Таисия Литвиненко: "Все чувствовали, что между Данченко и Ступкой есть особая связь"
Сергей Данченко родился в театральной семье, но пошел в геологи. С детства его манили путешествия, однако одной экспедиции хватило, чтобы он понял, чего ему хочется больше всего. Данченко мечтал о театре! Он быстро стал знаменит и любим. На его постановках сначала во львовских театрах, а затем в столичном Театре имени Ивана Франко всегда был аншлаг. «Украденное счастье», «Тевье-Тевель» и «Король Лир» в режиссуре Данченко стали театральной классикой. Он был неразговорчив, строг и справедлив. Актеры обожали Данченко и преклонялись перед его талантом. «Каждый из нас мечтал сыграть в его спектакле, — призналась „ФАКТАМ“ народная артистка Украины, актриса Львовского театра имени Марии Заньковецкой Таисия Литвиненко. — Я счастлива, что в моей жизни это случилось».
— Мы с Федором Стригуном попали в труппу Театра имени Марии Заньковецкой, когда там работали отец и мать Сергея Данченко, — вспоминает Таисия Литвиненко (на фото). — Владимир Данченко был потрясающим актером, играл героев-любовников. Красоты неописуемой, женщины сходили по нему с ума. Вера Константиновна Полинская была характерной героиней — крупной, властной женщиной. Они заслуженно считались звездами театра. Кстати, там же служил и брат Веры Полинской с супругой, работавшей концертмейстером. Это была дружная большая семья. Они переехали во Львов из Запорожья и стали одними из основателей Театра имени Марии Заньковецкой.
— Рассказывают, что вы долгое время делили одну гримерку с матерью Сергея Данченко.
— Кстати, я до сих пор ею пользуюсь. Но тогда для меня, молодой актрисы, конечно, это была огромная честь. Это гримерка номер 14. В театре она всегда считалась элитной, попасть туда было весьма почетно. Моими соседками по гримерке были Надежда Доценко, Вера Полинская и Любовь Каганова. К тому времени все они уже имели звание заслуженных. По сей день мы свято чтим традиции 14-й гримерки, туда попадают лишь избранные.
— В то время Данченко еще учился в университете на геологическом факультете?
— Он уже его закончил. В Киевском театральном институте получил второе образование — режиссерское. Я познакомилась с Сергеем, когда он работал главным режиссером Львовского ТЮЗа имени Максима Горького. Когда мы попали в Театр имени Заньковецкой, одновременно на постановку пригласили и Сергея Данченко. Это была пьеса польского автора, в котором главную роль сыграл Борис Романицкий. Спектакль прошел с большим успехом, и Данченко вновь пригласили поработать с актерами нашего театра. К тому времени Владимир Данченко сдавал свою роль в спектакле «Вітерець», которую играл на протяжении 20 лет, моему супругу Федору Стригуну. Я играла Анду, а Федор — Улдиса. Собственно, с этого спектакля и началась наша жизнь в театре. Тогда мы только переехали во Львов, не имели еще своей квартиры и полтора года жили в театре.
— Прямо в театре?!
— Представьте себе. В кабинете главного режиссера. К нам часто любил заходить Владимир Данченко. Каждый раз, заглядывая, он спрашивал: «Ну что, есть сальце с хлебом?» Очень уж любил отец Сергея наш национальный продукт. Как и семья Данченко, мы тоже приехали во Львов из Запорожья. Там мы сдали государству роскошную квартиру, поскольку директор Театра имени Заньковецкой пообещал нам условия не хуже. Через полтора года мы уже поселились в одной из люксовых квартир так называемого польского квартала. Там же жила и семья Данченко.
— Вы были соседями?
— Большинство актеров нашего театра до сих пор живут на улице Романицкого. Сергей со своей семьей — женой и маленькой дочкой — жили в квартире родителей в соседнем с нами доме. В свое время, когда Театр имени Марии Заньковецкой приехал во Львов из Тобольска, где был в эвакуации, глава исполкома Грушецкий подарил актерам целую улицу! Это были роскошные дома, в которых жили поляки. Рассказывают, когда туда въехали наши актеры, еще были горячими супы, оставшиеся после прежних жильцов. Поляки, бежавшие от советской власти, так спешили покинуть Львов, что бросили свои квартиры вместе с имуществом. У нас и у семьи Данченко были роскошные трехкомнатные квартиры, полностью обставленные мебелью, даже с картинами на стенах.
— Вы играли в самом первом спектакле Данченко, который он поставил на сцене Театра имени Заньковецкой.
— В 1970 году Сергея пригласили на должность главного режиссера Театра имени Марии Заньковецкой. Первый спектакль, который он поставил на нашей сцене в этой должности, был «Маклена Граса». Я играла в нем главную роль. За него театр получил первое место на республиканском театральном конкурсе, а я как исполнительница главной роли — Гран-при. Спектакль получился очень ярким, но шел недолго, ему приписали буржуазный национализм. Вторым спектаклем Сергея стала пьеса «В дороге», где главную роль играл Богдан Ступка. С этого времени Богдан стал любимым актером Данченко. Все чувствовали, что между ними есть особая связь. Поэтому никто не удивился, когда, переехав в Киев, Сергей сразу забрал Богдана в Театр имени Ивана Франко.
— Это случилось после большого успеха спектакля «Украденное счастье»?
— По сути, именно с этой постановки и началась блистательная карьера Данченко как режиссера. «Украденное счастье» в постановке актеров Театра имени Марии Заньковецкой стало самой громкой премьерой сезона. Это было в 1976 году. Помню, билеты на спектакль достать было невозможно. Зрителей приходило столько, что мне казалось, они висели даже на люстре. Конечно, такой успех не мог быть не замеченным в столице. В то время все решения о назначениях в руководство национальных театров принимались на государственном уровне. Отказать, получая приглашение в тот или иной коллектив, было невозможно.
Я помню, как Сергея вызвали в Киев, в Министерство культуры. Когда он вернулся во Львов, мы уже знали, что его ждет высокое назначение. Тогда в Театре имени Франко достаточно часто менялись главные режиссеры. Никто не приживался. Когда Сергей занял этот пост, ему было чуть больше сорока — престижная должность для молодого творца. Думаю, Данченко не делал над собой никаких усилий, ему самому хотелось перебраться в столицу. Он собрал весь коллектив, попрощался с нами и сказал, что забирает с собой Богдана.
— Кто же вместо него играл на львовской сцене в «Украденном счастье»?
— Роль Ступки передали Владимиру Глухому, который был до этого ассистентом режиссера. Знаю, что об этой роли он всегда мечтал. Володя очень быстро вошел в спектакль, до сих пор сохранилось видео постановки с его участием. Позже я смотрела «Украденное счастье» в постановке Театра имени Франко. Мне кажется, спектакль не удался. Несмотря на то что пьеса эта долгие годы была в репертуаре театра. Постоянно менялись актеры, исполнявшие главные роли. Неизменным оставался лишь Богдан Ступка. По сути, это стал его спектакль, остальные актеры были уже в тени.
— Богдан Сильвестрович был любимым актером Сергея Данченко?
— Мне всегда так казалось. В Театр имени Франко приходили молодые актеры, но, по сути, Данченко «выращивал» лишь одного Ступку. Он стал играть на столичной сцене практически весь репертуар театра от, а до я. Безусловно, это был блистательный актер, талант которого раскрылся еще во Львове.
— Перебравшись в Киев, Сергей Владимирович часто бывал во Львове?
— Времени для этого почти не было. К тому времени во Львове оставалась его мать, отец умер. Большую квартиру он продал, Вера Константиновна обитала в небольшой, в центре Львова. Так и не переехала к сыну, хотя гостила у него в столице по несколько месяцев. Она работала в театре до последнего дня и, по сути, ушла из жизни на сцене.
В Киеве Сергей получил жилье на Печерске. Рассказывал, что выбирать квартиру ездил в обком партии. Он жил в элитном доме, к нему была приставлена машина с водителем. Помню, как я приехала в Киев на запись радиоспектакля «Украденное счастье». Мы работали допоздна, а Сергей сидел, просто слушая. Тогда он жаловался, что ему приходится рано вставать и отправляться на работу, потому что у парадного каждый день его ждет водитель, считающий, что в театр необходимо приезжать к девяти утра. Говорил: «Каждое утро мне портят настроение! Водитель ведь не понимает, что мы, актеры и режиссеры, можем работать по ночам и нам не обязательно с утра ехать в Верховный Совет». Личной машины у Сергея никогда не было. Он шутил, что такая ответственность не для него. Да и, признаться, в то время творческие люди не имели больших гонораров, как сейчас, чтобы покупать себе машины. Сергей вообще был достаточно скромным человеком. Он не придавал значения тому, во что одет, и не старался выделиться.
— Кто занимался хозяйством в семье Данченко?
— Все было на его супруге Вале. Слава Богу, она жива до сих пор. Валя была прекрасной журналисткой, работала в журнале «Украинский театр». В их доме редко бывали гости, хотя Сергей, когда жил во Львове, очень любил «побродяжничать». Мог запросто прийти домой к кому-то из актеров поздно вечером после спектакля. Потом они отправлялись в город, в кафе, которые были еще открыты. В наше время это называлось «водить козу» — очень распространенное явление среди творческой интеллигенции. Тогда все были молодые, энергичные. Разговаривали только о творчестве и совершенно не интересовались политикой. Сейчас, мне кажется, все изменилось. Беседы шли до утра под чашечку кофе или горячительные напитки. К сожалению, у Сергея Данченко выпивка превратилась в пагубную страсть. Это произошло, когда он работал уже в Киеве. Вообще, жизнь Данченко не баловала. У него родился больной ребенок, и это его страшно угнетало. Конечно, это не оправдание, но Сергей был человеком творческим, все происходящее принимал близко к сердцу и реагировал по-своему.
— Говорят, на репетициях Сергей Данченко никогда не повышал на актеров голос.
— По крайней мере, я такого не помню. У него была своеобразная манера работы. Он был, так сказать, тугодумом. Долго вынашивал материал, поэтому и постановки его были нечастыми. Спектакль рождался в нем, словно ребенок. Когда шли репетиции, он сидел в середине зрительского зала, в полутьме, и все время игрался коробком спичек. Смотрел, как актеры самостоятельно работают. Мог только сделать небольшое замечание, но никогда не мешал, не навязывал своего мнения и не останавливал процесс. Главный разбор шел во время подготовки, когда Данченко собирал актеров у себя в кабинете. Тогда он раскладывал героев буквально по косточкам и… отпускал актеров. Сергей вообще был очень сдержанным, совсем не эмоциональным человеком. Его ярко-голубые глаза смотрели на тебя, словно проникая вглубь, считывая мысли.
— Данченко приглашал вас переехать в Киев?
— Да, но мы не захотели. Вернее, был против Федор. Он сказал, если мы сделаем такой шаг, то у меня не будет возможности играть столько ролей, как в Театре имени Заньковецкой. Думаю, так бы оно и было. Подобное случилось с Ларисой Кадыровой, которая практически ничего не играла в Театре имени Франко, а во Львове у нее были главные роли. Чтобы актер стал звездой, в нем должен быть заинтересован режиссер. Слава Богу, я состоялась и счастлива во Львове.
1579Читайте нас у Facebook