Владимир Невзоров: "На каждого миллионера от App Store приходятся тысячи "неудачников"
В последние годы среди наших соотечественников стало популярным отказываться от постоянной работы в офисе в пользу так называемого фриланса или небольшого самостоятельного бизнеса. Среди профессий, позволяющих уйти из добровольного «офисного рабства», лидируют следующие: дизайнер, фотограф и, конечно, программист.
Наибольший доход среди программистов получают те, кто пишет код для мобильных ус-тройств — смартфонов и планшетов. Многие программисты, вдохновившись опытом таких успешных разработчиков, как, к примеру, уроженец Киева Ян Кум, который продал свой мессенджер WhatsApp за 19 миллиардов долларов компании Facebook, создают собственные приложения и выставляют их на продажу в магазины App Store и Google Play в надежде сразу получить большую прибыль или хотя бы иметь стабильный хороший доход. Но так ли выгодно сейчас заниматься созданием приложений для iOS и Android? У медали, как известно, две стороны…
Предлагаем вашему вниманию статью учредителя издательства «Скай Хорс», кандидата экономических наук Владимира Невзорова, опубликованную в недавно вышедшей в Украине книге «Apple. Эволюция компьютера» (см. подробнее на сайте gorodkiev.info/shop), рассказывающую о наиболее прибыльном рынке мобильных приложений Apple App Store.
Опытные разработчики со средствами находятся в более выгодном положении, чем новички-одиночки
За первые три месяца через App Store было загружено 100 миллионов копий приложений, еще за месяц это число удвоилось. Кажется, такие цифры даже превзошли ожидания Джобса, заявившего на итоговом собрании акционеров 2008 года, что «за все время мы не видели ничего подобного».
Новый быстрорастущий рынок благодаря множеству историй стремительного обогащения, которыми пестрели пресса и Интернет, привлек тысячи разработчиков — от одиночек, программирующих на ноутбуке, сидя дома на диване, до крупнейших студий.
*Владимир Невзоров
Впервые в истории независимые программисты и дизайнеры получили прямой доступ к конечному потребителю на международном уровне. Равные права были предоставлены всем, и казалось, что App Store — самый демократичный из всех рынков. Но это не совсем так. Во-первых, App Store полностью контролируется Apple, при этом не всё подчиняется ясным и заранее оговоренным правилам, но зависит от желания или нежелания ее сотрудников: новое приложение могут отклонить на стадии рассмотрения, а уже распространяющееся — удалить из маркета фактически без объяснения причин. Справедливости ради нужно заметить, что последнее происходит не так часто. «Реджект» получает примерно одно из десяти приложений, и зачастую у разработчика есть возможность внести какие-то коррективы и попытаться выставить в маркет новую версию. Во-вторых, в настоящее время этот рынок настолько насыщен, что для успеха, как правило, недостаточно просто сделать хороший продукт — его продвижение требует определенных умений и денег (для выхода на самые привлекательные рынки, особенно американский, — много денег). Поэтому опытные разработчики со средствами находятся в более выгодном положении, чем новички-одиночки. Время легких денег в App Store давно прошло, а большинство новых проектов себя даже не окупает. Разработка мобильных приложений для конечного потребителя теперь по надежности инвестиций, кажется, приближается к игре в лотерею.
Для создания качественного приложения, способного привлечь к себе внимание, нужно немало средств. Небольшая игра или утилита обойдется в несколько десятков тысяч долларов без учета расходов на продвижение, что не удивительно: даже в Восточной Европе зарплата опытного iOS-программиста на момент написания книги составляла 3—5 тысяч евро в месяц. Допустим, разрабатывается несложная игра под iOS и Android и на два месяца нужно нанять пару программистов и дизайнера. Даже если инвестор составит четкое и детальное техническое задание (не внося в него по ходу дела серьезных изменений) и будет самостоятельно тестировать рабочие версии, то израсходует за эти два месяца около 20 тысяч долларов.
Примитивные приложения могли добиться коммерческого успеха только в первые годы существования App Store. Если у читателя в 2008—2010 годах уже был iPhone, то он, возможно, помнит одно из приложений, имитирующих хлопанье пузырьков упаковочной пленки или бокал с пивом (на экране отображался напиток с пеной и пузырьками, который «проливался» при наклоне аппарата, наглядно демонстрируя работу акселерометра). Были даже приложения-«лохотроны», призванные вытянуть деньги у доверчивого пользователя и не дававшие взамен ничего полезного. Яркий пример — приложение Mirror, попавшее в топы маркетов, кажется, всех стран благодаря множеству восторженных отзывов от несуществующих пользователей, которые на самом деле искусственно создавали сами разработчики. Обещая функции зеркала, приложение Mirror просто отключало экран iPhone. Это можно было бы счесть шуткой, но программа стоила доллар.
Пока в App Store было сравнительно немного приложений, Apple смотрела на засилье таких «поделок» на маркете сквозь пальцы, но потом справедливо решила, что их уже чересчур много, они мешают пробиваться качественным продуктам, и стала подвергать новинки более строгому контролю, отсеивая явную чепуху и брак.
Разработка приложений для мобильных устройств стала модным занятием
Впрочем, большие деньги, вложенные в продукт и его рекламу, совсем не гарантируют успех, даже если результат отличается высоким качеством. Количество загрузок приложения зависит от массы обстоятельств, многие из которых просто непредсказуемы. Трудно с уверенностью утверждать, почему вот это приложение продается, а это — нет. Тем более невозможно надежно спрогнозировать успех приложения, пока оно не попадет в App Store и не пройдет еще какое-то время. Это не означает, что от разработчика ничего не зависит, напротив, нужно прилагать много усилий. Без упорного труда, как правило, чудо не случается. Но это означает, что даже программу-минимум (возврат вложенных средств) ничто гарантировать не может. Известно, что на каждого миллионера от App Store приходятся тысячи «неудачников». Если кто-то решил заняться этим бизнесом, то ему стоит дважды подумать и морально подготовиться к вероятной потере денег.
Эта нехитрая рекомендация особенно актуальна сейчас, когда разработка приложений для мобильных устройств стала модным занятием. Жажда наживы, иногда вкупе с другими интересами, привлекает на этот рынок людей, далеких от IT-отрасли. Это напоминает «бум доткомов», случившийся в конце 90-х годов, когда многие бросились инвестировать в интернет-проекты, не приносящие никакой прибыли, с самой простой идеей: раскрутить и продать дороже. Конечно, в какой-то момент, а точнее, весной 2000 года, «мыльный пузырь» (dot-com bubble) лопнул.
С другой стороны, существует много примеров популярных приложений-стартапов, которые, не принося никакой прибыли, привлекают огромные средства. Например, приложение Flipboard, созданное бывшим инженером из Apple Эваном Доллом и экс-руководителем фирмы Tellme Майком МакКью, позволяющее пользователю перелистывать страницы своеобразного электронного журнала и читать информацию с различных новостных и развлекательных сайтов. Flipboard не показывает рекламы и ничего не продает. Тем не менее с 2010 года проект получил более 200 миллионов инвестиций от различных организаций, а совсем недавно — дополнительные 50 миллионов от JPMorgan Chase.
Конечно, сделать продукт такого плана без собственного стартового капитала или привлечения средств «бизнес-ангела» (человека, поверившего в идею и давшего деньги на раннем этапе) невозможно, ведь последует масса регулярных расходов: зарплаты штату квалифицированных сотрудников, затраты на «техническую часть» — аренду серверов и прочее.
Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, рынок мобильных приложений по сравнению с прочими рынками стоит ближе к так называемой меритократии (буквально — «власть достойных»), означающей наличие в обществе со свободной конкуренцией благоприятных условий для одаренных и трудолюбивых людей. В App Store талант и настойчивость могут соперничать с большим опытом и солидным бюджетом. Тем более что большой бюджет — это тоже своего рода груз, обуславливающий высокую цену приложения (если не делается упор на встроенную рекламу или что-то еще). Программист-одиночка имеет серьезное конкурентное преимущество, ведь он может себе позволить установить на приложение сколь угодно низкую цену.
Тут мы затронули проблему, которую создали для крупных студий небольшие команды разработчиков. Покупатели уже привыкли к ценам в App Store и Google Play на уровне одного — трех долларов, и их не волнует масштабность проектов. Цена в десятки долларов за игровое приложение или утилиту большинству покажется непомерно высокой, хотя именно столько стоят продукты для PC и современных игровых приставок PlayStation и Microsoft Xbox.
Наверное, последние версии таких игр, как GTA V, которая вышла на PlayStation 3 и Xbox 360 осенью 2013 года и обошлась компании в рекордные для индустрии 270 миллионов долларов, что сравнимо с бюджетами топовых блокбастеров, не скоро появятся на iOS и Android. И неважно, что GTA V требовательна к ресурсам системы: практически любую игру можно упростить до уровня, когда она сможет работать на той или иной современной системе. Вопрос в том, окупятся ли даже те средства, что потрачены на портирование, если продавать GTA V за пару долларов. Поэтому пока цена большинства продуктов в App Store и Google Play будет держаться на уровне одного — трех долларов, под iOS и Android будут создаваться в основном казуальные игры или портироваться старые хиты.
Впрочем, и разработка «крутой» казуальной игры с расчетом попасть и задержаться в топе App Store может оказаться недешевым удовольствием.
Например, шведская компания Ustwo опубликовала в январе 2015 года финансовые сведения относительно своей популярной головоломки-бродилки Monument Valley, получившей награду Apple Design Award. За девять месяцев игра принесла около 5,86 миллиона долларов, но и затраты составили 1,4 миллиона. Глядя на эту головоломку, большинство обывателей, пожалуй, будет недоумевать: «На что тут ушло полтора миллиона?..»
Появление App Store вернуло нас на несколько лет назад — к истокам игровой индустрии, временам «Тетриса», когда талантливый и удачливый инженер или студент имел (и сейчас имеет, несмотря на жесткую конкуренцию!) шанс создать хит мирового уровня. IPhone — это «игровая платформа» для всех, независимо от возраста и пола. Люди играют на iPhone, как правило, чтобы скоротать время — в транспорте, в очереди в поликлинике, в постели перед сном. Благодаря современным смартфонам и планшетам очень многие стали немножко «геймерами». На таких игроков и рассчитаны Angry Birds, Doodle Jump, Temple Run и прочие незатейливые, но качественные игры. Многие из них были созданы именно программистами-одиночками или маленькими студиями, которые в результате вытащили свой «счастливый билет».
WhatsApp — одно из успешных приложений из App Store
Наверняка многие читатели общаются с друзьями и знакомыми, живущими за рубежом, и, конечно, используют для этого Skype или аналогичные сервисы. То, что Skype сократил доходы от международных звонков традиционных телефонных компаний, отнюдь не смелое предположение, а очевидный факт. То же самое делает WhatsApp с SMS- и MMS-сервисами. Зачем отправлять платные сообщения, если можно воспользоваться практически бесплатным и во многом более удобным приложением с годовой абонентской платой всего в один доллар (причем первый год даже эти деньги не взимаются)? Ответ настолько очевиден, что только Android-версия Whats-App привлекала, по состоянию на март 2015 года, около миллиарда пользователей.
Такие мощные проекты становятся лакомым кусочком для крупнейших компаний. Как упомянутый Skype, поглощенный Microsoft в 2011 году за 8,5 миллиарда долларов, так и WhatsApp был приобретен Facebook в феврале 2014 года за фантастические 19 миллиардов долларов (4 миллиарда — деньгами, остальное — акциями Facebook). И это пока абсолютный рекорд для мобильного приложения.
Многие успешные проекты созданы программистами из Восточной Европы. WhatsApp не исключение, поскольку один из его основателей, Ян Кум, родился в 1976 году в Киеве, а детство провел в небольшом городке Фастове Киевской области. В 16 лет Ян переехал с матерью и бабушкой в США, где поступил в университет штата Калифорния в Сан-Хосе. После смерти матери он бросил учебу и с 2001 по 2007 год работал в Yahoo, где познакомился со своим будущим партнером, опытным инженером Брайаном Эктоном.
В январе 2009 года Ян купил iPhone и, сразу поняв, что App Store открывает огромные перспективы, решил разработать приложение-мессенджер. Название WhatsApp пришло ему в голову практически сразу, поскольку созвучно с популярным выражением «What's up?» — «Как дела?». На официальном сайте WhatsApp сказано: «Мы хотим создать лучшую альтернативу SMS. Потому что мы верим в свои силы. Потому что в скором будущем все будут пользоваться смартфонами». Кажется, у них уже получилось.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
1421Читайте нас у Facebook