отечества в должности надзирателя Дома воспитания детей бедных дворян в Полтаве и пребывая на военной службе в чине адъютанта командующего Молдавской армии во время русско-турецкой войны 1806 года. По поручению командования армии он выполнил великую миссию — провел переговоры с пашой, который возглавлял буджацких татар, кочевавших по югу Молдавии. В итоге ордынцы открыли дорогу русской армии к Дунаю. За успех переговоров Иван Петрович Котляревский был удостоен ордена Святой Анны 4-го класса, который крепился под шпажной чашкой. А в отставку вышел штабс-капитаном с мундиром. Такое звание давало право носить мундир старого образца на гражданской службе, чем Котляревский с удовольствием пользовался. Но все же главным в своей жизни он считал именно сочинительство.
Возле могилы писателя влюбленные до сих пор назначают свидания
- За свою жизнь Иван Котляревский написал всего три произведения. И все они — и «Энеида», и «Наталка Полтавка», и «Москаль-чарiвник» — стали классикой. Но между первым и двумя последующими — двадцать один год разницы. Почему?
- Скорее всего, Иван Петрович внял просьбам некоторых театров, — продолжает Евгения Стороха. — Ведь к нему обращались представители театрального общества с просьбами написать что-то наподобие «Энеиды», что можно было бы сыграть на сцене. Бывая в полтавском театре, он и сам оставался неудовлетворенным репертуаром, который состоял из легких водевилей заграничных, в основном российских, авторов. К тому же, если в пьесах появлялись украинцы, то выглядели они не в лучшем свете. Котляревский захотел снять клеймо с украинского народа и в 1819 году создал одну за другой пьесы «Наталка Полтавка» и «Москаль-чарiвник». По всему видно, что автор любит своих героев, и даже если это отрицательные персонажи, они все равно добрые и не продают свою душу черту.
- Несколько лет назад в прессе обсуждался вопрос, действительно ли Котляревский выглядел так, как его изображают в школьных учебниках. Есть ли сейчас однозначный ответ на этот вопрос?
- Лично для меня он всегда был однозначным, — говорит Евгения Стороха. — Прижизненного портрета писателя, который висел в его доме, к сожалению, не сохранилось. Зато существует литография, выполненная на камне художником Башиловым — копия того портрета. Это тот Котляревский, который всем известен.
Впоследствии портреты Котляревского писали многие художники (самый удачный, на мой взгляд, принадлежит Каштелянчуку. Он висит в музее-усадьбе писателя). Но ни один из них не изобразил Ивана Петровича с пятнами от оспы на лице, хотя известно, что в детстве писатель перенес эту болезнь.
Евгения Всеволодовна рассказывает, что к батьку украинской литературы люди до сих пор относятся как к живому. Очень часто от тех, кто приходит в музей, можно услышать: «Мы к Ивану Петровичу». И несут именно Ивану Петровичу, а не музею, старинные вещи. Чаще всего почему-то посуду: то мельничку для кофе, то щипцы для сахара и орехов, то рюмочки для вина, то фужеры для шампанского, чашечки, чайнички, тарелочки Сохранился и обычай, когда молодожены вешают ленточки возле криницы Котляревского. Еще при жизни к нему приходили женихи с невестами, особенно сироты, за благословением на счастливый брак. Часто брали его крестным отцом, и он не отказывал людям, ради этого ездил даже в отдаленные уезды. А возле могилы писателя до сих пор влюбленные назначают свидания.
- Я досконально изучала биографию греческого поэта античной эпохи Публия Вергилия и удивилась собственному открытию, — говорит Евгения Стороха. — У них с Котляревским очень много общего. Оба были одиноки, оба написали только по три произведения, но при этом прославились на весь мир. Вергилий не покидал берега речки Минций, хотя Октавиан Август хотел забрать его в Рим и сделать придворным поэтом. Котляревский тоже любил смотреть на Ворсклу и никуда из Полтавы надолго не уезжал.
- Отчего умер Котляревский?
- В те времена у лекарей было два диагноза: припадки и мучительные припадки. Поэтому тяжело сказать. Но известно, что Иван Петрович страдал головными болями, у него немели правая рука и правая нога, а последние три месяца жизни он вообще не выходил из дому, передвигался только с тростью. Котляревский умер в 69 лет и согласно завещанию был похоронен на городском кладбище, в том его углу, который выходил на Кобелякский шлях. В конце тридцатых годов прошлого века кладбище снесли, прах Владимира Короленко и Панаса Мирного, которые тоже были там похоронены, перенесли в другие места. Уцелела только могила Ивана Котляревского
2041Читайте нас у Facebook