ПОИСК
Культура та мистецтво

Владимир винокур: «первая моя роль — задняя часть осла в новогоднем представлении»

0:00 9 жовтня 2009
Інф. «ФАКТІВ»
Побывав в редакции «ФАКТОВ», популярный юморист пообщался с читателями газеты

Владимир Натанович, надо отдать ему должное, приехал на прямую линию в «ФАКТЫ» минута в минуту, как было запланировано. Поприветствовав собравшихся, снял куртку, попросил крепкого чая и приготовился отвечать на вопросы читателей. Его искрометный юмор вызывал искренний смех у присутствовавших, Винокур был в прекрасном настроении. До того момента, пока не позвонила Адриана, жена его близкого друга — знаменитого украинского врачевателя Николая Касьяна. Оказывается, врач, в свое время поставивший на ноги и самого юмориста, прикован к постели. Владимир Натанович, разговаривая с Адрианой, а потом и самим Касьяном, не смог сдержать слез. Положив трубку, еще долго держал паузу, не в силах отойти от потрясения…

Звонок Касьяна стал переломным моментом прямой линии, артист стал очень откровенным. Владимир Натанович поблагодарил «ФАКТЫ» за час времени, проведенный с читателями газеты, и даже показал наколку на левом плече — танцующую балерину, свою дочь Анастасию Винокур…

«Я видел план прощального тура Пугачевой… Это же на несколько лет»

- Это «ФАКТЫ»? Владимир Натанович? Звонит Полина, город Городище Черкасской области. У нас в Украине очень любят и знают ваше творчество.

- (Тепло. ) Спасибо…

РЕКЛАМА

- Вы работаете в непростом жанре. Так долго продержаться на сцене могут далеко не все. Сколько их появлялось, но уходили, как говорится, под стук собственных каблуков.

- Мне даже неудобно. Вы так говорите… А вдруг Петросян услышит?!

РЕКЛАМА

- Как вам удалось не потерять самого себя в жестоком шоу-бизнесе?

- Знаете, сегодня дата такая знаменательная! 128-й день, как Алла Борисовна ушла из шоу-бизнеса. Честно вам скажу, конечно, она как женщина имеет право на кокетство. Вот я видел план ее прощального тура… Это ведь на несколько лет! Думаю, Пугачева уйдет на пенсию вместе с Максимом Галкиным.

РЕКЛАМА

Так что вы ей позвоните, когда она будет здесь, в гостях у самой знаменитой газеты Украины, и скажите, что Винокур очень переживает, чтобы не уходила! Но, я вам скажу, она не уйдет. В прошлом году я тоже шестьдесят отпраздновал и мне начислили пенсию. Тогда я понял: надо работать!

- Владимир Натанович, здравствуйте, это Полина из Ровно. Мы с вами ровесники.

- Да что вы?! Никогда бы не подумал! У вас такой молодой голос!

- Мы с мужем очень давно следим за вашим творчеством. Хоть мы и на Украине…

- Что значит «мы на Украине»? Это мы «там, в Москве», а вы — «в Украине». Не путайте! Потому что один раз, я знаю, Виктор Степанович Черномырдин ошибся…

- И чем это закончилось?

- Ему замечание сделали, сказали: «Не НА Украине, а В Украине». Он ответил: «Идите тогда в… » И четыре буквы. Даже произнести их не могу! Я спрашивал у Черномырдина… Оказывается, история правдива.

- Ой, насмешили. Посмотришь на вас — и как-то легче живется.

- Здравствуйте, Владимир! Это вас беспокоит поклонница Марина из Ялты…

- Вот сегодня утром разговаривал со Львом Лещенко по телефону, и он говорит: «Володь, осторожно! Чтобы мои поклонницы не перепутали тебя со мной». Это ревность! А у вас-то хороший вкус.

- Прямо не верится, что голос ваш слышу! Спасибо за все и здоровья вам большого!

- Владимир, это Владимир из Германии. Помните, я помогал вам, когда вы в Германии на операции лежали?

- Конечно! Привет, Володя! Вот видишь, на зло всем, встал на ноги и танцую. Это ж прошло уже 17 лет! Помнишь, как я на «отвальной» возле госпиталя бросил костыли и танцевал цыганочку?!

- Как же забыть такое?! А потом попросили отвезти вас к немецким врачам, которые сказали, что вы ходить не будете. У вас была уверенность, что сможете преодолеть все?

- А выбора не было больше! Я ничего другого-то и не хотел: только пожить! Это случилось, когда попал в автокатастрофу в Германии. Немцы сказали, что ходить не буду. Сделали операцию, у меня даже одна нога короче была. Потом в Москве наши ребята, медики, вытягивали… Сейчас, спасибо им, все в порядке.

- Владимир Натанович? Я учился вместе с вами в техникуме в Курске. Виктор Фурса, с сантехнического отделения.

- А я на ПГС (промышленно-гражданское строительство), на параллельном. Закончил в 1967 году.

- Я тогда на втором курсе был.

- Хорошо помню Курский монтажный техникум. Молодость. Правда, профессией строителя так в совершенстве и не овладел. Жена уже 35 лет мне говорит: «Хоть бы один гвоздь вбил!» Я отвечаю: «Ну, это надо профессионально делать… » Нет навыка, да и время ушло. Когда закончил техникум, мне всего 19 лет было.

«К Касьяну меня привезли на носилках, а ушел от него самостоятельно»

- Здравствуйте! Это Дмитрий Алексеевич Ахромий, бывший секретарь ЦК ВЛКСМ. (От неожиданности Винокур выронил из рук чайную ложечку. ) Когда-то вы со Львом Лещенко помогали нам воспитывать всю молодежь Советского Союза.

- Привет! А я слышу, голос знакомый.

- Володенька, по сей день благодарны за то, что вы делали тогда для молодежи.

- Спасибо, дорогой. Да, пойди сегодня скажи: «Выступите бесплатно у военных и милиционеров… » А тогда по-другому и не помышляли.

- Низкий вам поклон, Володя. Я так переживал, когда ты в аварию попал в Германии…

- Да все нормально. Левке передам, что тебя слышал.

- Володенька, еще раз хочу сказать, что ты действительно артист с большой буквы! Мы за тебя болеем.

- Добрый день, Владимир Натанович, Николай из Днепропетровска. Когда в школе учились, кем хотели стать, помните?

- В школьных сочинениях всегда писал: «Хочу стать Винокуром». У меня мама в школе работала. По-моему, она всегда знала, что я буду известным! Благодаря ей так и случилось. Она преподавала русскую литературу и фактически за руку привела меня во Дворец пионеров — в хор, где я и запел…

- Добрий день вам! Хочемо послухати нашого друга Винокура!

- Адриана! Я тебя узнал! (Это супруга моего друга — костоправа Николая Касьяна. )

- Володю, привiт, дорогий! Як здоров'я?

- Нормально… Спасибо, дорогая. Как Мыкола?

- Погано. Вже не ходимо, тiльки лежимо i сидимо.

- Привет ему и поклон от меня.

- Зараз, Володю, вiн почув твiй голос. Чекай, даю Миколi трубку.

- Володю, привiт.

- Здорово! Ну, что ты?

- Ще стоїть у тебе, да?

- (Расхохотался сквозь слезы. ) Да, да, дорогой! Как ты поставил, так и стоит…

- Запам'ятай, що ми тебе дуже любимо, поважаємо. Ты — справжня людина, зрозумiв?

- (Тихо. ) Спасибо, Мыкола.

- I ще скажу тобi одну рiч. Якщо буде можливiсть, Володя, пошли всiх поганих людей на…

- Хорошо. Я помню и люблю тебя.

- Молодець! Привiт всiм твоїм. Понятно? Буде можливiсть, заїжджай в Кобеляки.

- Спасибо. Целую тебя… (Владимир Натанович кладет трубку, не в силах сдержать слезы. )

- Мыкола… Такой сильный мужик был, стольких людей поднял на ноги! И меня привезли к нему в Кобеляки на носилках, а ушел я сам. До сих пор слышу хруст в спине, после которого встал и пошел. Это был 1986 год. Полгода я мучился болями в спине. Никакие профессора не могли помочь. Потом уехал в тур по Америке с Муслимом Магомаевым. Он меня, молодого артиста, пригласил, я не мог отказать. И там начались ТАКИЕ боли! Кололи обезболивающие препараты. А когда вернулся домой, Кобзон говорит: «Поезжай в Кобеляки». Меня уложили на носилках в поезд, привезли к Касьяну. Мыкола сразу сказал: «Ну шо ты притворяешься, твою мать, давай ложись… Выпей стакан коньяку». Я говорю: «Мне врачи запретили жидкость, отек будет… » Он: «Пыво, выно нельзя, а коньяк и водку — обязательно!» И прямо стакан 250 граммов мне — бах! Так он мне мышцы расслаблял. А на следующий день просто вправил спину.

Мы сдружились с Мыколой, он бывал у меня в Москве. Часто его вызывали в санатории ЦК партии в Ялту, он всех лечил. Грустно… Когда проходит время и понимаешь, что человек никому не нужен. Вот он сейчас больной, и помощи ждать неоткуда. Да, по жизни нужно быть здоровым и имущим. Особенно людям известным. Когда наступает время забвения, получается, что выкарабкиваться надо самому. Мы сейчас огульно хаем советское время, а ведь было и хорошее. Я никогда не стыдился говорить, что меня вывел комсомол. И не только меня. Кобзон, Лещенко, Хазанов, Пугачева, Леонтьев, Ротару — это все, кого поддержала молодежная организация…

«У коммунистов было чутье на таланты»

- Добрый день, Володя! Я — пенсионерка из Запорожья. Мы вас и Льва Лещенко очень любим. Называю вас всегда сыночками…

- Спасибо.

- Приезжайте в Запорожье. Дам вам свой адрес, пирожков напеку!

- Это мне необходимо… Спасибо, всего хорошего… Да, постарели мои девчонки. У нас на советской эстраде была пара Миров и Новицкий. Помню, как-то мы были с Мировым на гастролях, ехали по городу, а он так грустно: «Да, мои девушки уже все умерли… »

- Здравствуйте, Владимир Натанович! Это Кира из Кривого Рога. Сейчас у нас очень популярны телепроекты, когда из не известных никому людей делают артистов, певцов…

- Я против проекта «Фабрика звезд», но это не брюзжание пожилого человека. Это шоу чисто коммерческое и никакого отношения к творчеству не имеет. За три месяца человек не может стать профессионалом. Вот и конкурсу «Евровидение» придается огромное значение. А для меня «Евровидение» — это междусобойчик соцстран.

- Каково вам быть отцом взрослой дочери, да еще красавицы и балерины?

- Хочу сказать, что мне повезло! У меня хорошая девочка! Я благодарен своей жене, потому что она ее и воспитала, я-то был в разъездах все время. Только когда Настя повзрослела, мы сдружились. А детство и становление дочери прошло с Тамарой. Она сама бывшая балерина, но 18 лет уже на пенсии. Так все нормально, только вечером, знаете, приходится ложиться спать с пенсионеркой!.. А выглядит очень хорошо! (Хохочет. )

- Ну вы и острослов!

- В общем, Настя моя молодец. Могла бы успокоиться с такими папой и мамой, но она все время в творческом поиске. Теперь вот цирком заболела. Настя самостоятельно занималась в цирковом училище, освоила канат, кольцо, трапецию… Работает без страховки! Конечно, страшно, конечно, безумие, но она хочет доказать, что сможет и это. Она сама хочет стать известной артисткой, а не просто дочерью Винокура. Сейчас вот с партнером улетает в Нью-Йорк, их пригласили открывать концерт звезд мирового балета. Потом Настя отправляется в Париж, играть в новой балетной постановке. Ее выбрали французы на кастинге. И тут уж папа ни при чем. Меня во Франции не знают. Мы иногда забываем, что на самом деле звезды-то внутреннего пользования, а играем в мировых…

- Очень точно сказано. У Насти, наверное, от женихов отбоя нет?

- В этом вопросе я полностью доверяю ей, — продолжает Владимир Винокур.  — Как она решит, так и будет. Хотелось бы, чтобы пришел человек не ко мне, а к ней! Пока подождем…

- Владимир Натанович? Это Ольга из Киева. Скажите, пожалуйста, а на ваши пародии никто не обижался?

- Я делаю пародии на артистов известных, популярных, а они, как правило, люди умные… Почти все. Был, правда, казус с моим другом Вахтангом Кикабидзе. Он обиделся, когда много лет назад на гастролях ему подсунули какую-то газетку, где было написано, что многие артисты просят делать на себя пародию. В том числе Мартынов, Лещенко и Кикабидзе. Буба обиделся: как, я такой популярный. (Копируя голос Кикабидзе. ) «Володя, зачЭм ты это сказал?.. » Но мы урегулировали эту проблему. Как сказал Анатолий Папанов, «пародия — это популяризация для артистов, то есть — реклама». Вот мои коллеги на Западе получают деньги с артиста, которого пародируют, а я это делаю бесплатно!

- Есть в России артисты, так сказать, любимые Кремлем?

- Нашему поколению — Леве Лещенко, Кобзону, мне, Хазанову — часто говорят, мол, вы были кремлевские люди, пели в концертах, выступали. Я вам скажу, что тогда попасть в праздничный концерт во Дворце съездов или в «России» было как лакмусовая бумага для артиста! Есть в списках, значит, популярен. Это была сборная лучших артистов СССР. Вот в чем коммунисты не ошибались: у них было чутье на артистов! И не нужны никакие «Фабрики звезд». Подготовительную работу делал комсомол, находивший таланты. Как «санитары леса». Естественный отбор.

- Помните свой первый концерт во Дворце съездов?

- Конечно! Меня рекомендовал на участие в нем знаменитый советский конферансье Борис Брунов. Я его спрашиваю: «Кто там участвует, Борис Евгениевич?» — «А… Райкин, Магомаев! В общем, выступишь в первом отделении, а во втором — Райкин». У меня перехватило дыхание, думаю: «А что я могу? Чем удивить Дворец съездов, когда там в ложе Брежнев и все руководство страны?» Но таки вышел…

Это запоминается на всю жизнь. Я делал музыкальные пародии. Трагикомедия случилась во время сдачи концерта. Первый прогон был в управлении культуры Мосгорисполкома. Второй — в Министерстве культуры РСФСР, потом — в Министерстве культуры СССР. Представьте — пятитысячный зал Дворца съездов, сидят пять высокопоставленных чиновников. Ты рассказываешь смешную вещь, которую уже проверял на концерте, была настоящая истерика. Я читаю и вдруг понимаю, что в зале полная тишина. Потом Демичев говорит неспешно: «Смешной номер, хорошо. Что еще у вас есть?» Следующее испытание было для отдела культуры ЦК партии во главе с Василием Шауро. Я показывал музыкальную пародию на Боярского — д'Артаньяна. Мне говорят: «Михаил Боярский мушкетер — это хорошо, но вот слова «королевская рать». Там Политбюро будет сидеть, давайте поменяем текст. И шпагой не надо выпад вперед делать!» Я вызвал автора и говорю: «Завтра концерт, надо менять номер». Мы судили-рядили и решили, что я выпад не вперед, в сторону Политбюро, сделаю, а вбок. А текст не меняли. Вот финал, нас поздравляет Демичев, подходит из ЦК Иванов, жмет руку и говорит: «Другое ж дело!»

- На следующее утро вы проснулись знаменитым?

- Конечно! Я участвовал в концерте вместе с Аркадием Райкиным. Это было шестого ноября, трансляция посвящена 60-й годовщине революции. Для меня концерт стал путевкой в жизнь. Телефон краснел от количества предложений. У меня директора не было, сам отвечал по телефону. Я ведь в государственной организации работал, ставка нормированная, маленькая. Сначала семь рублей за выступление, потом — 11, затем повысили до 18 рублей, как у вокалиста. Из-за этого даже в прокуратуру вызывали: «Почему ставка вокалиста?» Говорю: «У меня диплом вокалиста» — и показываю им документ. И тут из него фотография выпадает. Увидев ее, они аж замерли.

- Что же там было?

- На фото стоит Рейган с супругой Нэнси, Муслим ее обнимает, а я рядом. У меня на плече рука Муслима, и такое впечатление, что это меня обнимает Рейган. Стоит такая четверка, улыбается. Следователь увидел фото, а я ему: «Не обращайте внимания, это мы с правительственной делегацией ездили в Вашингтон… » В общем, у них ко мне вопросов больше не было.

- Это Галина Сергеевна из Киева, ваша поклонница. Правда, что свою первую награду вы получили из рук самого Юрия Гагарина?

- К 14 годам я уже имел одну золотую медаль — за первое место по волейболу. Был капитаном команды. А вторую медаль вручил Гагарин. На международном фестивале в «Артеке» я пел «Бухенвальдский набат». (Запел мощно. ) «Люди мира, на минуту вста-а-аньте… » Гагарин был очень улыбчивым, светлым человеком. Именно таким должен быть советский герой, его обожали все! Я и с Марком Бернесом встречался. В Курске, еще пацаном. Он к нам с гастролями приехал и пришел в гости к моему соседу, они учились вместе. Сосед меня позвал к себе, завел в комнату, где сидел Бернес, который обратился ко мне низким голосом: «Ну че, старик? Говорят, ты поешь?» Я сразу: «Люди мира, на минуту встаньте… » Бернес: «Молодец! Тебе только помолчать придется, будет мутация голоса… » И я честно молчал, хотя родители на всех празднествах говорили: «Володя, давай на стульчик, пой… » И я свой «Набат… »

- Артистом с детства мечтали стать?

- Это маме спасибо. Она отдала меня в драматический кружок. Там у меня были два «взлета». Первый — когда сыграл заднюю часть осла в новогоднем представлении. Я так ногами лягался! Второй — феноменальный, в «Красных дьяволятах» играл Буденного! От зада осла до героя гражданской войны дошел. А потом все-таки запел. После восьмого класса отец сказал: «Ну, ты петь пока не будешь, иди в техникум. Как-нибудь прокормишься… » Но я на втором курсе, когда мутация голоса закончилась, стал ходить в музыкальное училище. Потом защитил диплом и все-таки поступил в театральный институт.

- Правда, что вы сварщиком успели поработать?

- Это была моя дипломная практика — на ВДНХ в Москве. Параллельно я поступал в ГИТИС. Прошел все три тура! Пел, танцевал, рассказывал басни. Мне говорят: «Сдавайте документы и общеобразовательные предметы».  — «У меня документов нет, я техникум заканчиваю, через два месяца защита». Никто не знал, что со мной делать, и тогда я пошел в Министерство образования. Говорю: «Прохожу в театральный институт, это моя мечта, но не берут, нет документов». В кабинете начальника управления я пел, танцевал. В общем, он взял и написал бумажку, которая у меня есть до сих пор: «Абитуриенту Винокуру Владимиру Натановичу разрешить сдачу общеобразовательных экзаменов. В случае удачной сдачи зачисление произвести по предоставлении диплома об окончании техникума». Ректор ГИТИСа был в шоке, но к экзаменам допустили. Правда, срезали на сочинении. Я ушел в армию, но мне повезло: попал в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Потом в институт поступил уже легко. В общем, все сложилось, тьфу-тьфу-тьфу!

- Ваша любимая пародия на кого?

- На Лещенко, она как бы вечная… Сегодня самая любимая на Володю Преснякова. Мне сделали парик — точно как у него, очки, серьга, бородка. (Копирует Преснякова. ) «Спи-и-ит придоро-о-ожная трава!.. » Ну че? Правда, похож?!

Подготовили Таисия БАХАРЕВА и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»

821

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів