«Мы впервые экспонируем уникальную печать князя Святослава, которую удалось вернуть в Украину» (фото)
Музей «Золотые ворота» — сезонный: работает только в теплое время года. На этот раз к его открытию подготовили выставку «Святослав Храбрый: дух эпохи», изюминкой которой стала печать князя. Около 40 лет назад ее тайно вывезли из Украины. В прошлом году печать удалось вернуть в нашу страну, и теперь она впервые демонстрируется широкой публике.
— В начале 1980-х годов, когда в связи с подготовкой к празднованию 1500-летия Киева в городе проводились масштабные раскопки, в столицу Украины наведался один археолог из России, чтобы разжиться артефактами, — говорит куратор выставки «Святослав Храбрый: дух эпохи» кандидат исторических наук Александр Алферов. — Тогда в Десятинном переулке (во времена Киевской Руси там находился княжий дворец) строители выполняли земельные работы и наткнулись на предметы старины. Руководству об этом не сообщили. Каким-то образом российский археолог узнал о находках. Он то ли выкупил, то ли обменял их на водку. Среди этих вещей оказался уникальный предмет — свинцовая печать князя Святослава Храброго, отца Владимира, крестившего Русь.
— Это единственная печать Святослава, дошедшая до наших дней (на ней изображен его личный знак — двузубец), — комментирует заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Вячеслав Корниенко. — В руках ученых была еще одна печать Святослава, однако она бесследно исчезла из оккупированного Киева во время Второй мировой войны. Такими печатями скрепляли документы и письма: крепили к бумаге два шнура, на них — свинцовую болванку, по которой ударяли штампом, оставлявшим оттиск с определенным изображением. В результате кусочек свинца превращался в печать. Открыть документ, не повредив печать, было невозможно.
*Это единственная из дошедших до наших дней печать Святослава
— Российский археолог увез нелегально приобретенные артефакты в Москву и хранил их в личной коллекции, — продолжает Александр Алферов. — Пару лет назад этот человек скончался, и его племянники в надежде нажиться стали распродавать коллекцию дяди. До Киева дошли сведения, что они предложили музею российского города Новгорода купить печать князя Святослава Храброго. Народный депутат Украины Андрей Билецкий действовал быстро и решительно: за короткое время нашел средства и возможности выкупить реликвию.
— Артефакт прошел экспертизу в Москве, мне известны специалисты, поставившие подпись под ее выводами, — заявил директор Центра археологии Киева Института археологии НАНУ кандидат исторических наук Михаил Сагайдак. — Это заслуживающие доверия люди. Интересно, что печать выполнена в традиции христианской культуры, хотя при Святославе Русь была еще языческой. Однако, как видим на примере этого раритета, влияние христианской Византии было весьма большим.
— Выкупленную у наследников печать доставили в Киев и в мае прошлого года продемонстрировали журналистам, — продолжает Александр Алферов. — После этого при поддержке руководства Национального заповедника «София Киевская» началась подготовка к выставке, на которой мы решили показать раритет. Эта работа заняла целый год. Выставка не академическая — в ней много новаторского, креативного. Экспонаты для нее предоставили несколько частных коллекционеров из Украины. Идемте, я проведу для вас экскурсию.
*Александр Алферов: «Окружным путем (минуя российско-украинскую границу) выкупленную у наследников российского археолога печать Святослава привезли в Киев»
Начало экспозиции посвящено детству Святослава. Ему было три года, когда древляне (славянское племя, жившее на территории нынешней Житомирской области) жестоко расправились с его отцом — князем Игорем: привязали к лошадям, и те разорвали князя.
— Перед этим Игорь вернулся из неудачного похода на Византию, защитники которой сожгли ладьи киевлян, поливая их горящей нефтью, — рассказал в одном из интервью «ФАКТАМ» археолог Богдан Звездицкий, проводивший раскопки столицы древлян города Искоростеня. — Войско Игоря вернулось в Киев без добычи, дружинники стали роптать, и князь пошел за данью к древлянам. Кстати, ее тогда брали мехами, медом и воском. Эти товары князь продавал византийским и европейским купцам. Древляне заплатили Игорю, но ему показалось мало, и он решил еще «походить». Причем основную часть войска с данью князь отправил в Киев, оставшись лишь с малой дружиной. Древляне не преминули воспользоваться этой оплошностью Игоря, напали на него и учинили расправу.
— Чтобы отомстить за убийство мужа, вдова Игоря княгиня Ольга повела дружину на древлян и взяла с собой маленького сына Святослава, — продолжает Александр Алферов. — В летописи сказано, что, когда войско осадило Искоростень, маленький Святослав бросил в сторону врага копье, но оно лишь пролетело над головой лошади и упало на землю — у ребенка еще не было сил управляться с оружием. В части экспозиции выставки, посвященной детским годам Святослава, мы разместили рисунки детей о войне на Донбассе — чтобы посетители прочувствовали: росший без отца Святослав переживал такую же боль утраты, что и дети нашего времени, отцы которых погибли, защищая Украину от российской агрессии.
Когда Святослав вырос и стал правителем Киевской Руси, из Царьграда прислали послов с дарами: дорогими тканями, драгоценностями, благовониями… По свидетельству летописца, молодой князь не пожелал даже взглянуть на подношения. Поэтому мы разместили в экспозиции золотые вещи княжеских времен под прозрачным полом — чтобы посетители символически наступали на эти предметы роскоши.
Поняв, что Святослав равнодушен к роскоши, византийцы прислали оружие. Эти дары он принял с благодарностью. Святослав стал одним из самых успешных воинов в нашей истории, покорив многие племена и страны. Рядом с подлинными мечами, наконечниками копий и стрел мы положили современные реконструкции этого оружия — любой желающий может взять его в руки.
В самом верхнем помещении музея мы установили прозрачный бокс с центральным экспонатом — печатью Святослава. На ней изображен двузубец и надпись на греческом языке: «архонт Святослав». Архонтами в Византии, самом сильном государстве той эпохи, называли правителей высокого уровня.
Следующий стенд экспозиции — стекло, на котором лишь очертания экспонатов: оружия, посуды, ритуальных вещей. Эти предметы были найдены в могиле, обнаруженной учеными в одном из курганов в Днепропетровской области. Позолоченные находки явно принадлежали высокопоставленному человеку.
Есть серьезные основания полагать, что они из погребения князя Святослава. В 972 году его убили печенеги, когда он с дружиной пытался переправиться через днепровские пороги. Бесценные реликвии из «Могилы Святослава» в советское время были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда якобы временно — на выставки. Но так и не были возвращены в Украину.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2484Читайте нас у Facebook